Взрослые и дети: пути творческого взаимодействия в начальной школе

 Все начинается с детства... Эта гениальная в своей простоте истина известна каждому педагогу. Но, к сожалению, не всегда хватает сил и возможностей на последовательное ее воплощение в жизнь с получением конкретного воспитательного результата. Анализируя опыт работы средней школы, мы часто сталкиваемся с последствиями тех нерешенных проблем, истоки которых идут из начальной школы. Здесь и проблема адекватной самооценки, и пошатнувшаяся вера ребенка в свои творческие силы, несложившиеся умения строить отношения с окружающими людьми и др. Бесконечно прав был В.А. Сухомлинский, когда писал: «То, что упущено в детстве, трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы». Эта мысль побудила нас обратиться к методическому аспекту проблем воспитания ребенка в начальной школе. В чем же заключена суть предлагаемого нами подхода? Начальная школа — это то звено школы, где большую роль играет создание своеобразного творческого ансамбля «Дети—учителя—родители». Развивая идеи педагогики сотрудничества, организуя творческое взаимодействие детей и взрослых, мы старались создать максимально комфортную атмосферу для созидания растущей личности, формирования тех социально ценных качеств, на которые во все последующие годы ориентируется школа: инициатива, самостоятельность, целеустремленность и др. Мы убеждены, что сегодня — как никогда раньше — школа без семьи и семья без школы не способны справиться со сложнейшими задачами становления человека. Только вместе с родителями, общими усилиями мы можем реализовать поставленные задачи: создать благоприятные условия для раскрытия многосторонних способностей, помочь ребенку по достоинству оценить красоту окружающего мира, научиться понимать другого человека, любить и быть любимым.

В основании системы реализуется идея о возможности конструктивного взаимодействия: дети—учителя—родители. Причем родители в эту систему могут внести разноплановое содержание, чем существенно обогатят творческую жизнь детей в начальной школе. Разные уровни взаимодействия были апробированы нами, но они, конечно, не исчерпывают всех возможностей (* Статья представляет обобщение авторской опытно-поисковой работы в школе-лицее № 101 Кировского района г. Новосибирска. )

В структурном отношении можно выделить следующие уровни.

Инициативная группа (родительский комитет) — объединение родителей по желанию (при договоренности работы на год, затем смена по необходимости). Здесь работают родители более свободные, имеющие желание и возможность уделить внимание работе с детьми.

Творческие группы (микрогруппы) создаются из числа родителей, которые имеют творческие задатки, способности либо их профессиональная деятельность включает в себя ценное для воспитательной работы содержание. Это могут быть следующие микрогруппы: руководители мастерских, кружков; оформители; видеооператоры; участники-организаторы занятий клуба «Наше поле чудес», организаторы досугового клуба «Калейдоскоп». Здесь же создаются группы, отвечающие за отдельные направления работы (именно микрогруппы по 2—3 человека, т.к. это позволяет обеспечить взаимозаменяемость): финансовая группа, ответственная за сбор денег, покупку призов, билетов и др.; хозяйственная группа, ответственная за организацию ремонта, других хозяйственных работ.

Все родители являются участниками целостного воспитательного процесса, исполняя следующие примерные роли: спонсоры, судьи, тренеры, репетиторы, консультанты, организаторы, ассистенты (вместе с детьми), болельщики, гости. (Подробнее см. далее.)

Содержание и формы традиционной деятельности

В содержательном плане это могут быть разнообразные дела. В нашем опыте оправдали себя: выполнение домашних заданий (изготовление костюмов, игровых атрибутов, выполнение творческих поручений); проведение совместных праздников, игр; организация чаепития, экскурсий; взаимодействие с социумом (выход в дом детского и юношеского творчества, в клуб по месту жительства, клуб юных техников для посещения занятий кружков, для участия в массовых делах и др.); организация соревнований по подвижным играм «Спортландия», по шашкам, бегу и т.п.; участие в общественных акциях (День знаний, День учителя, вечер встречи выпускников и др.).

Задачи, которые мы стремимся сообща решить.

  1. Раскрытие творческого потенциала ребенка.
  2. Формирование позитивной самооценки ребенка.
  3. Создание благоприятного психологического климата в различных системах отношений: ученик—ученик, учитель—ученик, ребенок—родитель, учитель—родитель, родитель—родитель.
  4. Формирование положительного отношения учащегося к школе вообще, к учебе в частности.
  5. Формирование взаимосогласуемой педагогической позиции учителя и родителей.

Как мы работаем, или все роли хороши...

Творческое взаимодействие в организации жизнедеятельности классного коллектива каждого родителя, ученика, учителя является принципиально важным для реализации поставленных задач. Разнообразие предлагаемых видов деятельности, ролей и организационно-творческих ситуаций дают принципиальную возможность включить всех и каждого в целостную систему творческого взаимодействия.

Инициаторы — люди, по инициативе которых рождаются интересные проекты, программы. Они могут подготовить сценарий, принести книгу, сформулировать идею и предложить ее для обсуждения. Они — мозговой творческий центр. К ним, как правило, часто обращаются за советом и помощью. В родительском коллективе таких людей немного. Инициатива может исходить и от детей. Учитель же объединяет их и организует совместную работу.

Зрители. В воспитательном отношении это очень важная роль. Ее назначение — поддержка аплодисментами, активное участие в программах (общая песня, шумовой оркестр, хоровод, танцы с детьми, соревнования типа «Дети—родители», отгадчики и др.). Возможны также варианты этой роли — зрители-болельщики, зрительское жюри (с функцией оценки), зрительские подарки «Самому, самому...».

Сотрудники — этой ролью предполагается совместное с детьми выполнение домашних творческих заданий, например: изготовление костюмов, экспонатов на выставку, игровых атрибутов, создание текстов по разному поводу, подбор загадок, пословиц, поговорок, игр и др.

Жюри, судьи — для этой роли формируются команды для оценки конкурсов, игр, состязаний. Основные принципы формирования — наличие времени для участия, и, главное, имеющиеся профессиональные знания в определенной области, независимость (т.е. включение в состав жюри тех родителей, дети которых в данном соревновании не участвуют).

Диспетчеры, ассистенты и их помощники помогают в подсчете очков, оформлении программы, наблюдении за ходом (поощрения или штрафы), оглашении хода программы.

Тренеры готовят команду к соревнованиям по шахматам, подвижным играм, лыжам и т.д.

Репетиторы проводят репетиции танцевальных номеров, театрализованных постановок, отдельных номеров праздничных концертов.

Успехи нас обнадеживают, или результаты работы

По прошествии времени, анализируя итоги проделанной работы, можно отметить, что удалось многое из задуманного. Обобщая сделанное, мы попытались сформулировать главные педагогические результаты. Они, на наш взгляд, представлены следующими моментами:

а) Произошла гармонизация межличностных отношений в системе «дети—родители—учителя». Подтверждением этого могут быть факты поддержки детьми и родителями друг друга в сложных ситуациях. Желание подсказать, помочь, подойти, обнять, выручить в тот момент, когда необходимо, особенно тогда, когда очень значим исход ситуации. Вошли в традицию совместные посиделки с интересной программой, чаепитием, конкурсами и др. Часто возникали ситуации, когда не хотелось расходиться и было огромное желание долго быть всем вместе, радоваться успехам друг друга, давать возможность быть принятым, услышанным, понятым.

б) Важным следствием проделанной работы является творческий перенос приобретенных навыков, распространение опыта коллективной деятельности на другие ситуации. При этом часто дети организуют свои домашние праздники подобным образом. Значит, возникло эмоциональное принятие детьми и родителями такого стиля взаимодействия, появилось желание повторить успех, поделиться радостью, самовыразить себя в общении с другими.

в) Повысилась адаптация детей к среднему звену школы. Организация содержательного и многоролевого общения в начальной школе принесли свои плоды в виде менее напряженного и более плавного вхождения ребенка в учебно-личностные контакты с новыми учителями, детьми среднего звена школы. Дети стали инициаторами и организаторами многих видов внеурочной деятельности, свободно и с большим желанием участвовали в различных конкурсах между классами, менее болезненно принимали отдельные неудачи, временные затруднения.

Результат достижим,если...

Организация воспитательной работы в различных школах всегда имеет свою специфику. И, тем не менее, можно выделить применительно к начальной школе ряд следующих общепедагогических условий:

  • Изучать возможности каждой семьи в организации жизнедеятельности класса. Наиболее действенный путь — ознакомление с индивидуальными возможностями личности родителей (через опросы, анкеты, индивидуальное собеседование).
  • Важно создать установку на сотрудничество. На первых собеседованиях и собраниях направить внимание родителей на совместную творческую деятельность в целях создания атмосферы благополучия для каждого ребенка. При этом постоянно информировать о психологических особенностях детей младшего школьного возраста, раскрывать роль взрослых в формировании положительного отношения к школе и др.
  • Индивидуально-дифференцированно подойти к каждому родителю. Учесть его личные качества, временные возможности, а на основе этой информации включить в организацию деятельности класса, вариативно используя различные виды участия.
  • Следует осуществлять постоянную поддержку родителей через внимание к их вкладу в совместную деятельность. Максимально разнообразить положительную оценку, выражая благодарность или лично, или через администрацию, детей, на классных и родительских собраниях, праздниках и др. Целесообразно широко использовать записи в дневник ребенка, телефонные звонки, благодарственные записки.
  • Важно планировать и заранее информировать родителей о предстоящей работе, прежде всего, для того, чтобы родители могли скорректировать личные планы и иметь возможность принять участие в проводимом мероприятии.
  • Следует периодически совместно с родителями и детьми анализировать проделанную работу, акцентируя внимание на те отношения, которые в качестве новообразования формируются в ходе работы, в частности, на личностный рост ребенка, на принципы, которые способствуют формированию благополучного климата.
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети