Восстановление работоспособности учителя средствами досуговой деятельности

 Новые необычные для человека трудности требуют выявления внешних и внутренних ресурсов эффективного решения возникающих проблем. Профессиональное развитие учителя осложнено такими проблемами. Поэтому досуговая деятельность учителя может быть важным ресурсом восстановления работоспособности, профилактики перегрузок в работе.
 

Ресурс, как трактует это понятие С.И. Ожегов, есть «средство, к которому обращаются в необходимых случаях», это «запасы, источники чего-нибудь».

Досуговая деятельность в ее функциональном назначении имеет для учителя внешнюю ресурсную базу и внутреннюю. С точки зрения диалектики сопряжения внешних и внутренних ресурсов, мы считаем возможным рассмотрение культурных традиций проведения учителем свободного времени как сферу гармонизации личностного и профессионального развития. Современные социологи, психологи и педагоги (Б.А. Бараш, Л.Г. Борисова, В.В. Гоголева, Р.О. Серебрякова, Т.М. Симонова и др.) большое внимание уделяют организации свободного времени педагога. Они справедливо считают, что досуговая деятельность существенным образом влияет на развивающие возможности личности.

Профессиональная деятельность может привести к эмоциональным перегрузкам, усталости, стрессу, де-прессии. Творчество в сфере досуга снимает излишнее напряжение, способствует духовному равновесию, укреплению эмоциональной устойчивости. Достигается эффект «гармонизации профессионально-личностного развития учителя» (Л.И. Боровиков).

Мы сопоставили различные данные о том, как учителя проводят свободное время. В аспекте хронологической перспективы здесь показательными являются материалы, полученные и опубликованные Л.Г. Борисовой в 1983 году («Молодой учитель: труд, быт, творчество»). В настоящее время произошли достаточно серьезные изменения в структуре проведения учителем свободного времени. В основном это вызвано изменившимися социально-экономическими условиями. Учителя не могут себе позволить во время отпуска съездить в путешествие, в санаторий и т.д. Даже поездка в город стала для сельского учителя настоящим событием. Как подтверждают наши исследования, сельские учителя выезжают в город не для того, чтобы посетить театр или библиотеку, а в основном по двум причинам: необходимость повышения квалификации и посещение областной больницы. Кроме того, серьезные модификации претерпело желание проводить свободное время активно, в общении с другими людьми. Следствием эмоциональных «выгораний» стало стремление учителя проводить досуг уединенно, например, на природе, на садовом участке, в огороде. Подобное проведение свободного времени, безусловно, позволяет учителю с пользой для своего развития отдохнуть и даже иметь некоторый доход в семейный бюджет.

Но для развития личности педагога сфера досуга имеет прикладное релаксационно-восстановительное и профилактическое значение. В ней учитель может в принципиально ином контексте воспроизводить свои профессиональные роли, получать коммуникативно переработанную информацию, раскрывать свой творческий потенциал, используя широкие возможности для саморазвития. В исследовании досуговой деятельности молодых педагогов была установлена высокая корреляция между наличием в структуре свободного времени учителя любимых занятий и способностью к более глубоким характеристикам общения с учениками (С. Вершловский, В.В. Гоголева и др.).

Наши наблюдения, опыт экспериментальной работы выявили и профилактическую функцию досуговой деятельности, для полноценного использования которой учитель должен приобрести определенные навыки.

Комплексный анализ взаимосвязи личностного и профессионального развития человека позволяет включить в «набор» обязательных восстановительно-профилактических ресурсов и досуговую деятельность, косвенно направленную на профессиональное самосовершенствование, саморазвитие, расширение культурно-познавательных интересов, общение, овладение универсальной техникой переключения в ситуациях нарастающего интеллектуального и эмоционального напряжения.

Таким образом, проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы, проведение опытно-поисковой и экспериментальной работы со слушателями кафедры воспитания и дополнительного образования НИПКиПРО позволили сделать следующие выводы:

1. Необходимо постоянно на системно-целевой основе диагностировать и помогать учителям в формировании у них умения предупреждать и переживать кризисные состояния своего профессионального развития с помощью интенсивного переключения в досуговую деятельность.

2. Важно своевременно обучать учителей основным приемам самоорганизации и самовосстановления своего профессионального опыта, ориентируясь на имеющийся потенциал внутриличностных и внеличностных ресурсов профессионального развития.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети