Прикладное искусство народа

Занятия прикладным искусством имеют глубокие исторические корни. В развитых европейских странах «умение творить руками» особо престижно. В Японии к таким людям относятся с особым почтением. И у нас на Руси девочек 5—6 лет уже учили прясть, а старших — плести кружева на коклюшках. Долгими зимними вечерами при свете лучины девушки осваивали многообразные виды искусства. Каждая рукодельница знала, что по ее умениям, навыкам, таланту судили о том, какой она будет хозяйкой, хранительницей семейного очага. В народном искусстве как-то необычно по-доброму открывалась душа и характер русского народа, его идеи и мечты, его история.

Тогучинский Центр развития творчества детей и юношества, его методическая служба считает, что сегодня, когда нарушены естественные связи людей с их корнями, историей, активизация работы с детьми в этом направлении имеет огромное значение. Только подлинная русская культура с ее традициями может противостоять тому суррогату, который сегодня в обилии преподносится под видом народного творчества.

Для нас каждый ребенок — личность, неповторимая индивидуальность. Поэтому очень важно помочь ребенку проявиться, открыть в себе творческие способности, адаптироваться не только в прикладном искусстве, но и в конкретной ситуации общения и просто в повседневной жизни.

Предлагаемый вашему вниманию материал — один из сценариев традиционных районных праздников-конкурсов, один из шагов нашей работы. Из года в год растет число желающих в ней участвовать. Ведь это возможность процесс познания перевести в деятельность, более глубоко изучить и приобщиться к истокам народной традиционной культуры, создать условия для самореализации, адаптации к жизни в обществе, удовлетворить потребности в самоутверждении.

Сценарий праздника ''Мисс Очарование кукла''

Рекомендации по подготовке и проведению праздника «Мисс Очарование — кукла»

1. При подготовке и проведении данного праздника участницам предложено провести конкурс на самый оригинальный головной убор, выполненный из любых материалов (сшитые, связанные, из нетрадиционных материалов и т.д.). Выбор вида изделия зависит от многих факторов: возраст, цель, уровень умственных способностей, наличие материалов, назначение изделия и др.

2. Разработать критерии оценок:

  • эстетичный вид;
  • оригинальность;
  • представление модели;
  • за самый смелый проект модели;
  • за самую оригинальную модель.

3. Провести репетицию демонстрации моделей: походка, жесты, время пребывания на сцене. Комментатору помочь составить текст для представления модели, подобрать соответствующую музыку.

4. По возможности приготовить призы для вручения за лучшую модель. Можно организовать чаепитие.

Звучит песня «Куклы» в исполнении группы «Иванушки». Танцевальная группа исполняет танец кукол.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Мы рады видеть вас вновь на нашем празднике. Конечно вы догадались, почему нашу встречу открыла эта песня. Да, сегодня у нас праздник ваших кукол. У многих из вас были, а у кого-то и сейчас есть куклы, да еще и не одна. Наверное, они знают все ваши секреты. Какие они разные, красивые, такие непохожие. К сегодняшнему празднику готовились многие участницы. И мы начинаем с ними знакомство.

Представляются все участницы.

Чьи руки создали первую в мире куклу? Этого никто не знает, да и не может знать.

Кукла — один из самых первых «спутников» человека! Она появилась, вероятно, еще в доисторические времена. Когда были дети, тогда были и куклы. И вполне возможно, что первые куклы были придуманы не взрослыми, а детьми. И сделаны из естественных вещей таких, как камни и палки.

Индейские дети пользовались куском дерева с утолщением вместо головы.

Дети персов играли куклами, свернутыми из ткани, с нарисованным на ней лицом.

Древние египтяне делали кукол из дерева и украшали бусами.

Древние греки тоже имели интересные куклы. У них были хорошо оформленные головы, а руки и ноги двигались при помощи веревок.

Дети эскимосов играют с куклами, вырезанными из слоновой кости.

Дети Мексики — с куклами, сделанными из обожженной глины.

Исламской девушке, выходящей замуж, нередко дарили красиво наряженную куклу, так как невеста в странах ислама часто бывает совсем иной.

Как видите, у каждого народа свои куклы, свои обычаи. Но жизнь не стоит на месте. Сегодня у нас есть куклы, которые ходят, говорят, кричат.

Сейчас мы предлагаем вам в исполнении фольклорного коллектива песню кукол. Встречаем. (Песню см. в приложении.)

Представляем умнейшее, честнейшее жюри: ... (поименное представление).

Наши девушки готовились к празднику — шили не только для кукол, а изготавливали шляпы. Мы приглашаем вас на парад мод. Сегодня участницы демон-стрируют шляпы. Мы их с вами посмотрим, жюри оценит. Болельщиков прошу не жалеть своих ладоней и от души хлопать.

Показ шляп, оценка членами жюри.

Мы с вами увидели различные направления моды в таком виде одежды, как шляпа. Кроме того, что мода очень серьезна, она еще и необъятна. Ведь существует мода буквально на все: на одежду, на мебель, на прически, картины, книги и даже мода на собак и кошек.

Слово «мода» — это французское слово, что означает «мера, образ, способ». Не секрет, что большую роль в костюме юношей и девушек играют такие аксессуары, как шарф, перчатки, косынка, сумка.

Мы предлагаем болельщикам показать несколько способов использования легкого широкого шарфа:

а) как головной убор;

б) как шарф.

(Выполнение задания.)

Мы приглашаем вас на очередной конкурс — шоу-парад моделей. Перед вами — бальные платья.

Показ бальных платьев и оценка членами жюри.

Спасибо, наши участницы! Пока они немного отдохнут и подготовятся к следующему конкурсу — показу новогодних костюмов, мы с болельщиками проведем несколько игр. Первая игра «Счастливое место». Вторая игра — всем известное выражение «Все течет, все изменяется». К моде это имеет самое непосредственное отношение. Какой вы представляете себе моду будущего? Я приглашаю сюда 5 человек. Вот вам бумага, краски...

Выполнение задания.

В быту русской деревни еще в первые десятилетия 20 века тряпичная кукла была наиболее распространенной. Она была в каждой крестьянской семье, а в некоторых избах их было до сотни. Да, и что удивительного: таких кукол дети начинали вертеть с пяти лет! Свертывали в скалку кусок ткани, белой тряпицей обтягивали лицо, перевязывали льняной ниткой — и вот готова простейшая кукла. Теперь ее можно было «рядить». Обязательно пришивали кукле маленькую кудельную, либо волосяную косу. Наряжали куклу с большим старанием. Знали, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве будущей хозяйки.

Конкурс «Смастери куклу». Участвуют 3 чел.

Пока наши участники мастерят куклу, самую простейшую, для вас поет фольклорный коллектив.

Исполнение песни.

Итак, готовы работы у ваших художников, покажите их зрителям и жюри. Готовы и куклы у наших участниц. Спасибо за участие в конкурсе.

А мы с вами продолжаем знакомство с направлениями моды, и перед вами — коллекция новогодних костюмов. Новый год мы встречали не так давно, но он, наверное не ошибусь, — один из лучших праздников в году с его сюрпризами, загадочностью, и его мы ждем постоянно.

Встречаем новогодние костюмы.

Показ новогодних костюмов и оценка членами жюри.

Каждый модельер, работая над новой моделью, хочет создать определенный образ. Насколько вы владеете этим искусством, покажет следующий конкурс.

Я приглашаю ко мне двоих участников.

Задание: создать методом наколки из ткани нарядное вечернее платье под девизом «Шехерезада» и «Кармен».

Выполнение задания.

Пока наши участники выполняют задание, мы с вами попоем. И давайте вспомним песни о куклах.

Пение песен залом.

Итак, модели готовы. Пожалуйста, покажите их нам.

Следующий конкурс мы назвали «Русичи». Это название не случайно, потому что сейчас девушки-участницы будут показывать русский народный костюм.

Встречаем наших участниц.

Показ моделей и их оценка.

Пока жюри подводит окончательные итоги, для вас в исполнении фольклорного коллектива звучат частушки о куклах. (Частушки см. в приложении.)

Вот уже жюри подвело итоги, но перед тем, как дать ему слово, я бы хотела узнать мнение болельщиков о празднике и кто из участниц больше понравился?

Ответы болельщиков. Слово жюри. Награждение призами.

Ведущий:
Наступает минута прощанья,
праздник кукол закончим сейчас.
И пора нам сказать: — До свиданья! —
будут новые встречи у нас.
Расстаемся, друзья, не навечно.
Будем дружбу мы нашу беречь.
Мы желаем вам счастья сердечно!
До свидания, до новых встреч!

Песня кукол
Мы народ особый — куклы!
Посмотри, посмотри!
Как танцуем мы по кругу,
Раз, два, три,
Раз, два, три,
Без конца менять наряды
нам не лень, нам не лень!
Принимать гостей мы рады
каждый день,
каждый день!
Мы готовы есть печенье
каждый день, каждый день!
Отмечать свой день рожденья
каждый день, каждый день!
Можем мы в тазу купаться
в день по сто раз, в день по сто раз!
Засыпать и просыпаться
каждый час, каждый час!
Можем спрыгнуть мы с дивана
прямо в лес, прямо в лес!
На Луну лететь в ракете
и на Марс, и на Марс!
Мы на все готовы, дети,
ради вас, ради вас.
Ничего-то мы не значим,
без детей, без детей.
И смеемся мы и плачем
для детей, для детей!

Частушки

Ставьте ушки на макушки,
слушайте внимательно.
Пропоем мы вам частушки
очень замечательно.

Барби ехали в Россию
посмотреть и погостить.
И не знали не гадали,
что останутся тут жить.

Как по Невскому пошли,
добрых молодцов нашли.
Русских Кенов отхватили —
про Америку забыли...

Сколько звездочек на небе,
невозможно сосчитать.
сколько кукол всех на свете,
лучше Барби не сыскать!

Что, кукушка, не кукуешь?
Тебе время куковать.
Вот уж времечко настало
нам мисс-куклу выбирать!

Девяносто песен знаю,
в один вечер все спою.
В каждой песне — все о Барби.
Барби! Я тебя люблю!

Оденет Барби бело платье,
будет в нем красавица.
Ну кому какое дело —
хочет всем понравиться.

Надоело нам учиться,
математику решать.
Никогда б не надоело
куклу Барби наряжать.

Ох, топни нога,
топни правенькая.
Все равно мисс-куклой буду,
хоть и маленькая.

Запрягла я кошку в дрожки,
а котенка в тарантас.
Привезла я куклу Барби
всем девчонкам на показ.

У кого какая Барби,
моя — с белою косой,
и сегодня на мисс-кукле
она блещет красотой.

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети