Артек в Сибири. Реальность и перспективы

 «Артек», «Орленок», «Океан»... Эти слова вызывают в памяти совершенно определенные образы: дети, солнце, отдых... Даже тот, кто никогда не бывал там, знает, что эти детские лагеря всегда являлись образцом качества воспитательной работы, ее духовной наполненности, родоначальниками традиций, органически ставших нормой жизнедеятельности многих воспитательных коллективов.

Идея создания в Сибирском регионе крупномасштабного детского комплекса, аналогичного «Артеку», уже не первое десятилетие витает в умах педагогов, увлеченно занимающихся летним отдыхом детей. Но сегодня эта идея стала приобретать более конкретные черты. Инициативная группа педагогов, специалистов сферы управления образовательным процессом, других заинтересованных лиц обратилась на кафедру воспитания и дополнительного образования НИПКиПРО за помощью в разработке проекта Межрегионального детско-юношеского спортивно-оздоровительного культурно-образовательного комплекса под условным названием «Сибирский Артек». В конце июля 2001 года разработка такого проекта была завершена. Предварительное обсуждение основополагающих идей этого проекта состоялось у заместителя полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Решетняка Николая Ивановича. Кстати говоря, Николай Иванович сам в свое время непосредственно работал во Всероссийском лагере «Орленок». Поэтому обсуждение проходило с глубоким пониманием не только теории, но и практики вопроса.

Конечно, обсуждение такого широкомасштабного проекта предстоит осуществить в ближайшем будущем. Но уже сегодня хотелось бы поделиться с читателями журнала «Сибирский учитель» некоторыми идеями, которые явились основой педагогического содержания данного проекта.

Сибирский федеральный округ объединяет в своем составе 16 субъектов Федерации, которые составляют около 40 % территории России. На территории округа проживают более 150 наций и народностей. Объединить столь огромное сообщество наряду с другими актуальными направлениями деятельности может и забота о детях. Проект «Сибирский Артек» ставит во главу угла именно эту идею. Более того, подводит под нее реальную практическую базу. Постепенно, поэтапно в реализацию проекта предполагается вовлечь все республики, края, области, входящие в состав Сибирского федерального округа. Но центром, по всей вероятности, станет Новосибирская область. К этому имеются следующие предпосылки:

• благоприятное территориальное расположение г. Новосибирска, позволяющее с наибольшим комфортом прибыть детям федерального округа в расположение образовательного комплекса «Сибирский Артек»;

• культурный потенциал г. Новосибирска дает реальную возможность проведения на высоком качественном уровне образовательно-воспитательной и культурно-досуговой деятельности с детьми и подростками в период их пребывания в «Сибирском Артеке»;

• возможности проведения оздоровительных процедур на базе комплекса «Сибирский Артек» подкреплены наличием высокопрофессиональных специалистов в области сохранения и восстановления здоровья детей Сибирского региона; их консультационно-методическая помощь позволит разработать ряд оригинальных программ здоровья, реализуемых в условиях лагерных смен;

• в санаторно-оздоровительных лагерях, подлежащих первоочередной интеграции в региональный комплекс «Сибирский Артек», наметились позитивные тенденции интенсивного роста качества постановки воспитательной и оздоровительной работы с детьми, приобретен опыт сотрудничества с другими регионами федерального округа;

• город Новосибирск имеет весьма значительный статус в профессиональных кругах педагогической общественности и богатейшую научно-методическую базу, что позволит в кратчайшие сроки обеспечить разработку и реализацию высокого воспитательно-образовательного стандарта круглогодичной работы «Сибирского Артека». Кроме того, в Новосибирске традиционно активно проводилась подготовка специалистов-педагогов и вожатых для Всероссийских центров «Орленок», «Океан» и др.

Что же в содержательном плане будет отличать «Сибирский Артек»? Это прежде всего высокий стандарт качества воспитательной работы, интеграция спортивно-оздоровительного и культурно-образовательного направлений. Кроме того, в системе создаваемого комплекса предполагается гармоничное сочетание общего и дополнительного образования, обеспечивающее максимально благоприятные условия для развития ребенка. Предполагается также функционирование круглогодичной общеобразовательной школы, обеспеченной самыми современными информационно-образовательными технологиями и высококвалифицированными педагогическими кадрами. Эти меры, как предполагается проектом, призваны обеспечить не только эмоционально-психологический комфорт для ребенка, но и непрерывность образовательного процесса.

«Сибирский Артек» в своей деятельности призван последовательно, на системно-целевой основе интегрировать имеющиеся в регионе и в России в целом позитивные тенденции в сфере культуры, образования, социальной защиты, здравоохранения детей; в масштабе Сибирского федерального округа создать эталонную педагогическую модель полноценного использования существующего спортивно-оздоровительного и образовательно-воспитательного потенциала региона в целях разностороннего развития личности; в экспериментально-поисковом режиме наработать технологии, обеспечивающие высокое качество реализации региональной политики в воспитании, образовании, развитии детей и подростков.

Важное требование к проектируемой воспитательно-образовательной системе — максимально полное соответствие существующему социальному заказу, социально приемлемым запросам и интересам детей и, одновременно, соотнесенность с имеющимися в г. Новосибирске, в целом в Сибирском федеральном округе ресурсами и возможностями практического выхода на новое качество образования, воспитания, сохранения и восстановления здоровья детей и подростков.

Новый стандарт качества образования, воспитания, оздоровления, физкультурно-спортивной подготовки и общеинтеллектуального развития, проектируемый и реализуемый в «Сибирском Артеке», разрабатывается с опорой на научно-методическое обобщение существующей инновационно-творческой работы, внедрение особой системы подготовки, доподготовки и экспертного отбора педагогических кадров. Для по-следовательного решения данной проблемы в Новосибирском ИПКиПРО, при кафедре воспитания и дополнительного образования, предполагается создание комплексной экспертно-диагностической и профессионально-образовательной лаборатории, обеспечивающей последовательное научно-методическое внедрение стандарта нового качества.

В рамках педагогически организованной культурно-досуговой деятельности детей моделируемая система работы в «Сибирском Артеке» предусматривает разработку и реализацию подпрограммы межкультурного взаимообмена досуговыми программами, подготовленными на материале различных краев и республик и областей Сибирского федерального округа. Реализация этих подпрограмм должна быть построена под задачи историко-культурного и патриотического воспитания детей и подростков. В ценностно-ориентационном плане проектируемая система работы с детьми призвана утвердить идеи гуманистической этики, обеспечить наряду с принятием общечеловеческих ценностей приоритет ценностей российской и региональной культуры.

В организации поисковой и экспериментальной работы педагогов должен быть предусмотрен ресурс интенсификации содержательного общения со сверстниками, максимальное использование сотруднических форм общения педагогов, вожатых с детьми, наличие целенаправленной восстановительно-терапевтической работы с социально неблагополучными детьми. Важно осуществлять такую работу как в плане последовательной интенсификации задач повышения культуры общения со сверстниками, взрослыми, учителями, педагогами дополнительного образования, так и в аспекте восполнения естественного дефицита конструктивно направленного, педагогически грамотного, поддерживающего, личностно-созидательного общения, обеспечивающего восстановление эмоционально-положительного отношения детей к учебно-познавательной деятельности, окружающему миру, самому себе, частично либо полностью утраченного под влиянием неблагоприятных взаимоотношений в семье, школе, открытом социуме и др.

Осмысление всеми участниками целостного воспитательно-образовательного процесса, реализуемого в образовательном комплексе «Сибирский Артек», специфической системы принципов, содержания, форм и методов организации жизнедеятельности детей и взрослых осуществляется в контексте соотнесения с задачами непрерывного роста профессионализма педагогического коллектива. В этой связи в перспективе «Сибирский Артек» должен стать своеобразным региональным центром повышения квалификации педагогов-воспитателей, вожатых, учителей, местом проведения симпозиумов, семинаров и конференций по проблемам воспитания и дополнительного образования. На реализацию этой сверхсложной целевой задачи должна быть нацелена деятельность всего коллектива педагогов, методистов, социальных педагогов, администрации «Сибирского Артека».

Конечно, предлагаемый проект не может претендовать на решение всех поставленных вопросов, проблем, задач, включая, в первую очередь, и вопрос, связанный с выбором оригинального названия комплекса, отражающего специфику Сибирского региона. Читатели «Сибирского учителя» могут предлагать свои варианты названия создаваемого комплекса, а также высказывать свои замечания и предложения по содержанию проекта, направляя их по адресу:

630007, г. Новосибирск, Красный проспект, 2, 
НИПКиПРО, кафедра воспитания и дополнительного образования.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети