О профессиональной этике педагога, демократии, самодеятельности и самоуправлении, педагогике лета, досуге и об игре

 О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКЕ ПЕДАГОГА
  • Защитить ребенка — значит создать условия для свободного самовыражения, развития его духовных и физических сил.
  • Свобода ребенка — это свобода его воли, так как для него жизнь есть пространство, где всегда сталкиваются иррациональность и рациональность мира. Но свобода ребенка — его упорядоченная воля, опирающаяся на правоспособность. Право на «другое», на не похожее, будь то выбор деятельности, мнение по любому вопросу или образ жизни, при обязательном соблюдении установленных законов, норм, правил, которые ребенок обязан знать и понимать. Свобода — это выбор.
  • Детские таланты могут развиваться только в условиях свободы. Свобода творчества и есть само творчество. Свобода рождает инициативы ребенка.
  • Прожив счастливо детские годы, школьник, став взрослым, посеет счастье вокруг себя. Дети — творцы себя, но в то же время дети — творцы людей.
  • Мастерство вожатого — это, в первую очередь, искусство общения с ребятами и взрослыми. Общительность есть профессиональное качество пионерского вожака. Воспитание ребят — это контакты с ними. Это контакты пионеров друг с другом, со взрослыми. Ребенка формируют человеческие контакты.

Заповеди педагога-мастера

  • Подходи к детям с оптимистической гипотезой, ищи в ребятах хорошее, его всегда больше.
  • Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче их понять.
  • Помни формулу А.С. Макаренко: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».
  • Воспитывая коллектив ребят, думай о воспитании отдельной личности. Коллектив — лучший воспитатель личности ребенка.
  • Будь честным с ребятами, не обещай того, что не можешь выполнить, не изворачивайся, не лги, если допустил промах, ошибку, признай их.
  • Знай: ребят увлекает в вожатом высокая квалификация, умение, доходящее до искусства, золотые руки, доброта, немногословие, постоянная готовность к работе, оптимизм.
  • Никогда не делай сам того, что можно поручить детям.
  • Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на воздухе.
  • Никогда не кричи на ребят. Помни: тихий, убедительный, если надо, гневный голос, сильнее крика.
  • Не сердись долго на ребенка, это не профессионально.
  • Научись все видеть и кое-чего не замечать, все слушать, но кое-что не слышать. Не всегда надо искать виноватого.
  • Не увлекайся нотациями. Они ничего не вызывают у ребят, кроме желания зажать уши.
  • Старайся все делать творчески, это развивает у ребят вкус деятельности.
  • Будь вежлив. Как можно чаще употребляй в разговоре с ребятами слова: «спасибо», «пожалуйста», «будь добр» и т.д.
  • Помни: каждый ребенок имеет право на собственное мнение. Высказывая свои предложения, спрашивай: «А как вы думаете?».
  • Не злоупотребляй приказаниями, просьбу всегда легче и приятнее выполнять.
  • Не только оберегай ребят от дурного, но учи сопротивлению дурному.
  • Внимательно следи за тем, чтобы ребята не получили психической, физической или эмоциональной перегрузки.
  • Не забывай народную мудрость: начал говорить — договаривай, начал строить — достраивай, начал делать — доделывай.
  • Будь с ребятами вместе, рядом и чуть впереди.

 

О ДЕМОКРАТИИ, САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ И САМОУПРАВЛЕНИИ

  • Скрытая в ребенке положительная энергия проявляется только тогда, когда ему доверяют. Доверие — гарантия демократии.
  • В демократической школе будет господствовать закон «можно»: в нашей школе (классе) можно помогать отставшим, можно уважительно относиться к девочкам, можно все, что полезно, разумно, интересно.
  • А как насчет «нельзя»? Оно останется, но примет иное качество. Нельзя, например, поручать роль принцессы самой хорошенькой девочке. Нельзя выбирать в лидеры школьника только по причине хорошей дикции. Нельзя говорить детям только про их недостатки, забывая упомянуть о достоинствах. Нельзя все регламентировать и цепляться за режим. Нельзя судить детей по нормам времени, в котором мы жили когда-то, но можно судить по вечным нравственным нормам и общечеловеческим ценностям.
  • Школа обязана предоставить широкое поле выбора. Дел, истин, ролей, положений, поручений, творчества, товарищей, партнеров, даже коллективов, клубов, команд, ассоциаций, даже классного руководителя и вожатого. В последнее время о выборе пишут часто. В демократическом обществе взрослые люди имеют право выбора. Где им жить, кем работать, куда вкладывать деньги, за кого голосовать, в какую партию, ассоциацию вступать. Многие справедливо утверждают, что такое демократическое общество вырастает из детей, для которых выбор — дело привычное.
  • В каждом отряде могут возникать свои организационные формы самоуправления с новыми для ребенка правами и обязанностями. В этом есть условия социального роста детей. Чем интереснее практика жизни ребят, тем богаче сфера прав и обязанностей. Опыт убеждает, что самоуправление не может далее развиваться без предоставления школе и пионерской организации реальных прав.
  • Если учитель, вожатый способны заметить уникальность отдельного пионера, то тем самым они и способны удовлетворить его потребности в самоутверждении.
  • Чтобы не угасло чувство победы, пусть маленькой, не снизилась требовательность к самому себе, в каждом новом деле полезно предусмотреть «барьеры трудности», непременную смену ролей и положений. Это и есть демократичность. Ребенок, по мнению замечательного польского педагога Януша Корчака, — это сто масок, сто ролей способного актера. И надо ему дать возможность сыграть на прекрасной сцене детства эти сто ролей, а не выполнять по указке скучного режиссера-воспитателя лишь одно узкое, хотя, может быть, и полезное амплуа.
  • Пионерское самоуправление — это своеобразная модель тех человеческих отношений, в которые дети будут вступать, став взрослыми. Уже поэтому их первичная, детская гласность в разных формах самоуправления, реализованного в разнообразной деятельности, — пусть еще неполная, несовершенная, в то же время драгоценный росток демократизма, который мы обязаны, поддерживая, растить.
  • Самоуправление тогда становится воспитательной силой, когда ребята заняты делом им понятным, интересным, смысл и значение которого для них очевидны.
  • На чем строится детское самоуправление? На трех взаимосвязанных между собой понятиях — «деятельности», «самодеятельности» и «самоорганизации».
  • Самодеятельность возникает лишь в результате тонкого педагогического руководства, наиболее полно обеспечивающего развитие общественной активности, инициативы детей, и тогда оно помогает пионерам овладеть как умением жить в коллективе, обществе, так и подчинять личное интересам общественным.
  • Истинное самоуправление ребят — главное условие выхода их творческой энергии.
  • В лучших пионерских коллективах существуют такие традиции сборов: внимательное отношение к критике при обсуждении идей; поощрение любых идей — чем более фантастической представляется идея, тем она любопытнее. Простые правила, а эффект большой. Замечено: чем меньше у ребят времени для «размусоливают», тем острее их мысль, как в известной игре «Что? Где? Когда?».

 

О ПЕДАГОГИКЕ ЛЕТА

Что в лагере самое главное?

Если очень коротко, то ...

Отдых. Значит, отстранение от всех забот? Состояние покоя? Но лагерь — не дом отдыха, а дом радости. Отдых может быть и очень активным в любимых занятиях — на рыбалке, в походе, спорте, игре...

Самостоятельность. Не надо думать и делать за ребят, не надо водить их строем всегда и везде. Пусть думают и придумывают сами. Пусть сами организовывают свою жизнь. Самостоятельность — это доверие. Но самостоятельности не повредит подсказка, неожиданная идея. Детали — придумывают сами.

Коллективизм. Любое дело — для всех и для каждого. Тогда — общие интересы, друг без друга скучно.

Роскошь одиночества. Кому-то хочется побыть одному, почитать, побродить по лагерю, поглазеть на муравьиную кучу. И это — нужно.

Событие. Летний лагерь — это пруд с проточной свежей водой. Пусть жизнь ребят в лагере наполнится событиями! Событие — то, что сбылось и запомнилось.

Товарищество. Ищи в новом старое, в старом — новое. В старом — старое, в новом — новое.

Польза. Выбирай дела на пользу всем и каждому. Сделай так, чтобы каждый был нужен всем.

Тайна. Без тайны скучно. Нужны секреты и сюрпризы, большие и малые тайны. Какие? Придумывай! Ребята подскажут!

Как обеспечить достижение главного?

Демократическое и гуманистическое общество начинается с демократических и гуманистических школ, летних лагерей, других центров детства.

Природа, движение, творчество — три «кита» лета. Необходимо напрочь отказаться от всего сидячего и перейти на бродячее, бегательное, прыгательное, плавательное. В хорошую погоду и дождь. Любая остановка, топтание на месте — верная примета поражения. Детям интересно там, где жизнь кипит и деятельно.

Ничего нет в лагере прекраснее, чем зрелище свободного ребенка. Древние говаривали: «Отдайте ребенка на воспитание рабу — и у вас будет два раба». Свобода в лагере — это нормальная радостная жизнь нормальных людей, которые утром просыпаются с той ноги и с ощущением счастья. Свобода в лагере — не цель жизни, а ее условие. Творчество есть одно из важнейших условий свободы проявления себя в летнем лагере.

Высокие ноты воспитания прошлых лет надо сохранить. А вообще-то, давайте опираться на веками сложившиеся общечеловеческие ценности: чувство собственного достоинства ребенка, неповторимость ребят, духовный выбор, национальные традиции, демократические свободы.

Если ты входишь в палату или палатку, пусть у тебя будут теплые руки, приветливое лицо и доброе сердце.

Если ребенку плохо, поставь себя на его место.

Если хочешь добиться успеха, советуйся с ребятами.

Если хочешь иметь с детьми согласие, уважай разногласие.

Если ты не понимаешь шуток — пиши пропало.

Если ты постоянно критикуешь ребят, ты сеешь вокруг уныние и скуку и учишь детей «науке ненависти».

Если детей подбадривать и одобрять, они научатся верить в себя.

Если ты говоришь, что у тебя в отряде ужасные дети, ты прав. У тебя они и не могут быть дружными.

Если хочешь быть хорошим вожатым, будь им!

 

О ДОСУГЕ

  • Любая досуговая модель есть урок творчества, так как заставляет детей без принуждения искать творческие решения, делать самостоятельные выводы, придумывать, фантазировать, действовать.
  • Личность ребенка раскрывается, растет, когда он действует, отдает, создает полезное в духовном или материальном плане.
  • Дети — великие фантазеры. Придумывать, выдумывать, воображать, мечтать — их привилегия. Все неправдоподобное, несбыточное, любая их причуда — это их волшебный мир.
  • Детям всегда нужен «допинг» интереса, условия для самовыражения. Помочь ребятам «найти себя» — важная задача. Но для этого необходимо «поле творческой свободы» без криков, одергивания, заорганизованности, и еще нужна фантазия.
  • Праздники занимают особое место в жизни школьников. Их любят за эмоциональность, сюрпризность, народный колорит, за возможность «себя показать, других посмотреть». Праздники как бы возглавляют эскадроны будничных дней. Они — некий рубеж в монотонности учебного года.
  • Досуг обязан сотворить отношения дружеского партнерства взрослых и детей, которые обеспечивают их сотрудничество и сотворчество. Досуг в целом — дело коллективное. Даже радость удачи делится обычно для всех. Для того, чтобы эффективность совместного творческого деяния была наивысшей, каждый его участник должен четко осознавать общественную значимость как своих действий, так и действий соучастников в целом.
  • Человеческая неповторимость — соль досуговой педагогики. Создавая добровольный союз самобытных индивидуальностей, мы создаем идеальную часть общества.
  • Существует старая мудрость: ищи в ребенке хорошее, его всегда больше. Чтобы увидеть дурное, большого ума не требуется. Увидеть добрые начала и опереться на них — вот принцип общей и досуговой педагогики.
  • Положительное и прекрасное рождает добро само по себе, качественный досуг одобряет, выпрямляет, ободряет и реабилитирует детей. И вместе с тем, именно в его сфере так необходима опора на любые положительные ростки и обязательно на положительные эмоции ребенка. Такая опора окрыляет.
  • Детские таланты оскудевают от невнимания. Ребенок кажется себе еще лучше, если кто-то замечает и оценивает его рост.
  • Состязание — чисто детская привилегия, состязание — внутренняя «причина», раскручивание творческих сил, стимулирование к поиску, открытию, победам над собой. Состязание распространяется на все виды творческой деятельности, кроме нравственной сферы.
  • Воздействуй доверием, оно окрыляет, располагает к хорошему отношению. Возвышай ребят доверием, и они отплатят тебе чистой монетой верности.
  • Укрепляй у ребят веру в собственные силы — это важный метод поддержки. Не бойся даже искусственно организовать успех у какого-то непутевого Петьки, у некрасивой Верочки, у слабого физически Сереги.
  • Смелее используй иронию и юмор — сильнейшие приемы общения. Во-первых, они оставляют за тобою добрую позицию, во-вторых, берегут твои эмоциональные силы. Чувство юмора — профессиональное чувство пионерского вожака.
  • Влияй через взрослых друзей. У одного мальчишки кумир — лучший футболист дружины, у другого — тренер, у третьего — библиотекарь, у четвертого есть симпатия в соседнем отряде. Чего никогда не добьешься сам, сделают другие люди.
  • Ищи свой неповторимый подход к ребятам, свою интонацию обращения к ним, свою, основанную на доброте, уважении и требовательности, методику.

 

ОБ ИГРЕ

  • Игра — прерогатива детства. Дети играют, как дышат. Именно детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитываются щедрые, честные, высоконравственные личности. Игра — особая, суверенная сфера жизни ребенка, которая компенсирует ему все ограничения и запреты, становясь педагогическим полигоном подготовки к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания ребенка. Особое значение имеет игра для огромного количества ущербных, неразвитых детей, которых необходимо воспитывать сегодня, так как завтра будет поздно.
  • Игра — реальная и вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством.
  • Современная гуманистическая школа нацелена на индивидуальный и межличностный подходы к каждому ребенку. Игра — неоценимый в этом помощник. В игре ребенок — автор, исполнитель и практически всегда творец, испытывающий чувства восхищения, удовольствия, которые освобождают его от дисгармонии.
  • Игры коллективны, коммуникативны, в них, как в любви, все «наше» — «наши игрушки», «наши песочницы», «наши игры», ибо игра — совместное творчество и постижение мира, и она послушна голосу совести ребенка. Осмысление действительности в играх идет через реальное и условное, через нонсенс и парадокс, в которых экспериментально детьми выверяются истинное, пародийное и даже как бы бессмысленное (нелепицы, перевертыши, речевые забавы, розыгрыши). В любой гуманитарной сфере, включая игру, отсутствуют абсолютные истины. Здесь все решают мера, дифференцированная ценность, инструментовка каждого игрового сеанса.
  • Игра — одновременно развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества со взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого.
  • Игра — главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. Игра социальна по своей природе, являясь отраженной моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем и «вольной» практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребенка, сферой неповторимой человеческой активности.
  • Игра — сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, и конкретной социальной общности, или группе сверстников, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребенка. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения ребенком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей ребенку функционировать в качестве полноправного члена детского или взрослого коллектива.
  • Для ребенка игра важна как сфера реализации себя как человека, как личности. Именно в этом плане ребенку важен сам процесс игры, а не ее результат, или конкурентность, или возможность победы, или достижение какой-либо цели. Процесс игры — пространство самореализации. Игра — уникальный полигон человеческой практики ребенка, действительности как области применения и проверки накопленного опыта.
  • Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимальности проявлений (физические силы, интеллект, творчество), во-вторых, игра сама по себе особое «поле самовыражения».
  • Искусство игры — важная часть жизненной стратегии людей, ощущающих уникальность и неповторимость жизни.

 

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети