Игровые формы и методы в работе детских общественных объединений

Понятия «равные возможности», «игровое взаимодействие детей и взрослых», «детские сообщества» оформляются как сравнительно новые категории научных исследований, связанных с социально-педагогическими функциями детских общественных организаций и объединений, действующих в последнюю четверть двадцатого века.

Это объясняется рядом обстоятельств, связанных как с развитием новой парадигмы воспитания и образования подрастающего поколения, так и с ежедневными трудностями практиков, непосредственно организующих деятельность групп детей и подростков во внеурочное время.

Год 1990-й стал переломным как для всей воспитательной системы, так и для многомиллионной Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина Союза Советских Социалистических Республик.

Год 1999-й связан с проведением Коллегии Министерства образования Российской Федерации по развитию воспитания в системе образования России. Это год десятилетия ратификации Конвенции о правах ребенка.

Год 2000-й станет отсчетом нового десятилетия действующего Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций-Федерация детских организаций» в новом приближающемся третьем тысячелетии.

За десять лет, в этот короткий временной промежуток, произошло столько государственных, исторических, научных открытий и событий, объективно оценить которые еще предстоит нашим последователям или оппонентам. Вырастает поколение, о котором точнее всего можно сказать, вспоминая творчество А.С. Пушкина: «Здравствуй, племя молодое, незнакомое».

Гуманизация налицо: статус юного гражданина России провозглашен и закреплен документально. Ребенок — не только будущий производитель материальных и духовных ценностей, а самоценен сам по себе в мире взрослых отношений со своими правами и возможностями выбора собственного пути.

Признавая, что современные процессы изменений детства и его взаимоотношений со взрослым миром выступают мощной силой социального проектирования будущего общественного развития России, предполагается новый аспект исследования особенностей детских сообществ.

Время детства проходит в мире игры. Определение, данное игре Л.С. Выготским («Игра — это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие»), позволяет лучше понять отношения, которые складываются между детьми и взрослыми в процессе игрового взаимодействия. Термин «взаимодействие» подчеркивает непосредственные, прямые связи между объектами. Здесь исключаются косвенные связи. Результатом взаимодействия является взаимообусловленность, т.е. фактическая значимость происходящего для участников взаимодействия. Наиболее продуктивно оно реализуется в комплексных играх, долговременных игровых программах, моделируемых на трех уровнях: организационно-методическом, нормативном и социально-психологическом.

Действующая программа СПО-ФДО «Игра — дело серьезное» стала основанием разработки перспективных проектов, многие из которых были созданы самими детьми. Так, началась как игра акция «Непоседа» в Самарской области, был организован фестиваль игровых программ в Екатеринбурге, ВДЦ «Орленок», Оренбурге, Томске, республиках Удмуртии и Марий Эл, игровой марафон объединил ребят Тамбовской области, отправились исследовать непознанный «Мир Золотой пчелы» ребята из Башкирии. Все эти находки закрепили на практике право ребенка на объединение со сверстниками, а также на игру и реализацию собственного интереса.

В 1998 году стартовала новая программа СПО-ФДО «Имею право», соавторами которой стали участники Ассамблеи лидеров СПО-ФДО из 39 регионов России, представители более 67 детских общественных организаций, собравшиеся в ВДЦ «Орленок». Ведь именно в детских общественных объединениях ребята получают доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к тем, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию подрастающего поколения.

Сегодня, спустя 10 лет, российским обществом признается значимость деятельности детских общественных организаций и объединений. В отличие от неформального сообщества в них ребенку предоставляется возможность стать субъектом права и социальной деятельности. Детские общественные объединения создают условия для осознания тех или иных социальных ролей, помогают разобраться в непростой и часто противоречивой системе социальных отношений. Игра, как один из конкретных способов объективации внутреннего мира человека в его действиях и поступках, «ведет за собой» (Л.С. Выготский) развитие активности, инициативы, творчества личности, являясь одним из эффективных путей признания и успешности растущей личности.

Понятие «равные возможности» рассматриваются нами как социально-педагогический термин, весьма актуальный особенно в конце 90-х годов. Предрассудки в отношении людей с разной степенью инвалидности или тех, кто переживает финансовые трудности, расовую дискриминацию, неравноправие между половозрастными группами, должны быть полностью исключены из игры. Взрослые, занимающиеся с детьми, должны пропагандировать и развивать равноправие в игре и доступность игры для всех детей, заботиться о развитии антидискриминации и положительных примеров для тех, кто сегодня испытывает трудности. Игры, игровые действия и общение помогают детям и подросткам понять: каждый может стать личностью. В своем желании стать лучше мы и наши дети равны, но у взрослых лидеров детских общественных объединений и организаций есть ответственность за создание тех условий, в которых этот процесс осознания своих гражданских прав пройдет более эффективно.

Четкость, ясность, конкретность содержания деятельности детских объединений помогают объединить усилия для решения приоритетных задач на ближайшее время настоящим друзьям детства.

Приоритетными задачами мы считаем:

  • оказание помощи в овладении способами реализации своих прав в государстве и обществе;
  • создание условий для расширения опыта межнационального общения;
  • формирование гражданской, патриотической позиции возможностями детского коллектива; обучение выбору стратегии жизненного пути, успешной профессиональной деятельности.

Ю.Н. Таран, рассказывая о формах воспитательной работы в своих методических рекомендациях, условно разделил их на три группы: мероприятия, дела, игры. Формы воспитательной работы — это, во-первых, устанавливаемый порядок организации конкретных ситуаций и актов взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач; во-вторых, совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы.

Итак, обо всем по порядку. При проведении мероприятия дети занимают в основном созерцательно-исполнительскую позицию. Организаторская роль принадлежит взрослым. Мероприятия можно выбирать: когда нужно решать просветительские задачи, т.е. сообщить детям какую-нибудь довольно сложную для них, но ценную информацию; когда необходима высокая компетенция в решении каких-либо вопросов; когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо. Таким образом, объективно к мероприятиям могут быть отнесены: лекции, беседы, диспуты, экскурсии, занятия, тренинги и т.д. При проведении дела дети занимают деятельно-созидательную позицию. Педагогическое руководство взрослых является опосредованным. По характеру реализации можно выделить три подтипа дел: дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или кто-то персонально; дела, организаторскую роль в которых играет какая-либо часть объединения; эта группа задумывает, планирует и организует подготовку и проведение дела, а участвуют в реализации все; коллективные творческие дела (КТД), в организации и реализации которых участвуют все члены объединения. В игре имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. Позиция детей в игре в зависимости от ее вида может быть и исполнительской, и деятельно-созидательной. Роль педагога тоже вариативна: от организатора и активного участника (например, деловая или сюжетно-ролевая игра) до наблюдателя и консультанта (спортивные игры и т.п.). Игры самоценны, особенно как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети