Социально-экономические проблемы физического воспитания

 Прогрессирующая нестабильная экономическая обстановка, снижение жизненного уровня населения, ослабление инфраструктуры здравоохранения, образования, культуры заметно ухудшили положение детей, возможности их жизнеобеспечения, развития и социализации.

Положение детей в России с социальной точки зрения характеризуется тем, что продолжает разрушаться система оздоровительного отдыха, детского спорта, дошкольного воспитания, снижается качество образования, четко обозначились проблемы детской наркомании, преступности.

Под влиянием многочисленных факторов социально-экономического характера, в том числе и неадекватной физической активности, здоровье детей и подростков ухудшилось. Так, по оценкам специалистов, в 2001 году здоровыми могут оказаться менее 4% учащихся образовательных учреждений, что является одним из прямых следствий социальных переустройств и интенсификации учебного процесса.

Факт, в общем-то, не столь неожиданный. Обязательная двигательная активность школьников, взаимосвязанная с факторами здоровья и культурного развития, на протяжении уже многих десятилетий остается в школах на уровне 2 часов в неделю. В развитых странах она составляет 3—5 часов в неделю. Предвидим возражения, что образовательная область «Физическая культура» в базисном учебном плане, включая все компоненты, может быть увеличена до 5 часов в неделю. Теоретически — да, практически — нет.

1. Низкая заработная плата заставляет подавляющее большинство преподавателей вести от 36 до 54 часов в неделю, что составляет от 7 до 10 часов в день. Эта нагрузка превращает педагога в урокодателя, у которого уже нет физических ресурсов для проведения остальных форм собственно физкультурной деятельности.

2. Как следствие, массовые занятия физкультурой из школьных кружков и секций перемещаются в ДЮКФП и в ДСШ. Но в них занимается в возрасте 6—15 лет менее 10% (в стране), в г. Новосибирске — всего лишь 15,9% от общего числа школьников, что крайне мало. Например, у наших европейских соседей, Франции, Финляндии, Австрии, процент школьников, организованная физическая активность которых в свободное от учебного процесса время составляет 4 часа в неделю и более, находится в диапазоне от 32 до 51%.

Зато по продолжительности просмотра телепередач более 4 часов в день мы опять «впереди планеты всей»: в России — 45%, в названных странах — от 16 до 24%. Резерв времени для развития и совершенствования физической природы оказывается достаточно велик и не используется.

По данным ВНИИФКа, 95% школьников хотели бы систематически заниматься спортом. Но низкий уровень жизни, с одной стороны, и навязанные обществу мнения управленцев от спорта, выражающие ложно понятые государственные интересы, политические и идеологические амбиции, фактическое отделение общеобразовательной школы от спортивной, с другой стороны, сдерживают это желание детей.

Если рассматривать здоровье во взаимосвязи с двигательной активностью, то в этом контексте социальное здоровье может быть охарактеризовано как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде. Поэтому неудивительно, что если в упомянутых странах от 34 до 39% школьников считают себя удовлетворенными жизнью, то в России — 6,5%, далеко отстав по этому показателю от Канады, Польши, Эстонии и т.д.

Снижение жизненного уровня девальвировало культуру людей в отношении здоровья, как своего, так и чужого. Нездоровая социально-экономическая обстановка и снижение в общественном сознании значимости физического воспитания спровоцировали ежегодно увеличивающееся число мнимых и по-настоящему освобожденных от уроков по физической культуре. Но, так или иначе, прогнозируемый результат однозначен — увеличение в обществе потребителей за счет снижения числа производителей. Зачастую в этих вопросах медики и педагоги не проявляют должного внимания и настойчивости, порой просто идя на поводу у чадолюбивых родителей и администрации.

Физическое воспитание никогда не являлось примитивным познанием двигательных форм, тем более сегодня. Резкое введение высокоразвитой техники, информационных технологий и компьютеризации в учебный процесс и быт школьников привело к неожиданному побочному эффекту: физическая акселерация обгоняет развитие духовной сферы, т.е. социальное развитие школьников не поспевает за физическим развитием даже этого низкого уровня. В соответствии с этим подлежит изменению и социальная направленность физического образования, которое в современных условиях должно носить интегративный характер в целях воспитания здорового, жизнестойкого и конкурентоспособного члена общества.

Ухудшение состояния здоровья школьников, современное понимание роли физического воспитания, выделяющее сегодня «Физическую культуру» в одну из самых значимых школьных дисциплин, требуют корректировок, введения обязательных мер. В частности, в школах к трем традиционным задачам на уроках физкультуры — образовательной, оздоровительной и воспитательной — должна быть добавлена еще одна — тренировочная. Характерное для второй половины нашего столетия расширение в физическом воспитании форм занятий физическими упражнениями, увеличение их арсенала, появление новых видов спорта для всех, разнообразность форм рекреации и, наконец, конверсионные проникновения элементов спортивной культуры в культуру физическую создают условия для интенсификации физической подготовки детей и подростков. Важным фактором успешности конверсии спортивных технологий в физическое воспитание должно являться освоение методов организации учебно-тренировочного процесса и многолетней физической подготовки в рамках физического воспитания школьников.

Назрела необходимость обязательности итоговой аттестации по предмету «Физическая культура» в средней школе, введения вступительного экзамена по физической культуре в средние и высшие учебные заведения, ибо подготовка длительно и часто болеющего специалиста не может быть оправдана ни с каких точек зрения.

Сегодня мы находимся, как утверждают политики и экономисты, в переходном периоде. Это как раз и есть самое подходящее время для совершенствования структуры физического воспитания подрастающего поколения. Совершенствования, имеющего одной из конечных целей — повышение рабочего и оборонного потенциала страны, обеспечение безопасности жизнедеятельности ее населения.

Самыми больными вопросами в системе физического воспитания являются финансирование, управление и кадровое обеспечение. Действительно, материально-техническая база средних школ, ДСШ, ДЮКФП пришла в крайний упадок, а коммерциализация услуг в сфере физической культуры и спорта давно превысила среднедоступный уровень.

Ни в одной стране мира, кроме России, невозможно использование спортивных сооружений не по назначению. У нас это стало правилом. Причем деньги, вырученные на этих мероприятиях, как правило, не «работают» на спорт. Понятно, что эксплуатация спортсооружений требует значительных средств и муниципалитеты не в состоянии взять на себя покрытие всех расходов. Но если сегодня, в силу высочайших цен за услуги или закрытия баз и спортсооружений из-за бесхозяйственности, школьники и подростки не могут попасть туда, встает вопрос о целесообразности передаче хотя бы их части местным органам власти.

Особое значение приобретает научно-методическое обеспечение спорта и физического воспитания.

Современные достижения в спорте настолько высоки, что их демонстрация невозможна без профессиональной системы подготовки и управления, без научно-методического и медико-биологического обеспечения.

Объединяющим стержнем этой системы, заключенной в общие целевые и методологические рамки, должен являться научно-методический центр.

Установлено, что уровень эффективности деятельности спортивных школ, подготовки спортивного резерва и спортсменов мирового уровня зависит от того, насколько своевременно и правильно используются научно обоснованные системы отбора и планирования в спорте.

В условиях потока информации и совершенствующихся технологий в спорте особо возрастает роль личности тренера и спортсмена, а главное — их плодотворное взаимодействие как равноправных субъектов в совместной деятельности в учебно-тренировочном процессе. Это становится возможным только при постоянном повышении их интеллектуального, теоретического, аналитического и нравственно-этического уровней.

Серьезное беспокойство вызывает нищета информации. В России выходят только три отраслевых журнала, в то время как в США — сотни спортивных периодических изданий.

Советская наука в сфере ФКиС заслуженно пользовалась авторитетом и удерживала лидирующие позиции. Во всех сборных командах работали КНГ для научно-методического обеспечения тренировочного процесса. Это — в прошлом и неслучайно.

Сегодня бюджетное финансирование науки в России составляет 0,6% от внутреннего валового продукта. В развитых странах этот показатель колеблется от 2 до 7% (2,9% — Япония; 6,9% — Франция; 5,1% — США; 4,8% — Германия). Происходит также отток кадров и в спортивной науке. В результате, по данным на 1998 год, в России в 10 ведомственных научных подразделениях работают всего около 500 человек. Более 80% аппаратуры и оборудования приобретены более 10—12 лет назад и морально устарели. В США из программ НОК на спортивную науку ежегодно тратится 1 242 млн. долларов. В Германии только Министерство внутренних дел ежегодно направляет на содержание института спортивных наук 12 млн. марок. Для сравнения: в России в 1995 г. было профинансировано государством 85 работ по спортивной тематике на сумму 60 тыс. долларов США, что составляет 700 долларов на 1 тему.

Как правило, на любом уровне просьбы о финансировании парируются ответами: «Денег нет и не будет» или «Зарабатывайте сами», — что справедливо наполовину. Действительно, денег в объеме прежнего централизованного финансирования нет и не будет. Нам всем надо учиться использовать реалии сегодняшнего дня. Но в условиях противоречий и несовершенства нормативно-правовой базы РФ предложение «Зарабатывайте сами» по отношению к общеобразовательной школе, заведению, не относящемуся к производительной сфере, звучит как отсыл: «Пойди туда, не знаю куда». Идея и практика сдачи школьных помещений в аренду сторонним организациям и лицам порочна по своей сути.

В последние годы в экономической жизни России чрезвычайно актуальной стала проблема финансовых взаимоотношений центра и регионов. Существенно возросли и региональные различия в подходах к сфере физической культуры и спорта. Отчетливо проявились 2 тенденции: регионы со стремлением развивать массовый спорт и его оздоровительные аспекты и регионы, где основные усилия прилагаются к развитию спорта высших достижений. Не противопоставляя физкультуру и спорт, можно отметить, что опыт большинства развитых стран подсказывает, что спорт высших достижений — это прерогатива государства и его федеральных властей.

Главными задачами местных органов власти в сфере ФКиС должны являться развитие физического воспитания в дошкольных и школьных учреждениях, стимулирование внешкольной подготовки, развитие спорта среди молодежи и студентов. Средства для финансирования этих направлений могут и должны изыскиваться в местных бюджетах, а действующая нормативно-правовая база для субъектов Федерации предусматривает такие возможности.

В подавляющем большинстве субъектов РФ расходы на ФКиС составляют 0,1—0,5% общего бюджета, в то время как муниципалитеты ведущих зарубежных стран расходуют по этой статье свыше 3%. Значительная часть выделяемых региональных средств тратится на содержание так называемых «профессиональных» команд, которые, не будучи самодостаточными, по существу профессиональными не являются. Так, за 2000 год Новосибирский облспорткомитет затратил только на покрытие расходов команд высшей лиги около 50% и без того урезанных средств, выделенных на спортивно-массовую работу. Получила широкое распространение практика выезда ребят на соревнования за счет родителей или в долг, который возвращается тренерам и родителям годами, после многоразовых напоминаний.

Неужели ежегодные миллионные инъекции поддержки команде — хроническому середнячку первой лиги — важнее реальной заботы о детском и школьном спорте, о физическом воспитании нашего будущего наконец! Сколько средних школ, ДСШ, ДЮКФП на эти деньги могли бы радикально улучшить свою материально-техническую базу для занятий детворы! Но вместо создания условий для них создаются условия для удовлетворения меркантильных притязаний легионеров, списанных по возрасту из других команд.

Подобный подход является инерцией прежнего сверхидеологизированного и квасного патриотизма в развитии спорта высших достижений, когда каждый первый секретарь обкома считал долгом чести иметь команды высшей лиги и козырять этим перед коллегами из других областей. Например, содержание только одной команды суперлиги по хоккею обходится в 5 млн. долларов. Сегодня, в условиях констатации экономического развала и больной нации, стремление к подобной роскоши вряд ли уместно.

На основании Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» от 1997 г. возможно финансирование утвержденных местными органами власти субъекта Федерации муниципальных и региональных целевых программ развития ФКиС.

На сегодняшний день подобных программ нет в работе ни г. Новосибирске, ни в НСО. Для того чтобы они были разработаны, а затем приняты и реализованы, нужен заинтересованный, квалифицированный, сильный руководитель комитета по физкультуре и спорту. Десять лет продолжающаяся чехарда председателей облспорткомитета, назначаемых, скорее всего, не по профессиональным признакам, не вселяет оптимизма в этом вопросе.

Говорить об использовании нормативно-правовых возможностей местных и региональных органов самоуправления в НСО несколько преждевременно. Необходимо прежде всего принятие и утверждение «Закона о физкультуре и спорте в НСО».

Уже даже не смешно наблюдать за усилиями, которые прилагаются меняющимися руководителями обл-спорткомитета, передвинуть в очередной раз сроки заслушивания этого законопроекта в областной думе вследствие его хронической неготовности. Впрочем, это не помешало одному из руководителей рапортовать о принятии «Закона о физкультуре и спорте в НСО».

Помимо внебюджетных источников, есть и другие возможности бюджетного финансирования. Так, статья 8 «Полномочия органов местного самоуправления по формированию местных бюджетов» в пункте 1 дает право представительным органам самоуправления устанавливать местные налоги и предоставлять льготу по их уплате в соответствии с Федеральными законами. И многие субъекты Федерации уже пользуются этим правом. Например, в Тамбовской области используется практика направления суммы сбора одного из местных налогов на финансирование школьного и детско-юношеского спорта на основе решения представительных органов местного самоуправления.

Часто в качестве аргумента против финансирования сферы ФКиС выдвигается ее обременительность или срочная необходимость финансирования других социальных направлений. Насколько же обременительна сфера ФКиС для общества?

Фактическое финансирование ФКиС в субъектах РФ в 1999 г. по разделу «Здравоохранение», в строке «Физическая культура и спорт» составило 5 782 млн. рублей, а финансирование ГКФТ России из федерального бюджета — 407 млн. рублей. В целом финансирование ФКиС оставило 13 482 млн. рублей, или 92 рубля на душу населения России. Средства, выделенные из федерального бюджета, составили 5,2% от средств, выделенных на здравоохранение. Следовательно, из 100 рублей 95 пошли на приобретение лекарств и лечение и лишь 5 рублей — на профилактику заболеваний средствами физической культуры и спорта. В то же время в США давно установлено, что 1 доллар, вложенный в физкультуру и массовый спорт, возвращается 3—5 долларами в различных видах прибыли.

Но даже при подобном отношении к сфере ФКиС в России в 1999 году, на примере отдельных регионов России, была убедительно доказана зависимость снижения заболеваемости и преступности от роста уровня развития массового спорта. Это только подчеркивает возрастающую роль ФКиС в предупреждении преступности и асоциального поведения, в профилактике заболеваний.

Нельзя не отметить и определенную негативную роль в физическом воспитании населения, приходящуюся на медицину и СМИ. Медицина своими установками внушает мысль, что человек слаб перед лицом природы; недостаточно стимулирует физическую активность и ограничение в еде, а это расслабляет его, заставляет обращаться не к естественным силам организма, а к медикаментозным средствам. Вместе с обилием и доступностью зарубежных препаратов на население обрушилась их мощная реклама. Раньше покупались продукты впрок, сейчас появилась тенденция закупки лекарств «про запас», «на всякий случай».

Необходимо воздействие на общественное сознание, в котором моральные и экономические меры имеют право на существование. Экономические меры для взрослого населения были и еще длительное время будут оставаться самым мощным рычагом воздействия. Государство должно найти формы материального стимулирования здоровых, неболеющих, трудоспособных людей, переложив затраты по лечению любителей «поболеть» на их же плечи. По данным ВОЗ, они составляют до 40% от общего числа пациентов поликлиник и больниц. Высвободившиеся средства следует направить на поощрение здоровых, неболеющих людей.

И это не входит в противоречие с одной из главных перемен в сфере ФКиС — с изменением мотиваций занятий. Люди сегодня хотят заниматься тем или иным видом физической активности не потому, что надо повысить производительность труда, а чтобы укрепить здоровье, лучше выглядеть, общаться с друзьями и, наконец, активно отдыхать.

Целостность и эффективность процесса физического воспитания подрастающего поколения возможно обеспечить не отдельными полумерами или мерами, а разработанной с учетом региональных особенностей единой, непрерывной, многоступенчатой, связанной по всем последовательным этапам программой по ФКиС — от поступления ребенка в детский сад до выпуска из средней школы.

Процесс формирования устойчивых потребностей в физической активности очень сложен и вряд ли закончится в ближайшем будущем. Поэтому основные усилия сегодня должны быть направлены на формирование этих потребностей у подрастающего поколения, которое станет их воспроизводить в будущих поколениях. Если не начать сегодня претворять в жизнь необходимые практические меры по повышению физического потенциала, то продолжающееся уже длительное время истощение генофонда населения может привести к утрате территориальной и национальной целостности России.

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети