Культурология в школе

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

Реформа образования привнесла в нашу школьную жизнь множество перемен. Относительно многих мы и поныне вопрошаем: «А это нам еще зачем?». Гуманитарное образование — понятие уже закрепившееся в учительском сознании, а культурологическое? Что может добавить оно нашему выпускнику? Давайте поразмышляем.

Откроем книгу Г.П. Федотова «Судьбы и грехи России» (СГП, 1992).

«Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах, находят свое выражение его самые высокие стремления и возможности. Только по этим достижениям можно судить о природе или назначении человека».

Культура — это не только накопленное человечеством материальное и духовное богатство. Это непрерывный творческий акт, способ существования человечества. Но способы бывают разные. Может быть, это стихийный, бесцельный процесс? Может быть, это случайное, хаотическое нагромождение плодов человеческого разума и труда? Может быть, у культуры нет никакой основы и культура всего-навсего возделывание? Что только человек не принимает за основу культуры! Материалисты — «материальный базис», «развитие производства».Идеалисты — «мировой разум, мировой дух». Религиозные философы — «божественное Провидение». Разночтение основ культуры продолжается и сегодня, но проявилось и единомыслие в ее определении. Суть его в следующем: культура — это сложнейшая, исторически развивающаяся система норм и взаимоотношений, сложившихся за сотни тысяч лет внутри биологического вида Homo sapiens и направленных на его выживание и совершенствование. Однако в дидактических целях следует упомянуть, что в настоящее время существует несколько сот определений культуры. Простых и многозначных, но все они, как и приведенное нами выше, не претендуют на истину в последней инстанции. Что же все-таки составляет сущность культуры? Где она начинается? Там и начинается, где кончается природа и начинается человек. Не просто биологическая особь, а феномен — существо мыслящее, нравственное и обладающее только ему присущей прерогативой, эстетическим чувством. Делаем еще один вывод:

Человек — единственный создатель и носитель огромного существующего с природой мира — мира культуры, а культура — непрерывный творческий способ существования человека, единственный способ. Воспользуемся только нам, людям, присущей прерогативой и подтвердим изложенное эстетически в эпиграфе этой статьи. Однако далеко не все убеждены в необходимости культурологической интеграции и нужности кафедры культурологии в школе. Что же, продолжим экскурс по линии «единственного способа существования человека». Обратимся к дневнику одного из честнейших прозаиков нашего времени Юрия Нагибина: «Похоже сейчас могучий органический и не органический мир постигло полное разочарование, — институт, называемый «человечеством», будет закрыт навсегда. А земля, отмывшись в воздушном океане, поплывет дальше в своей изначальной чистоте».

Воздержимся пока от комментирования мысли прозаика. Обогатимся фактологически. Массовое сознание и теоретическую мысль на входе человека в третье тысячелетие буквально пронизывает апокалиптические умонастроения и умозаключения? Открываем справочник по энергетике:

«...В 20 столетии израсходовано более трех четвертей (по ориентировочным данным) всей так называемой первичной энергии (топливо). Сейчас каждый год человечество потребляет около 1/25 энергии, использованной человечеством за всю его историю».

Но это ведь означает, что мы живем уже за счет.., страшно сказать, какого поколения потомков.

Человек-хозяин, став в 20-м столетии Технократом, подвел свою хозяйственную деятельность к уровню близкому естественным геологическим процессам. Попросим помощи у академика А.Е. Ферсмана, да, да, того самого, благодаря которому мы управляем своей судьбой через минералы. Александр Евгеньевич незадолго до ухода из жизни (1945) оставил такие данные.

За 5 веков, с XV по XX, человечество извлекло из земли только золота 20 млн. тонн. Судя по поведению сограждан, им сегодня этого явно недостаточно.

Ладно с золотом, металл все-таки благородный, а тяга к благородству была всегда присуща людям.

Но люди при добыче всего, что им нужно, из земли извлекают на поверхность не менее 5 куб. км. горных пород ежегодно. А ежедневно в мире перебрасывается человеком ищущим до 1,5 млн. тонн породы.

Скажете: «Какое отношение имеет золото, порода, дневник прозаика к необходимости культурологического образования?». Прямое! «Природа—Человек—Культура» — формула универсума, где все взаимосвязано. Все реки мира ежегодно уносят осадки с поверхности земли, а человек снова выкапывает одну треть их на поверхность.

Это будем делать, когда перегоним Природу? Из того, что накопаем, будем строить новую планету?

Целесообразность деятельности человека в окружающем его мире определяется культуросообразностью, а культуросообразность образуема, т.е. может быть сформирована в процессе образования.

Культуроведение может быть ближе к художественной культуре или к искусству. Учителя спрашивают: «Как же культурология может интегрироваться, например, с географией или языковедением?». Хороший вопрос. В 20-м веке человек столкнулся с проблемами, решение которых — это решение судьбы цивилизации общечеловеческой. Сегодня такие проблемы называют глобальными. Их, в общем-то, не так уж и много. Пальцев на одной руке хватит, чтобы перечесть. Так просто? Не будем спешить. Обратимся к науке культурология. Да, первоочередных, особенно острых и касающихся каждого жителя планеты Земля проблем культурология называет четыре:

Предположение экологического кризиса, связанного с последствиями нецелесообразной человеческой деятельности. Чтобы определить пространственные масштабы экологического кризиса, нам недостаточно знать административное деление г. Новосибирска, нам хорошо бы ориентироваться в понятии «целостность географического пространства». Хорошо бы к этому еще и ориентироваться в атласе мира. А то как же мы будем жить сообразно общечеловеческой культуре в 21-м веке?

Предотвращение ядерной войны, создание безъ-ядерного ненасильственного мира.

Преодоление голода, нищеты, неграмотности, разрыва между богатым Севером и бедным Югом.

Нахождение новых энергоемких источников
сырья, развитие экономики, исключающей отрицательные последствия научно-технического прогресса.

Решить эти проблемы и избежать апокалиптического исхода человечество сможет лишь при условии овладения уровнем общечеловеческой культуры, освоив культурологические способы и методы решения глобальных проблем. Ване Иванову предстоит решить вопрос жизни и смерти ребенка из африканкой семьи, когда он будет искать средство от СПИДа, выращивать более крупное зерно пшеницы или утвердительно ответит на вопрос: «Нужен ли русскому человеку живой слон?». Все глобальные проблемы современности взаимосвязаны, их изолированное, по отдельности, решение невозможно.

Планетарные проблемы способен решить планетарно мыслящий человек. Его формирование — это сверхзадача не только отечественной школы. Мировая система образования не успевает за изменениями, происходящими в мире. Сегодня существует понятие функциональной неграмотности. Это бич цивилизации и культуры второй половины 20 века. Завершив школьное образование и овладев иностранными языками, люди, включившись в процесс производства, не могут справиться с элементарным понятийным содержанием документов, с географической спецификой проблем. Только в странах ЕЭС 15 млн. человек функционально неграмотных, в США — 22 млн. Не будем открывать на этот предмет отечественные справочники, даже если они есть. Обратимся к анекдоту. И это не будет снижением исследовательского пафоса нашего эссе, литературоведы это подтвердят. В нашем анекдоте, наш новый русский ответил, что в России люди больше по степени грамотности не делятся, они делятся только на очень богатых и на очень бедных, и те и другие заняты постоянно поисками общечеловеческих ценностей. Очень богатые — материальных, очень бедные — гуманистических. Что же такое общечеловеческие ценности? Это образцы культуры, научные достижения, произведения искусства, новые прогрессивные нормы социальной, политической жизни, транслируемые и усваиваемые в течение короткого времени по всему цивилизованному миру, пространству. Сегодня это реальность. Немного времени тому назад это казалось несбыточным.

Для нас, намеренно выбирающих опережающий путь развития образовательного процесса, полезно для поддержания силы духа и с дидактической целью вспомнить пример японского социолога Е. Масуды. В 1945 году, когда еще не отгремели взрывы второй мировой войны, он предложил идею-теорию «информационного общества» планеты. Сегодня, когда новые информационные технологии, компьютерная техника, системы телекоммуникационных связей все больше организуют культурные пространства людей в единое общекультурное целое, идея японского социолога не кажется утопичной. Попутно заметим: совсем было бы не плохо культурологически проанализировать явление японского умения творить чудеса: на уроке литературы через малые поэтические формы; на уроке географии — принципами синхронии; на уроках художественного труда через шелкографию и пероглифику. Предмет «Художественной культуры» о своем участии в исследовании говорит своим названием.

А без истории невозможно в исследовании применить ни одного принципа синхронии. Завершим наше эссе ответом на вопрос: «Зачем человечеству еще и такая область знаний, как культурология?».

Чтобы не просто локально выжить, а стать полноценным жителем нашей планеты ЗЕМЛЯ.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети