Возможности использования художественного слова в формировании образа территории на примере изучения раздела «География Новосибирского области»

 

Ничего нет милее в мире для меня, чем мой народ, его судьба, чем волшебный русский язык и трогающая сердце то силой, то грустью, то покоем и радостью наша природа
К.Г. Паустовский

Богатое содержание курса «География России» предоставляет учителю широкие возможности для организации разнообразной деятельности учащихся, в выборе методов и средств обучения. Велики потенциальные возможности курса в умственном развитии учащихся, в умении интегрировать информацию из множества источников.

Тема, над которой я работаю в последние годы, — «Технология использования художественного слова в формировании образа территории на примере изучения раздела «География Новосибирской области»». Выбор темы был для меня закономерен: считаю, что эффективным обучение может быть только при максимальном развитии мыслительной активности учащихся, их интеллектуальных способностей.

Целью своей работы ставлю формирование образа территории Новосибирской области на основе: 1) пространственного мышления, предполагающего осмысление территориальной взаимообусловленности явлений, роли фактора расстояний, границ, связей, ядер и периферии; понимание образно-плавного языка географической карты; 2) комплексного восприятия природных и социальных процессов; 3) воспитания любви к своей «малой» Родине, чувства ответственности за ее настоящее и будущее, чувства патриотизма:

Люблю и знаю. 
Знаю и люблю. 
И тем сильней люблю, 
чем лучше знаю

(Географ и поэт Ю.К. Ефремов)

Именно с этих позиций предлагаю (как один из вариантов) использовать привлекательные возможности интеграции географии с дисциплинами исторического, литературоведческого и языкового циклов. Упор сделан на произведения сибирской художественной прозы и музыкальной литературы, на их многогранность. В них часто содержатся превосходные описания явлений природы, той или иной территории области, изучаемых объектов, т.е. художественное слово выступает как средство формирования географических знаний:

  • отобранные тексты отображают специфику территории, адаптируются к теме урока;
  • методы работы с художественным словом варьируются в зависимости от уровня подготовки учащихся и постоянно усложняются;
  • тексты позволяют проводить сравнение территории в разные исторические эпохи;
  • хрестоматийный материал воспитывает, вызывает эмоциональную реакцию, заражает интересом к поискам истины.

Будем надеяться, что грамотное звучное художественное слово классиков литературы позволит учащимся лучше владеть русским языком.

В формировании образа территории я опирался на важнейшие базовые принципы.

1. Принцип гуманизации требует рассмотрения природы как среды становления и обитания человечества, например: соотношение ландшафта и образа жизни, черт характера:

Сверкают на солнце
Осколки
Разбросанных щедро озер. 
Седая равнина да колки, 
Степной необжитый 
Простор.

(Ветлугин И. «Бараба») [1]

Подумайте, какие черты характера русского человека были воспитаны лесом, а какие степью [6].

2. Принцип экологизации нацеливает на воспитание природоохранного сознания:

Есть место в природе. 
Где сонно и тихо, 
Я в детстве любил 
Туда забегать, 
И словно белка, 
Лез на березу, 
Чтоб бросить свой взгляд 
На маленький рай — 
Лесной ручеек и рядом 
Лесной уголок.

(Ученик А. Бессонов)

Оцените свое поведение в природе с точки зрения ее сохранности и разумного использования [5].

3. Принцип плюрализма означает признание за каждой страной, регионом, ландшафтом право на индивидуальную, уникальную судьбу:

Из небольшой деревушки 
Вырос мой город родной 
И по-сибирски степенный, 
И по-сибирски простой. 
Волны рожденного моря, 
Неба над ним синева, 
Шум Кудряшевского бора, 
Рощи Бугринской листва.

(Реутов В. «О Новосибирске») [1]

Какой уголок Новосибирска (вашего населенного пункта) вам нравится и почему?

4. Принцип историзма учитывает пространственно-временную динамичность отдельных частей страны, региона, области:

Зашумела хлебушком 
Землица, 
Избы выросли то тут, 
То там, 
Сколько живности 
И разной птицы 
Развелось по этим берегам. 
Лен серебряные кисти
Вскинул, 
Поклонилась ветру конопля, 
Значит, бабам новые
Холстины. 
И встречает пахаря как
Сына
Тучная сибирская земля.

 

(Лисовский К. «Основатели») [2]

В каких районах области исторически сложилась специализация на земледелие? Какие задачи решают труженики села сегодня? [5]

5. Принцип междисциплинарной интеграции связан с топонимикой, фольклором, архитектурным стилем как проявлением исторических межрайонных связей:

И снова белеющий снежный 
Покров 
Степной низменной шири, 
И белые тайны дремучих 
Лесов 
Бескрайно-великой Сибири.

(Драверт П.П. «Возвращение»)

По справочным сведениям БСЭ объясните происхождение слова «Сибирь».

По справочным материалам найдите объяснение происхождению названий Кулунда, Карачи, вашего населенного пункта.

6. Принцип увлекательности. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьников, на их отношение к предмету:

«— Отчего у вас в Сибири так холодно?
— Богу так угодно! — отвечал возница.

Да, уже май, в России зеленеют луга и заливаются соловьи, на юге давно уже цветут акации и сирень, а здесь... земля бурая, леса голые, на озерах матовый лед, на берегах и в оврагах лежит еще снег».

Чехов А.П. «Из Сибири» [3]

 

С какими особенностями климата связано брюзжание А.П. Чехова как медика?

Почему в нашей области климат более суров, чем на тех же широтах Восточно-Европейской равнины?

Как климат влияет на жизнь и хозяйственную деятельность людей в нашей области?

7. Принцип системности и вариативности. Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным, т.е. разноуровневым с учетом индивидуальных особенностей мышления учащихся (I уровень — направленное восприятие, первое ознакомление с материалом, II уровень — уровень репродукции, III уровень — самостоятельное применение знаний и умений в условиях новых учебных задач). Такие задания см. в приложении [4].

Формирование образа территории предполагает прочное закрепление навыков географического мышления, а именно:

а) владение языком географии, связь с топонимикой:

Был труд маслоделов тяжелым, 
Но знали и в крае чужом 
О лучшем и самом дешевом 
О сливочном масле твоем.

(Ветлугин И. «Бараба») [1]

По справочным материалам найдите объяснение названия Бараба.

Придумайте «визитную карточку» или герб Барабы в начале нашего XX века.

б) комплексное описание (показ тесной взаимосвязи между компонентами природы):

По водам Ла-Манша упрямым 
Тяжелые шли корабли,
И пахло от ящиков в трюмах 
Лугами сибирской земли.

(Ветлугин И. «Бараба») [1]

Сопоставьте физическую, почвенную, климатическую карты и карту растительности. Ответьте на вопрос: почему в конце XIX — начале XX века сибирское масло было лучшим?

в) пространственная составляющая (привязка к территории, позволяющая класть «свои суждения на карту»):

— фактор расстояния:

«Наказание с этим разливом. В Колывани мне не дают почтовых лошадей: говорят, что на берегу Оби затопило луга, ехать нельзя.

Станционный писарь советует мне ехать в какой-то Вьюн, а оттуда в Красный Яр; из Красного Яра меня повезут верст двенадцать на лодке в Дубровино, и там уже дадут почтовых лошадей».

(Чехов А.П. «Из Сибири») [3];

 

На физической карте НСО проследите описанный отрезок пути великого писателя.

Нанесите на контурную карту НСО маршруты путешествий выдающихся ученых, писателей, внесших вклад в изучение нашей области, — А.П. Чехова, А.Н. Радищева, А. Гумбольдта, Г.Ф. Миллера, Семенова-Тян-Шанского, П. Палласа.

— создание картографического образа территории:

Равнина, равнина, 
Ни яра, ни пади, 
Равнина — на север, 
Равнина — на юг, 
Как будто гористую землю 
Разгладил 
Какой-то гигантский утюг.

(Фролов И. «Кулунда») [1]

На контурной карте НСО равнину отметьте зеленым цветом, яр — желтым, падь — коричневым и ответьте на вопросы:

1) на созданной вами и физической карте атласа определите, прав ли поэт, утверждая об идеальной равнинности Кулунды;

2) доходил ли ледник («гигантский утюг») до южных районов Западной Сибири? Установите причинно-следственные связи влияния ледника на рельеф.

Из вышеизложенного следует, что единству обучения и воспитания, комплексному подходу в большей мере способствуют межпредметные связи, позволяющие качественно поднять уровень знаний, умений путем более глубокого проникновения в объективно существующие связи в явлениях природы и общества.

Литература

  1. География Новосибирской области. - Новосибирск: Зап.-Сиб. книжное изд-во, 1969.
  2. Лисовский К. Стихотворения. Поэмы. - М.: "Художественная литература", 1974.
  3. Чехов А.П. Из Сибири. Полное собрание сочинений. Т. 14. - М.: "Наука", 1978.
  4. Доронькин А.И. Литературная хрестоматия по географии Новосибирской области. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2000.
  5. Кравцов В.М., Донукалова Р.П. География Новосибирской области. - Новосибирск, 1996.
  6. Доронькин А.И. Возможности использования художественной литературы при изучении раздела "Природные ресурсы и проблемы их освоения в теме "Природа Западной Сибири."" // Сибирский учитель. - 2000. - № 4.
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети