Исследование актуальных проблем воспитания в социальной педагогике

Проблемы воспитания вновь становятся приоритетными. Пережив бум нововведений в обучении, стремительное строительство образовательных учреждений разных типов и видов, обязательный поиск особых технологий преподавания, ученые и практики заговорили о низкой результативности образовательных реформ, не подкрепленных научными поисками в сфере воспитания.

Совершенно очевидно, что нельзя уходить от обсуждения вопросов о целях современного воспитания, его содержании, принципах, формах и методах. Необходимо обсуждение и содержания предельно широких обобщающих категорий. В частности, понятия «воспитание» в широком смысле слова. Это понятие тесным образом объединяет исследования в общей и социальной педагогике. Действительно, основным предметом научного исследования в социальной педагогике является, как правило, социальное воспитание.

Этот термин в основном тождествен знакомому по учебникам педагогики понятию «воспитание» в широком смысле слова. Именно широкое понимание проблем воспитания рассматривалось в трудах ученых, занимающихся внешкольным воспитанием, воспитанием в детских общественных объединениях, детских домах, летних оздоровительных центрах. В широком смысле слова воспитание представлено в работах, посвященных проблемам социальной активности и социальных отношений, воспитания в семье и в среде сверстников. Разумеется, к этому ряду следует отнести исследования социально-педагогических функций игры как социального феномена.

Кстати, именно так и была обозначена тема докторской диссертации Сталя Анатольевича Шмакова. В Липецке он возглавлял кафедру социальной педагогики и был полон новых планов и идей модернизации воспитательного процесса. Практика показывает, что социальная педагогика всегда порождала и сегодня продолжает генерировать новые, оригинальные взгляды на воспитание, может высветить нетривиальные аспекты в его научном и практическом осмыслении.

На мой взгляд, сегодня социальная педагогика выступает, образно говоря, в качестве прожектора, который высвечивает те стороны воспитания, которые длительное время оставались в тени педагогической мысли. В этой связи назовем такие актуальные проблемы воспитания, как социальное проектирование, социальное сотрудничество и социальная защищенность.

Включение человека в социальное проектирование может стимулировать внутренние резервы личности на по-строение конструктивных отношений с обществом, показывать индивиду значение собственного выбора, его последствия и меру ответственности. Знакомство с различными технологиями социального проектирования может положительно сказаться на процессе социализации и личностного роста. Воспитательные действия, осуществляемые в данной парадигме, будут способствовать расширению социальных ролей, выработке гибкости поведения, толерант-ности в выстраивании межличностных отношений.

Кроме того, в современных условиях стремительного и неподдающегося разумным объяснениям расслоения общества воспитательный процесс следует превратить в пространство социального сотрудничества. Его технология, на мой взгляд, должна обеспечивать продуктивное взаимодействие детей, их специфическое общение. Социальное воспитание предоставляет полную возможность осознать собственные ценности и признать в качестве ценности иное миропонимание.

Растущая социальная незащищенность ребенка и детства в целом заставляет рассматривать воспитательный процесс и школу как специфический «социальный зонтик». Школа может преобразоваться в максимально долгий и насыщенный тренинг социального поведения, отдаляющий время включения ребенка в жесткие социальные ситуации. Это могут быть обучающие тренинги школы социального успеха, волонтерское движение, трудовая занятость, деятельность в детских и юношеских общественных организациях. Современное воспитание следует ориентировать на обеспечение готовности к конкуренции на бирже труда, к успеху и поражению, к продуктивной смене при минимальных потерях программ социального и трудового поведения.

В целом анализ проблем, разрабатываемых социальной педагогикой, убеждает в необходимости существенного увеличения времени на получение профессионального образования, повышение его качества за счет реализации принципа обратной связи.

Ко всему сказанному следует добавить, что в современной системе образования уже есть специалисты, призванные обеспечить социальные функции воспитания. Это — социальные педагоги. Их отряд в Новосибирской области сегодня насчитывает около трехсот человек. Они определили в центр своей практической воспитательной работы такие актуальные проблемы, как охрана и защита прав ребенка, предупреждение аддиктивного поведения подростков групп социального риска, реабилитация учащихся классов коррекции и др. Значительная работа развернулась по социализации и подготовке к жизни воспитанников детских домов. Ведутся активные поиски профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, профилактики токсикомании и наркомании. Цель социального педагога — помочь каждому ребенку выбрать свое место в реальном мире, причем такое место, которое наиболее благоприятствует его становлению и росту. Успех во многом будет зависеть от их теоретических позиций и творческого подхода к разработке авторских воспитательных программ.

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети