Учитель живет в своих учениках

 Наталья Сергеевна Бибко учила нас читать тексты. Помогала учителям обучать детей чтению. Она ушла от нас, и родились эти тексты... Конечно, несовершенные, конечно, не такие, которые мы могли бы посвятить Учителю Чтения... Но пусть они будут первыми фрагментами мозаики, из которых впоследствии сложится текст, достойный Учителя: яркий, неожиданный и прекрасный. Будем признательны всем, кто захочет написать о Наталье Сергеевне (ул. Красный проспект, 2, НИПКиПРО, кафедра начального образования).
 

Наталья Сергеевна Бибко на протяжении многих лет работала на кафедре начального образования НИПКиПРО. Каждый год проводила курсы повышения квалификации учителей и каждый год на ее занятиях собиралось очень много слушателей. Учителя шли к ней и именно на ее курсы.

Учитель школы № 99 Т.Н. Титарева обращает особое внимание на уважение Н.С. Бибко к учителям, на ее умение общаться с учителями тактично. 
Т.Н. Титарева считает особенно перспективным диалоговое чтение, которое можно использовать на разных уроках. При помощи диалогового чтения дети учатся формулировать вопросы, что является очень важным для их дальнейшего обучения.

«Сказка приходит на урок!» — под таким девизом работают учителя школы № 193 Октябрьского района г. Новосибирска, прошедшие курсовую переподготовку у кандидата педагогических наук Бибко Натальи Сергеевны по проблемам литературного образования. Ее лекции записывались подробно, ибо являлись практическим руководством в деятельности учителя начальных классов. По ее рекомендациям строили и строят уроки доброты, мудрости народной при анализе сказки учителя С.Г. Улахович, С.А. Ищенко.

Как говорит Галина Георгиевна Мурашкина, заместитель директора школы № 193, учитель высшей категории, заслуженный учитель РФ: «Творческий подход к использованию приемов развития воссоздающего воображения учащихся на уроках чтения помогал мне в классах компенсирующего обучения добиваться высокой мотивации учения, благодаря чему дети «влюблялись» в книги, читали их с удовольствием, совершенствуя читательские навыки. Они научились сочинять сказки, основываясь на образно-чувственном восприятии реальной действительности».

От сказки, сказки, сказочки
Мы на уроках таяли.
Заставила проказница
Поверить в нереальное.

Так писала ученица 3 класса Лена Кайгородова в сочинении «За что я полюбила сказки».

С.А. Ищенко, организовывая с учениками совместную поисковую деятельность, выстраивает диалог таким образом, что дети сами выходят на образы в читаемом произведении: образ—герой, образ—картина, образ—объект, образ—сцена — тем самым удовлетворяя потребность школьников воспринимать художественное произведение в целом, на принципах интеграции с предметами художественно-эстетического цикла.

С.Г. Улахович владеет системой, которая обучает работе с текстом. Формируя умение воспринимать текст, учитель использует такие приемы, как чтение по предложениям, абзацам, анализ слов-опор, иллюстрирование ситуаций, которые помогают оценить поступки героев. Это помогает учителю успешно обучать по программе Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и развивать творческие способности, эстетический вкус маленьких читателей.

В практике учителей начальных классов слабым местом остается обучение жанровым отличиям художественных произведений, что приводит к репродуктивной деятельности учащихся на уроках чтения. Методически ценны в этой связи указания Н.С. Бибко об использовании сравнения народного и авторского, прозаического и стихотворного языков, сюжета, образных средств, что является элементарным литературоведческим анализом текста.

Н.С. Бибко учила нас творчески формировать полноценного читателя, развивая эмоциональную сферу ребенку на уроках-сказках. Сказка — праздник для детей.

Нет с нами Натальи Сергеевны, методиста, наставника многих учителей начальных классов, любящего свое дело, но живы ее идеи, ее рекомендации, с которыми мы идем на уроки.

Наталья Сергеевна, обладая удивительными человеческими качествами, притягивала к себе людей. Любое дело доводила до конца и с полной отдачей. Человек редкой интеллигентности, порядочности и тактичности.

В нашей памяти Наталья Сергеевна останется веселой, жизнеутверждающей, очень человечной, обаятельной, красивой и элегантной женщиной.

 

Коллектив кафедры начального образования НИПКиПРО

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети