Организация учебной деятельности на современном уроке

Идеологи развивающего обучения — Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков — попытались осуществить его в условиях традиционной классно-урочной системы обучения. Это удалось сделать только на начальной ступени обучения. Массового внедрения в школу их идей достичь пока не удается.

Современное обучение должно быть гуманным и индивидуализированным. В традиционных подходах к уроку это сделать невозможно. Да и содержание современных учебников дает знания учащимся в готовом виде. Только деятельностный подход к современному уроку позволяет преодолеть сложившиеся традиции. Анализ современных подходов к уроку позволяет сделать вывод о том, что современное обучение все больше приобретает черты рефлексивности, в которых создаются предпосылки для превращения как ученика, так и учителя в самоизменяющихся субъектов учебной деятельности.

Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты: учебная задача, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки. В традиционном обучении третий компонент практически отсутствует. Чтобы дети учились и усваивали знания и умения в форме полноценной учебной деятельности, ее нужно правильно организовать.

Правильная организация деятельности — это такая организация учебно-воспитательного процесса, которая реализуется на основе потребностей людей в овладении знаниями и умении общаться. Основные требования к такой организации заключаются в том, что урок есть открытие истины, путь к познанию нового, выяснению закономерностей окружающего мира. По мнению В.В. Давыдова, содержание урока должно быть научным, теоретическим. В основу такого подхода положена работа с научными понятиями курса или предмета. Причем ученику мало задать систему понятий — нужно, чтобы она была освоена им, стала реальным инструментом его учебной деятельности.

На уроке должна изучаться не формула, не параграф, а закономерность жизни, которая делает человека сильнее и духовно богаче. В учебно-методической литературе недостаточно практических рекомендаций по подведению учащихся к открытию понятий. Задача учителя при введении нового понятия состоит не в том, чтобы все самому объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей на уроке, производить такие изменения содержания учебного материала, посредством которых учащиеся сами откроют свойства и отношения. Основной критерий к предъявлению содержания учебного материала — его дифференциация по уровням. Первый уровень соответствует минимуму содержания предмета, второй — выше минимума содержания. Многие учителя пытаются сами объяснить новый материал, так как, по их мнению, он будет изложен более четко и без потерь времени. Такой подход обеспечивает лишь расширение объема знаний детей, а продвижение в развитии происходит неэффективно: приобретенные знания оказываются неглубокими и непрочными. В силу большой загруженности учитель не всегда может самостоятельно найти вариант введения того или иного понятия. В учебной практике учитель опирается на субъективный опыт ученика, изучает с учащимися реальные источники окружающей действительности, которые привели к возникновению понятия.

Приведем пример из опыта работы Людмилы Александровны Кононовой, учителя средней школы № 75 Октябрьского района города Новосибирска. Она сочиняет стихи к введению того или иного понятия. Вот пример одного из них:

Простые числа

Натуральное число.
Замечательно оно
Тем, что может быть простым,
Может быть и составным...

Формируя у учащихся понятия, учителю необходимо учитывать общие закономерности, установленные П.Я. Гальпериным и Н.Ф. Талызиной: любое понятие, прежде чем стать «обобщенным, сокращенным, автоматическим и подсознательным умственным процессом», проходит через вполне определенные этапы: мотивация; выполнения действия в материализованном виде; проговаривание в громкой речи; перевод действия во внутренний план.

Учебная задача помогает обеспечить мотивацию, поэтому она должна содержать новизну. Цель, которая ставится перед учащимися в форме проблемной ситуации, с одной стороны, способствует осознанию целесообразности введения нового понятия и возникновению познавательных мотивов, с другой стороны, активизирует и делает осмысленным процесс учебных действий. При постановке учебной задачи важно учитывать возрастные особенности детей, способности и потребность подростка познать себя как личность. Учитель может придумать задачу, но выполнять ее должны ученики. При выполнении учебных действий учителю нужно обеспечить соответствующий уровень развития самих учащихся: они должны уметь наблюдать, сравнивать, обобщать, рассуждать по аналогии, выражать в речи свойства и отношения. Современный урок основывается на самостоятельной деятельности учащихся; их работа становится коллективной, формируется личная ответственность каждого за свою работу. Это прежде всего урок, освобожденный от страха — никто никого не боится, никто никого не пугает. Главный принцип взаимоотношений — доверие. Учитель, приходя в класс, продумывает не только свой внешний вид, но и мимику, жесты, интонацию. Такое признание ценностей друг друга активизирует познавательную активность, снижает тревожность, рождает доброжелательность и взаимопонимание.

Организационные основы урока должны отвечать следующим требованиям:

  • работают все и работает каждый;
  • интересно мнение каждого и радуют успехи каждого;
  • все благодарны каждому и каждый благодарен всем за свои успехи;
  • доверяют учителю как руководителю учебного процесса.

Самостоятельная деятельность учащихся протекает на уроке в парах как постоянного, так и сменного состава, сформированных по принципу психологической и гуманной совместимости. Во время такой работы происходит взаимообогащение знаниями, развитие мышления, каждый продвигается в обучении согласно «зоне ближайшего развития», в индивидуальном темпе. По мере возможности ученики овладевают рациональными приемами запоминания, восприятия, подготавливают себя к более высокому уровню знаний.

В учебной практике часто отсутствует третий компонент учебной деятельности. На уроке учитель ограничивается либо фронтальным решением примеров и задач, либо обычным контролем знаний, при котором учащиеся не получают возможности сделать самооценку своей работы. Качество и объем выполненной учащимися работы оценивается с субъективной точки зрения. Тогда как наличие на уроке рефлексивно-оценочного этапа вызывает развитие рефлексивной деятельности и формирование адекватной самооценки. Этот процесс требует времени и системности в работе учителя. Через рефлексию ученик должен понять, чему он научился на уроке, увидеть свои личные достижения и недостатки, определить границы своей компетентности, что является необходимым условием движения вперед. Итоговая рефлексия может быть на уроке как групповой, так и индивидуальной. Учащимся предлагаются в конце урока вопросы, выводящие их на осознание смысла индивидуального пути развития. Можно использовать метод незаконченных предложений:

Я запомнил, что...

Я понял, что...

Мне на уроке...

Думаю, что...

Коллективную рефлексию можно провести в виде диалога:

— Посмотрите на наш класс. Что вы заметили? Как же мы выполнили свою учебную задачу? Как мы можем себя оценить? Почему? С каким настроением заканчивается урок?

В заключение отметим, что детей обязательно нужно поблагодарить за урок.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети