Сделай шаг навстречу

 Социальное становление личности, методы и формы решения такого рода задач неотделимы в нашей стране от деятельности пионерской организации. Несмотря на кризисную ситуацию, сложившуюся в отечественной системе воспитания к началу 80-х годов, к этому времени уже был накоплен огромный арсенал для развития социальной творческой активности детей.

Детские организации, работа которых всегда строилась, прежде всего, с учетом интересов детей, задач развития их инициативы и социальной активности, тем не менее, «обросли» тенденциями авторитарности, принципами политического манипулирования. Остро возникла проблема качественного переосмысления существующей теории и методики социализации растущей личности ребенка. На повестку дня выдвинулся вопрос о совершенствовании, принципиалном обновлении наработанного содержания, форм и методов работы. Обозначилась ключевая стратегия действий: целенаправленное создание оптимальных условий для реализации естественного стремления детей к социально-значимым действиям, «освобождение» такой работы от идеологического прессинга.

Практика первых лет перестройки убедила, что важно быть предельно осмотрительным в переоценке прошлого и попытаться сохранить все самое лучшее из накопленного в теории и методике пионерской работы. Более того, важно обогатить это лучшее новым содержанием, придать ему современное звучание, обеспечить привлекательность различных форм социально активного поведения ребенка. Своеобразным эталоном качественного анализа накопленного опыта могли бы стать методические труды Сталя Анатольевича Шмакова. Но для осуществления этого, безусловно, будут нужны специальные теоретические изыскания, будет нужен системный анализ творческого педагогического наследия С.А. Шмакова. Думается, это дело не столь отдаленного будущего.

Вместе с тем важен и практический поиск, практическая организационно-педагогическая работа с детьми, реально, на деле обеспечивающая преемственность педагогических традиций работы с молодежью. В этой связи динамика целевых задач, выдвигаемых перед пионерией, с особой наглядностью характеризует историю пионерского движения. Действительно, в каждый отдельный период времени перед детским движением возникали свои, специфические цели и задачи.

Так, первые годы своего существования пионерская организация посвятила борьбе за советскую власть, пионеры помогали восстанавливать разрушенное хозяйство, выработали интереснейшие формы ликвидации неграмотности, создавали различные объединения, формирующие необходимые навыки и умения. Уместным представляется вспомнить тимуровское движение, особенно в то время, когда оно было неформальным, основывалось на истинно гуманистических мотивах.

Шефская работа также формировала у детей уважительное отношение к общечеловеческим ценностям.

Программа «Ориентир», на начальном этапе ее реализации в 60-е годы, эффективно реализовала возрастной подход к работе с детьми и подростками.

Большое значение имело участие пионеров в разнообразных формах сельскохозяйственного труда: ученические производственные бригады, пионерские колхозы, пионерские фермы.

Оригинальные формы работы по социализации личности ребенка предлагала «коммунарская методика» И.П. Иванова, апробированная в 1957 году в Доме пионеров Фрунзенского района г. Ленинграда. Основными целями ее были: включение детей в коллективную творческую деятельность, отказ от формализма, реальное сотрудничество со взрослыми, органическое сочетание общественной значимости деятельности с эмоциональной личной привлекательностью и др.

Таким образом в практической жизни детской организации к сегодняшнему дню накоплены многие интересные формы работы, обеспечивающие успешную социализацию растущей личности. Но в силу преобладания директивно-управленческих тенденций как в пионерской организации, так и в целом в общественной жизни, они либо не получили должного распространения, либо превращались в заорганизованные кампании.

К концу 80-х годов в детском движении страны наметились перемены. Были приняты Устав СПО (ФДО), обращение детей-делегатов съезда к своим ровесникам и взрослым. В опоре на Конвенцию ООН о правах ребенка и Закон «Об общественных организациях» было зафиксировано рождение новой организации.

В Новосибирской области также был создан целый спектр детских организаций. Самые массовые из них и достаточно известные — Областной Союз детских и пионерских организаций (Союз пионеров), НАДО, Центр экологической инициативы, МГиВ, АМКИР и др.

Новосибирская областная общественная организация «Союз пионеров» создана в 1991 года как правопреемник ВПО им. В.И. Ленина. Она действует на основании Устава, работает по программе «Сделай шаг навстречу». По сути своей это воспитательная программа социальной ориентации, которая представляет собой особую социальную среду, в которой происходит развитие отношений с собой, с людьми, миром. В итоге — обеспечивается возможность социальной адаптации и социального творчества в любой сфере человеческого бытия. «Сделай шаг навстречу» — это программа социального взаимодействия, когда в деятельности происходит переход к субъектно-субъектным отношениям, когда от детей ждут не столько послушания, сколько яркого индивидуального проявления.

НООО «Союз пионеров» является коллективным членом Международного союза детских общественных объединений «СПО-ФДО». Союз пионеров имеет свой символ — значок Союза, знамя, гимн и разделяет девиз «За Родину, Добро и Справедливость». Новизна Союза в том, что он заявлен как добровольная, самодеятельная, самоуправляемая общественная организация, не зависимая от каких-либо партий и движений. Изменена структура — организации создаются в школе, по месту жительства, при внешкольных учреждениях, при предприятиях и т.д. При этом в одном учебном заведении может быть несколько детских и молодежных общественных организаций.

Новые детские организации взаимодействуют на партнерских основах с детскими, молодежными и другими общественными организациями, государственными учреждениями и ведомствами, родителями, общественностью. Практика показывает, что главным условием обновления детской организации являются предоставление каждому ее члену возможностей для самореализации, доверие детям, развитие детского самоуправления, защита интересов всех членов организации.

Взаимоотношения детей и взрослых в рамках детской организации строятся на основе сотрудничества. Дети и взрослые во всех делах участвуют наравне, являются членами одной и той же организации (раньше членами пионерской организации являлись только дети, взрослые были либо членами ВЛКСМ, либо членами партии).

Исследования, проведенные в процессе рождения новой организации, позволили уточнить цели и задачи, принципы деятельности, принимая в расчет выявленные интересы современных детей, а также мнения взрослых, работающих с ними.

В теоретическом плане цель деятельности детской организации мы рассматриваем в двух аспектах. С одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, объединившиеся в организацию, с другой стороны, как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, создавшие эту организацию для детей.

Говоря о первом аспекте, необходимо отметить, что добровольное объединение детей в организацию возможно лишь тогда, когда они видят в ней перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов. Важно, чтобы организация повышала социальную значимость их деятельности, делала их более «взрослыми».

Второй аспект, не противоречащий «детской» цели, предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности ребенка. Результатом этого является желание и готовность членов организации к выполнению социальных функций в обществе.

Основное содержание деятельности детских организаций реализуется в программах. Вариативно-программный подход — это предоставление детям возможности выбора сферы деятельности и общения, объединений, организаций, групп детей, в которых создаются необходимые условия для социализации личности. Кроме того он учитывает изменения окружающей жизни: экономические, социальные, политические, нравственные.

Формы работы, используемые в деятельности, можно объединить в три группы по признаку включенности детей и подростков в реальные социально-значимые отношения:

• социально-значимые дела — это возможность достижения определенного результата, полезного как для самих детей, так и для окружающих. Пример таких дел — ученические кооперативы, мероприятия по защите природы, акции милосердия и т.п.;

• имитационные игры — те, которые в большей степени имитируют реальные социальные отношения. Это экономические игры в школах и детских оздоровительных центрах, политические игры «Парламент», «Школьный совет», «НАДОвская дума», распространенные во всех районах области и города;

• формы досуговой деятельности детей — тоже способствуют социализации детей, но не преследуют цели достижения реального результата и не имитируют его.

Детские и подростковые организации сегодня, с одной стороны, обеспечивают реализацию интересов и потребностей детей, с другой, — способствуют формированию у них готовности к реализации социальных функций в обществе.

Отказавшись от догматического подхода к детям, которые рассматривались и рассматриваются часто как пассивные объекты воздействия взрослых, в новых детских организациях делается попытка поставить в центр общественных отношений личность ребенка с его индивидуальными особенностями, потребностями и интересами.

Любое нормальное государство нуждается в детских общественных объединениях, ибо именно они способствуют развитию активности и самодеятельности, удовлетворению различных интересов, т.е. социальному становлению и развитию детей. Кроме того детское общественное объединение способствует самореализации ребенка в той или иной области, обеспечивает рациональное использование свободного времени, выполняет функцию профилактики правонарушений и, в конечном итоге, подвигает личность к обретению норм демократической культуры.

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети