Интеллектуальная игра «На суше и на море»

 Методический комментарий

Для ребят 6—10 лет характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образ, любознательность, конкретность мышления. Их увлекает совместная деятельность, они легко выполняют поручения и далеко не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Все эти особенности мы учитывали при составлении игры «На суше и на море». Неудачи вызывают у ребят этого возраста резкую потерю интереса к делу, а успех — эмоциональный подъем, поэтому игровые задачи выполняют все команды до конца. Познавательная активность «подогревается» незнакомой информацией в вопросах. Синтезируя несколько данных, даже не зная правильного ответа, можно делать верные логические выводы. Например: вегетарианская пища, огромное ее количество — до 180 кг, ежедневная потребность в 100 литрах воды, раскаленная африканская земля, ямы-колодцы — вся эта информация позволяет узнать главного героя. Конечно, это слон. Догадка подтверждается и рисунком-подсказкой. В конкурсах и игровых паузах ребята не только наращивают личный и коллективный интеллектуальный потенциал, но и реализуют свои творческие возможности. Важно отметить, что и содержание, и форма игры, и различные приемы, используемые в ходе ее проведения (например, различные способы подачи ответов и предъявления задания: сигнальные карточки, квадраты «да—нет», устные ответы, заполнение таблицы), позволяют поддерживать интерес участников на протяжении всей игры. Огромное значение имеет и яркое, красочное, но вместе с тем и логичное оформление карт, дипломов, рисунков. И не важно, что какие-то команды стали победителями, а какие-то — нет, главное, что все участники игры завершили «плавание» успешно и получили в награду Дипломы Настоящих Путешественников.

Тип: интеллектуальная игра.

Форма: путешествие.

Педагогические возможности: способствует развитию коллективного мышления, защите своей точки зрения, расширяет интеллектуальный и творческий потенциал детей, пробуждает интерес к различным областям знаний.

Возраст, количество участников: оптимальный возраст участников 8—10 лет; от двух до восьми команд, каждая из которых включает 5—7 человек.

Использование: так как игра «На суше и на море» основана на знании растительного и животного мира, она может быть использована как:

  • интеллектуальная игра (во внешкольной деятельности ребят — оздоровительный центр, ГПД и т.д.);
  • итоговое занятие по естествознанию для проверки учащихся;
  • познавательная игра для сообщения дополнительных знаний о фауне и флоре.

Данная игра была проведена в рамках городского марафона младших школьников «Эрудит». Игра — лауреат городского конкурса «После уроков», проводимого НГЦТУ «Юниор».

Реквизит, оформление:

  • карта путешествия;
  • 10—12 карточек с изображениями диких животных (пронумерованных)
  • 12 карточек с загадками,
  • черно-белые квадраты (по количеству команд);
  • четырехцветные карточки (по количеству команд);
  • головоломка «Плетенка» (см. Приложение № 4);
  • головоломка «Ступени» (см. Приложение № 6);
  • дипломы для награждения, призы;
  • гюйсы, бескозырки для ведущих и помощников;
  • ручки, листы бумаги.

Литература:

  1. Детская энциклопедия. Т. 2. Биология.
  2. Старкевич С. Замечательные звери.
  3. Сладков П. Покажите мне их.
  4. Бианки В. Лесная газета.

Желательно использовать аудиокассеты с записью шума моря и различных голосов птиц.

План проведения:

  1. Старт-отправление. 
    Представление жюри. 
    Правила игры.
  2. Полуостров Загадок.
  3. Пролив Хитроумных.
  4. Архипелаг Разноцветных камней.
  5. Остров Робинзона.
  6. Остров Непроходимых Джунглей.
  7. Коралловые рифы.
  8. Муссон Диковинных птиц.
  9. Прибытие в порт. Подведение итогов. Награждение участников.

Игра длится 1—1,5 часа в зависимости от количества команд.

Примерные тексты ведущего к игровым заданиям

1. Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в плавание по Морю Знаний на бригантине. В пути мы будем пересекать проливы, попадем на острова и рифы, нас подхватит муссон, разные животные встретятся нам на пути, но, я думаю, из всей этой круговерти мы выберемся и благополучно причалим вновь к полуострову Загадок в бухте Игры.

А теперь слушай мою команду:

— Отдать швартовы! (Есть отдать швартовы!)
— Полный ход! (Есть полный ход!)
— Право руля! (Есть право руля!)

 

Представление жюри, правила игры.

 

2. Мы огибаем полуостров Загадок. Задача каждой команды — дать правильный ответ на две загадки, которые предложит вам ведущий. (На подносе — карточки-загадки, предлагаемые путешественникам).

3. Наша бригантина с успехом обогнула полуостров Загадок и входит в пролив Хитроумных. Здесь водится очень много рыбы, и жители островов этого пролива отлично это знают. Однако в своих утверждениях они могут сказать и неправду. Если жители островов, как вам кажется, не лгут, поднимите белый квадрат. Если же вы не согласны с их утверждением — черный. Время на раздумье — 10 секунд. (Каждая фраза начинается словами: «Хитроумные утверждают, что ...».)

4. Никого, ни одну команду не потеряв в проливе, наше судно приблизилось к архипелагу Разноцветных камней. Среди четырех вариантов ответов надо выбрать правильный и показать его цвет на 4-цветной карточке (10 секунд).

5. Миновав успешно архипелаг, приближаемся к острову Робинзона. Высаживаемся на остров — и видим... Да, Робинзон времени даром не терял. Кроме необходимых мер по выживанию, он смог приручить и нескольких животных. Названия их зашифрованы в «Плетенке». Разгадайте! (Конкурс заканчивается, когда большинство команд сдадут ответы жюри.)

6. На острове Непроходимых Джунглей все животные попрятались, завидев наш экипаж. Лишь несколько строк скажет каждый о себе. Догадайтесь, кто это, и напишите цифровое обозначение ответа. (Необходимо до начала этого конкурса проговорить все цифры и обозначенные ими животных.).

 

Пока жюри подводит итоги, звучат правильные ответы.

 

7. Наше судно устремилось на огромной скорости к Коралловым рифам! Не разбиться бы! Кто первый заполнит таблицу названиями растений и животных на букву «К», тот и победил.

8. Да, на рифах немного пострадала ... команда. Но мы вовремя услышали крик — «Человек за бортом!», бросили спасательные круги — и вот они снова с нами. А паруса нашей бригантины наполнены теплым ветром. Это муссон Диковинных птиц. Они говорящие. Жаль только, что из-за ветра не слышна вся фраза. Попытайтесь придумать ее правильное окончание.

9. Успешно завершено наше плавание по Морю Знаний. Вы доказали свое звание Настоящих Путешественников смекалкой, ловкостью, отличными знаниями флоры и фауны. Мы вернулись в бухту Игр с победами. Слово для подведения итогов и вручения Дипломов Настоящих Путешественников предоставляется жюри.

Приложения

 

Практические материалы

№ 1 Полуостров Загадок

  1. Водяные мастера строят дом без топора. (Бобры)
  2. Сделал дыру, вырыл нору. 
    Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)
  3. Днем сидит он как слепой, а лишь вечер — на разбой. (Филин)
  4. И ушаст, и глазаст, и пугаться горазд. (Заяц)
  5. Черный жилет, красный берег,
    Хвост — как упор, клюв — как топор. (Дятел)
  6. Через море-океан плывет чудо-великан. (Кит)
  7. Тоньше его пряжи не найдешь в продаже. (Паук)
  8. Выпуча глаза сидит, непонятно говорит, 
    По-блошьи прыгает, по-человечьи плавает. (Лягушка)
  9. Народ рабочий весь день хлопочет,
    Из лесного сора строит себе город. (Муравьи)
  10. Не солнце, а светит, не огонь, а горит. (Светлячок)
  11. Сама мелковата, а хвост богатый. (Белка)
  12. Зеленый поясок в траве затерялся. (Ящерица)

№ 2 Пролив Хитроумных

  1. Плавательный пузырь есть только у рыб. (+)
  2. Рыба камбала так же, как и хамелеон, умеет изменять окраску своего тела. (+)
  3. Эта рыбка знаменита своей заботой о потомстве. Для икринок она строит гнездо. Называется эта рыбка «гуппи». (—)
  4. Рыба-лапша (голомянка) прозрачная. Видно, как внутри нее бьется сердце. (+)
  5. Щука питается мелкими рачками, водорослями, глотка у нее узкая, так что крупную она и не проглотит. (—)
  6. В африканских реках живет сомик, который плавает вверх животом — так ему удобнее собирать насекомых с поверхности воды. (+)
  7. Самая мелкая рыбка — филиппинский бычок — размером с муравьишку. (+)
  8. Разряд тока электрического угря настолько мал, что не может причинить вреда даже мелким животным. (—)
  9. Самая крупная рыба на Земле — китовая акула. (+)
  10. Зубы у самой крупной китовой акулы крошечные, но их очень много: за всю жизнь акула меняет 15 тысяч зубов. (+)
  11. Рыбка-прыгун живет не в воде, а на берегу; сидит часами на солнцепеке, опустив хвост в лужу, и лишь изредка подпрыгивает вверх, чтобы поймать муху. (+)
  12. Окунь, судак, щука, карась в реках Сибири не водятся. (—)

№ 3 Архипелаг Разноцветных камней

1. Самое высокое дерево в наших краях...

2. Какое дерево живет дольше всех?

дуб
сосна
вяз
лиственница
 
1. Это растение — гигантская (до 15 м) трава. 
Листья ее тоже огромны — 6 м в длину. 
Плоды бывают не только желтые, но и красные.

2. Англичане называют это растение «сосновое яблоко», т.к. плод ее похож на большую шишку.

ананас
банан
мандарин
яблоко
 
1. Нанимаясь на работу, Балда говорил:
«Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно. 
В год за три щелка тебе но лбу. 
Есть же давай мне вареную полбу». 
Что такое «полба»?

2. Зерна этого растения используют в пищу, 
а из соломы плетут шляпы и циновки, 
а также делают бумагу высшего качества.

рис
овес
пшеница
рожь
 
1. В переводе с греческого название этого растения звучит как «неспелый», и едят его незрелым.

2. Она бывает брюссельская, цветная, савойская,  кочанная.

огурец
капуста
свекла
помидор
 
1. Особенность этого цветка в том, что он растет 14 лет, прежде чем зацвести. На Украине его называют жарки, а в Сибири — огоньки.

2.У этого растения травянистый стебель, а соцветие — из белых язычков и желтых трубочек. Используется в медицине и для изготовления кремов и лосьонов

василек
ромашка
купальница
ландыш

№ 4 Остров Робинзона
Головоломка «Плетенка»

№ 5 Остров Непроходимых Джунглей

1. Я — самый крупный и сильный хищник стран Азии. В России я живу только на Дальнем Востоке, в Уссурийском крае. Раньше я жил и в Закавказье. Я взят под охрану, охота на меня запрещена. (Тигр)

2. Пища, которую я употребляю, — трава, листья, корни, ветки — малопитательна, поэтому мне необходимо ее много — до 180 кг в день. Вторая проблема — вода. В день мне требуется 100 литров, вот и приходится рыть передними ногами ямы-колодцы в раскаленной африканской земле. (Слон)

3. Сплю я очень мало и стоя, а если ложусь ненадолго, то, изогнув шею, опираюсь головой в землю. Я охотно пасусь с антилопами, зебрами и страусами, им тоже выгодно, чтобы их покой охраняла живая сторожевая вышка. (Жираф)

4. Стаи я терпеть не могу. Живу в одиночку. Ем все подряд — от ягод до детенышей косуль, но чаще всего питаюсь мышатами. В моих норах несколько выходов. Люди за грязную нору называют меня неряхой, но мех мой ценят очень высоко. (Лиса)

5. Я легко приручаюсь. Хорошо чувствую себя под седлом и могу везти груз до 120 кг. Меня можно за-прягать в сани. Длинные ноги позволяют мне передвигаться по бездорожью. Лучшего транспортного средства и не придумаешь. (Лось)

6.Часто меня зовут «речной лошадью», но на лошадь я не похож, правда, могу так же быстро двигаться. Всю жизнь мое стадо проводит в воде, в мелких реках. Нам необходимо, чтоб ноги стояли на дне. Если мы погружаемся на дно, специальные клапаны закрывают ноздри и уши, и вода внутрь них не попадает. (Бегемот)

7. Я часто подстерегаю добычу у водопоя, внезапно хватая ничего не подозревающее животное за голову, ломаю ему шею и утаскиваю в воду. Я могу разделаться даже с такими крупными животными, как буйвол. Когда я поджидаю добычу, то погружаюсь в воду и лишь глаза видны над поверхностью. (Крокодил)

№ 6 Коралловые рифы 
Головоломка «Ступени»

№ 7 Муссон диковинных птиц

  1. Внутри птичьих костей находится...(воздух).
  2. Мода чуть было не погубила белых цапель. Веками уничтожали этих птиц ради... (белых перьев).
  3. Сова тоже запасает корм на зиму. Она собирает себе в дупло... (убитых мышей).
  4. Ласточка-береговушка гнездится в норах, которые сама выкапывает по берегам рек. В глубину эти норы достигают... (1 метр).
  5. Зачем лебедю такая длинная шея, иногда длиннее туловища? Оказывается, благодаря ей... (он добывает пищу со дна водоема).

Игровые паузы

  1. Игра «Море волнуется».
  2. Игра на внимание «Воробьи и вороны».
  3. Подвижная игра «Капкан».
  4. Подвижная игра «Караси и щуки».
  5. Творческое задание — буриме (сочинить четверостишие по заданным рифмам).

...................... КОК
..................... ХОТ-ДОГ
..................... ЛОДКУ 
..................... СЕЛЕДКУ

 

6. Эстафета «Пингвины».

 

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети