Из опыта работы детской общественной организации "Росток" школы № 46

 Мир детства загадочный и неповторимый. Подчас смотришь на детей и удивляешься: сколько в них энергии, отзывчивости, фантазии, стремления что-то сделать. А еще невольно замечаешь в каждом ребенке частичку себя, узнаешь свои манеры, интонацию голоса, те или иные качества характера. И это не случайно, ведь педагог-воспитатель является одним из значимых людей для ребенка, тем идеалом, к которому он стремится.

Внутренний мир маленького человека раскрывается не сразу. Этому способствует включение ребенка в те или иные социальные отношения, в определенную деятельность. Одним из важнейших видов деятельности является игра. Играя ребенок растет в своих возможностях, учится общаться, становится дисциплинированным, требовательным к себе и людям. Говоря об игре, о ее огромных воспитательных возможностях, с благодарностью и с чувством глубокого уважения вспоминаешь основоположника и мастера игры 
С. А. Шмакова.

Работая старшей вожатой в течение четырех лет преимущественно с детьми младшего школьного возраста и частично среднего звена, я не перестаю удивляться той великой силе игры, которая помогает сплотить не только малую группу ребят, но и целые отряды в единую школьную организацию. И сегодня, в данной статье мне хотелось бы поделиться своими мыслями о том, как возникла в школе № 46 идея о создании детской организации «Росток» и что из этого получилось.

В 1998/1999 учебном году передо мной стоял вопрос: с чего начать?

Здесь мне хочется отметить, что очень важны такие слагаемые, как инициатива, опыт, поддержка, стремление к новому.

Прежде всего, я подробно изучила опыт работы Всесоюзной пионерской организации, ознакомилась с программами тех детских организаций, которые на тот момент существовали в нашем городе: СПО-ФДО, НАДО, Центр экологической инициативы, АМКИР и др. Что касается инициативы и поддержки, здесь большую роль сыграла администрация школы, в частности наш директор В.И. Сенькина, и, конечно же, со стороны детей было желание иметь свою детскую организацию.

На первом этапе (1997—1999 гг.) со мной работала инициативная группа ребят 7—8-х классов — Совет школьников. Мы организовывали перемены, проводили праздники для ребят начальной школы. Когда появилась идея создать детскую организацию, был объявлен конкурс на лучшее название, девиз, речевку, гимн, эмблему организации, проводилось анкетирование детей по вопросам: Хотели бы вы состоять в ДО? Чем бы хотели заниматься?

На этом этапе было решено создать детскую организацию на базе начальной школы. Постепенно все классы с первого по третий стали называться отрядами и образовали единую детскую организацию «Росток».

«Росток»... Это название определено не только по основному экологическому направлению, но и означает творческий рост каждого члена организации в том или ином виде деятельности.

Девиз организации — «Изменяя себя — изменяешь мир».

В классных кабинетах появились уголки с элементами символики и атрибутики. В качестве символики были взяты три цвета радуги: зеленый (первая ступень) — «отлично»; желтый (вторая ступень) — «очень хорошо»; оранжевый (третья ступень) — «хорошо» — как критерии творческого роста в том или ином направлении деятельности.

В 1999/2000 учебном году был прописан и утвержден Устав организации, были определены основные направления: спорт; досуг; ты и природа; творчество. Соответственно направлениям были разработаны программа деятельности и план работы. К Совету школьников (7—8-е классы) подключились члены Совета старшеклассников (9—11-е классы), которые все вместе стали называться Консультантами. Это была инициативная группа в составе 10 человек — главные помощники и организаторы деятельности в начальной школе. Детей очень вдохновляла идея состоять в детской организации «Росток», и поэтому, перейдя в 5-й класс, ребята пожелали остаться в составе ДО. Таким образом отрядов стало 13.

На сегодняшний день в детской организации «Росток» состоят учащиеся с 1-го по 6-й класс — всего 16 отрядов.

Управление организацией осуществляется следующим образом. Высшими органами являются общее собрание, координационный орган, общая конференция. А непосредственно реализует программу Педагогический центр — 25 учащихся с 7-го по 11-й класс и Совет командиров (2—6-е классы). При этом Педагогический центр делится на комитеты по основным направлениям. Содержание деятельности детской организации «Росток» строится также в соответствии с направлениями.

На мой взгляд, эффективными считаются следующие формы работы: всевозможные КТД, викторины, КВНы, выставки творческих работ, конкурсы сочинительства, экологические игры и утренники, спортивные эстафеты и состязания, — а также полезные дела: рейды озеленения (операция «Зеленый островок»), «Изготовление кормушек», операция «Носовой платок», «Чистые ручки», акции милосердия и др. Естественно, в основе лежит игровая деятельность, которая рассчитана на разный возраст детей.

В заключение хочется сказать, что создание детских организаций в школе дает положительные результаты:

  1. Повышение уровня культуры детей, сознательной дисциплины.

  2. Сокращение правонарушений среди детей и подростков.

  3. Развитие индивидуальных способностей детей.

  4. Воспитывает у детей чувство ответственности за себя и других, бережное отношение к природе и др.

В работе организации предусмотрена диагностика, постоянное отслеживание результатов деятельности, корректировка программы, поиск новых форм и методов.

Наша модель создания детской организации в школе была одобрена на уровне нашего района. Дети приглашались на Городской слет детских организаций.

Если вас заинтересовала наша идея, пишите. С удовольствием ответим.

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети