Уважаемая редакция журнала ...

 УВАЖАЕМАЯ РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА "СИБИРСКИЙ УЧИТЕЛЬ",

я совсем недавно узнала о вас. Пролистав один номер, я поняла, что ваше издание солидное (сужу по статьям). Заведующая кафедрой начального образования Т.В. Смолеусова посоветовала написать вам, т.е. поделиться моим опытом. Насколько он интересен - судить вам, но я решилась.

В школе я работаю 29 лет (в 1972 году после окончания Зарайского педучилища в Московской области по распределению я попала в деревню Тармакуль Чановского района, так и работаю здесь), двадцать два года с начальным звеном. Времени прошло много, а задача перед учителем остается всегда одна — научить читать, писать, считать, развивать, воспитывать. Чтобы добиться поставленной цели, учитель использует все, что сам считает нужным, все, что услышит, увидит, что посоветуют. А сколько разных методических технологий! Поиск учителя нередко оказывается результативным. Так произошло и у меня...

В нашей школе начальное обучение четырехлетнее. Весь первый класс я своих учеников ни на минуту не выпускаю из поля зрения. Только коллективная работа. Все силы, опыт, знания психологии я направляю на выработку навыка чтения, навыка письма, навыка счета. Дети и пишут, и читают, и считают и все... только вместе со мной.

Начиная со второго класса и до окончания начальной школы, я перевожу работу детей на самостоятельную деятельность. Даю возможность развиваться каждой личности, проявлять себя, ошибаться, искать, исправлять,.. но с интересом и желанием.

Самостоятельная работа тем и хороша, что она охватывает всех детей, каждого одновременно. Вот здесь и возникает проблема, как сделать эту работу более продуктивной, как получить большую отдачу детей и глубину выполнения работы, задания. Ответ нашла — мотив.

Я изменила саму проверку выполненной работы. Во время проверки я отмечаю «галочкой» правильное решение примеров, задачи, упражнения по строчкам (детям сразу объяснила: где стоит «галочка», там правильно, где нет — ищи ошибку). Что удивительно, даже в «слабой» работе всегда появится «галочка», а может, и две. Ребенок видит свой успех, это его окрыляет. Он с желанием ищет ошибки и находит (мы подчеркиваем простым карандашом), и старается объяснить их, так как каждый со своим заданием подходит ко мне.

Вот вам и орфографическая зоркость! На очень маленьком объекте своей работы он с удивительным вниманием сам ищет ошибку. Этот прием оправдывает название «зоркость» — зри в корень, ищи глазами.

На каждом уроке перед детьми ставится определенное задание; выполнив все, ребенок не получает домашнего задания. Мотив?!

Выполняя одно задание, он переходит к другому. Каждая новая «галочка» вселяет уверенность в себя, он видит только успех, желание получить еще «галочки», сосредоточиться. Он преодолевает одно задание за другим, в нем пробуждается «дух» соревнования с самим собой.

Наблюдая за детьми, я вижу огонек в глазах, желание скорее подойти к учителю, показать свою работу, получить помощь со стороны учителя. А какая возможность для индивидуальной работы! С каждым учеником успею поговорить, обсудить что-то, поспорить.

Я только сейчас узнала, что этот прием называется «отметка на успех». Конечно, не сразу и не все так гладко, но для этого мы и выбрали эту дорогу, чтобы понимать и отдавать себя другим.

 

С уважением, Наталья Тимофеевна Сулейманова, учитель начальных классов, деревня Тармакуль, Чановский район

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети