Жизнь окнами в сад

 Как не пропустить лето в жизни ребенка?

1. Почему Лето жизни ребенка?

  • Во-первых, потому, что в 7 лет заканчивается весна в удивительно цветущем Саду жизни ребенка.

  • Во-вторых, лагерь — это то учреждение, куда ребенок попадает вполне самостоятельно (один, без семьи).

2. Как же и что надо сеять?

  • Помочь ребенку устоять в добром против жизненной непогоды.

  • Не затоптать посеянное с рождения.

  • Помочь ребенку состояться во временном детском коллективе.

  • Помочь ребенку научиться мечтать, общаться, трудиться, ... жить.

  • Самому обрести единство чувств, мыслей слов и деяний.

  • Стать садовником.

ЭКОСИСТЕМА Сада

Экосистема — единый комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором все элементы взаимосвязаны. Важным свойством экосистемы является ее способность к саморегулированию.

Экосистема Сада имеет свои особенности — все элементы «субкультуры» среды связаны между собой. Их жизнедеятельность создает кругооборот энергии, необходимой для поддержания равновесия внутри экосистемы. Выпадение или нарушение одного из звеньев процесса для экосистемы губительно. В этом заключается и опасность ухода в формально, бессистемно организованную, неинтересную среду.

Модель экосистемы Сада должна быть богаче в плане набора возможных путей развития различных вариантов системы с учетом сложившихся обстоятельств, то есть должна отвечать на вопрос: «А что будет, если..?». Моделирование экосистемы Сада охватывает и ее перестройку. В силу этого модель 
нестабильна, она достраивается и перестраивается в ходе ее реализации в течение лета. Поэтому в блоке экосистемы одной смены должна содержаться основа для развития последующего блока программы, тогда процесс ее развития будет более эффективным. Образ будущей смены — это по сути образная модель, выраженная на эмоциональном уровне. Поэтому один из главных законов экосистемы Сада — закон о сеянии (закон запечатления в душе ребенка).

Преимущества экосистемы

  • неабсолютность;
  • системность;
  • открытость для дополнений;
  • этичность.

Педагоги (садовники), работающие в экосистеме жизнедеятельности Сада, должны знать, когда и что можно и нужно сеять. Иными словами, необходимо весь педагогический процесс согласовать с планами этико-психологического становления детей.

Основные элементы экосистемы Сада

Ребенок (растение) как абсолютная ценность, «мера всех вещей».

Семья как психологическая общность, в рамках которой ребенок выступает и как объект, и как субъект воспитания. Семья в программе Сада — структурная единица, коллектив ребенка и среда для его развития, в которой мир ребенка — его взаимодействие с окружающими людьми.

Что лежит в основе отбора содержания программы7

Идея гуманизации

Воплощению идеи способствует приобщение ребенка к экологической культуре, концентрирующей в себе общечеловеческие ценности. Особенность программы в том, что природа в ней представлена как ценность, а гуманное отношение к человеку — как этический принцип поведения человека. Переживание значимости такого отношения достигается посредством проживания ребенком всей палитры чувств к миру природы и природе человеческих взаимоотношений.

Идея единства человека и природы

В соответствии с ней человек рассматривается как живое существо, похожее на животных и растения.

Идея целостности природы

Нарушение ее целостности влечет негативные последствия. Идея целостности (системы) — в структурном построении программы, взаимосвязи ее четырех частей (Город—Сад, Цветущий Сад, Дивный Сад, Сады Души), а также во взаимодействии элементов внутри структуры каждого блока программы.

Последовательность развития содержания программы строится по принципу роста (усложнения, поэтапного развития идей каждой смены). Каждый новый блок (программа смены) пополняется новыми связями, элементами взаимодействия и т.д. Тем не менее, содержание программы каждой смены ориентировано на стартовые возможности детей: особенности их познавательного развития, интересов, эмоционального восприятия окружающего. Подобное построение программы поможет вожатому реализовать и собственные интересы в познании природы Лета в Саду жизни ребенка.

Вожатый (садовник) свободен в выборе конкретных направлений работы с детьми, в том числе традиционных видов КТД (коллективная творческая деятельность). В них вожатому предоставляется возможность увидеть проявление экокультуры ребенка и использовать эти виды деятельности для развития его общечеловеческой культуры.

Труд в природе (экотропа и другие виды деятельности) способствует развитию у детей эмпатии. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребенка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики.

Художественно-творческая деятельность помогает закрепить детям полученные знания, умения, расширяет их продуктивные, созидательные возможности.

Идея Новолетья (ростки Нового)

Решается через решение задачи расширения индивидуального сознания, когда у субъекта возникает новый личностный опыт. «Новый» — в смысле не выводимый из прошлого, то есть такой, который в прежнем опыте был принципиально невозможен. Чтобы реализовать идею «Новолетья», необходимо обосновать, апробировать методику, технологию, которая может создать условия для порождения нового личного опыта. Прежде всего надо приостановить стандартную деятельность ребенка и взрослого. Сквозь старые, прочно устоявшиеся движения сознания (стереотипы, стандартные рецепты) трудно пробиться росткам нового, живого опыта. Чтобы открыть ему дорогу, надо приглушить «себя любезного» и начать действовать самозабвенно.

Самозабвение есть способ услышать другого. Об этом свидетельствует и психология детской игры (игра всегда самозабвенна). Необходимым условием этого является полная включенность ребенка в ситуацию, то есть предельная внимательность к тому, что происходит здесь и теперь.

Следующий акцент связан с тем, что опыт должен быть новым личностным. За ребенка заранее никто не может знать, что он должен сделать сейчас. Методика должна создавать условия для полного личного самоопределения ребенка. В качестве основы для такой технологии мы предлагаем ситуацию свободного выбора, которую рассматриваем как психологический инструмент, открывающий возможность для произведения нового личностного опыта.

Дорога в дивный сад
(один из этапов технологии развития экосистемы сада)

Восходящая линия октавы

Закон октав объясняет многие явления в нашей жизни. Один из них — тот факт, что в этом мире ничто не стоит на месте, не остается тем, чем было: все движется, все перемещается, все меняется или развивается, или идет вниз, — иными словами, все движется по восходящей или нисходящей линии октав.

Закон октав во всех его проявлениях был известен древней науке, даже наше деление времени, т.е. дней недели на рабочие и воскресенье связано с теми свойствами и внутренними условиями нашей деятельности, которые зависят от общего закона. Правильное, регулярное развитие октав можно наблюдать во всех случаях жизни, в деятельности природы и даже в деятельности человека. Именно по этому принципу построено внутреннее управление развитием структуры подпрограммы лета «Дивный Сад». Если в нужный момент, то есть когда данная нота проходит через свой «интервал» (временной период), она получает «добавочный толчок» (садовое кольцо, подведение итогов всей содержательной деятельности нотного периода), совпадающий по силе и характеру с ее вибрациями, то октава будет беспрепятственно развиваться по первоначальному направлению, ничего не теряя и не исправляя своей природы.

Чистота звучания ноты зависит от качества течения процесса содержательной деятельности «нотного» временного периода — отказ от стереотипов, обыденности, привнесения элементов нового творческого начала. Результатом деятельности является плод Дивного Сада, представляющий собой формирование основ и развитие взаимоотношений в детском коллективе на основе ценностных ориентаций, заложенных в идее программы.

Структура Дивного Сада

Нота «ДО» (организационный период)

До того, как собраться в дорогу, необходимо доверие

 
  • к тому, с кем тебе придется отправиться в путь, к идее, которая должна быть интересной и привлекательной,
  • выбрать курс на добро.
 

Содержательную деятельность или чистоту звучания ноты «ДО» определяет степень включенности в программу Дивного сада:

 
  • сборы в дорогу — выбор символа семьи, Лады и Хранителя;
  • определение качеств (семь—Я) важных для строительства семейных отношений;
  • обустройство дома;
  • создание образа Дивного Сада — творческое во-площение мечты семьи.

Нота «РЕ»

Основная задача периода:

Закрепление требований в выполнении режимных моментов, организованности, собранности и дальнейшего строительства отношений через организацию коллективной творческой деятельности.

Чистота звучания ноты определяется содержательной деятельностью:

  • защита проектов семейных теремов и их строительство;
  • семейные и личные рекорды в различных видах деятельности;
  • занятия в ремесленных мастерских.

Нота «МИ»

Доминирующим видом деятельности на данном этапе являются спортивные состязания, соревнования через организацию производившихся в древнем Риме Аполлоновых игр. Главное качество звучания ноты «МИ» — миролюбие.

Нота «ФА»

Чистота звучания ноты «ФА» — качественно новый вид коллективной и индивидуальной деятельности, обогащающей мировоззрение детей — фантазии цвета и света, звука и ритма.

Нота «СОЛЬ»

Одно из главных «качеств» звучания ноты «СОЛЬ» — солидарность. Задача садовника — направить свои умения на выявление, поддержание, развитие до «цветущего состояния», «зрелости» заложенного в самой «природе» временного детского коллектива.

Содержательная деятельность ноты «СОЛЬ» — философские размышления, реализованные через постановку видеоклипов (притчи, мифы, сказания).

«Солнцеворот» — праздник Хранителей Света, где им предоставляется возможность подтвердить свое звание волшебника, став авторами-разработчиками или организаторами праздника.

Нота «ЛЯ»

Система звучания качества ноты «ЛЯ»:

— нравственный характер взаимоотношений, фестивальное настроение;

Основное содержательное наполнение:

— «Парк Неваляшка» — совместное изобретение детей и садовников, представляющее около 40 аттракционов.

Нота «СИ» (заключительный период смены)

«Динамика» в переводе означает «СИла». В ней заключен мир звукового многообразия, мир выразительного музыкального движения, внутренней жизни человека, каждый миг которого не бывает эмоционально-нейтральным. Си мфония Дивного Сада — финал смены, итог восхождения, тема радости всеобщего единения.

Нота «ДО»

До свидания, Дивный сад Светорусья, дорога домой.

Система личностного и коллективного стимулирования. Побеги нового

 

Терем

Одним из центральных коллективных творческих дел смены является разработка, защита проектов и строительство семейных теремов. Материал для строительства теремов:

  • блоки (отходы производства — коробки) семьи «получают» за Светлые (инициативные полезные) дела, выполнение режимных моментов;.

  • «Клей» — атмосфера семейных отношений.

  • украшения: оберточная цветочная бумага, краски, цветной скотч, самоклеящаяся бумага и т.д. — коллективные творческие дела с элементами новизны, чуда.

Чудо-Дерево

За качественное прохождение нотного временного периода на Чудо-Дереве вырастает звучащий семейный плод Дивного Сада.

Живая вода

Живая вода — волшебный элемент системы полива живого ростка, который ребенок выращивает в питомнике. Уют в доме и чистота семейных наделов дают возможность семье питать живительной влагой свой семейный цветок.

Критерии оценки эффективности Экосистемы Сада

  1. Позитивный уровень сохранности здоровья детей.

  2. Оперативная реакция на потребности детей.

  3. Включенность ребенка в систему жизнедеятельности Сада.

  4. Рождение новых технологий в совместной с детьми творческой деятельности.

  5. Активность ребенка в выборе различных форм деятельности, взаимодействующих друг с другом.

  6. Эмоциональная сопричастность к собственной деятельности и деятельности других.

  7. Уровень культурной среды.

  8. Коллектив смотивирован на творческую деятельность, вожатые восприимчивы к новым идеям, технологиям.

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети