Компьютеризация школьных библиотек

 Всвязи с экономическими трудностями (надеемся, временными) в нашей стране многие лишены возможности выписывать или покупать полюбившиеся журналы, газеты, учебную литературу, поэтому школьная библиотека становится сейчас основным общедоступным местом информации. Именно в школьной библиотеке почти 80% детей получают первые навыки работы с информацией, приобретают умения не только понимать и усваивать материалы учебников, но и овладевать новыми способами мышления. Нет, пожалуй, ни одного ученика, который хотя бы раз не побывал в школьной библиотеке. В этом одна из ее основных специфических особенностей: привлекать к чтению разных детей, даже самых инертных, учить их работать с книгой, прививать им любовь, уважение к печатному слову. Еще одна особенность библиотеки состоит в ее педагогическом предназначении: она работает по школьному плану, ее деятельность скоординирована с учебным процессом, а совместная работа учителей и библиотекарей усиливает педагогические и воспитательные воздействия.

 

В письме Министерства общего и профессионального образования РФ от 14 января 1998 года  № 06—51—2ИН27—06 «О библиотеке общеобразовательного учреждения» рекомендуется, как можно активнее использовать в работе школьных библиотек новые информационные и компьютерные технологии. Это послужило основанием для постановки эксперимента в информационно-методическом центре (РИМЦ) отдела образования Центрального района г. Новосибирска, о котором мы и хотим рассказать.

Оказалось, что готового и приемлемого програм-много обеспечения для библиотек средних учебных заведений нет. Прекрасные программные комплексы, функционирующие в больших публичных библиотеках, для этой цели не пригодны. Все дело в специфике школьных библиотек. Во-первых, школьная библиотека небольшая: порядка 30 тысяч книг (в лучшем случае!) и 1—3 библиотекаря, которые знают наизусть все свои книги, знают всех своих читателей, их потребности. Они имеют под рукой привычную, хорошо отлаженную каталогизированную систему. Насколько же тщательно продуманной должна быть реализация компьютерной технологии, чтобы в этой ситуации не быть помехой, а действительно повысить качество и результативность библиотечных операций! Во-вторых, компьютеризация школьной библиотеки — это не просто автоматизация годами сложившихся библиотечных процедур, а современное средство, коренным образом меняющее статус библиотеки в системе учебно-воспитательного процесса школы. Это новая актуальная, большая проблема, решение которой требует экспериментов и последующего осмысления. А пока можно говорить лишь о ее отдельных аспектах. Ведь школьная библиотека может не просто снабжать учащихся литературными источниками, но и активно обучать чтению, развивать способности ориентироваться как в своих личных особенностях, так и в литературном лабиринте.

Этой цели могут служить специальные обзоры литературы, написанные талантливыми педагогами школы, их описания своих личных методов и технологий работы с литературными источниками. Для данных обзоров в библиотечной автоматизированной системе возможно установить формат, позволяющий автоматически разместить фрагменты обзоров в качестве аннотаций и комментариев к книгам. Есть и еще одна сейчас практически неиспользуемая возможность автоматизированного библиотечного каталога. В архиве каталога будет накапливаться информация о каждом учащемся, начиная с 1 класса, характеризующая его как читателя. Это позволит анализировать как динамику интеллектуального развития каждого ребенка, так и оценивать влияние на это развитие ведущих педагогов школы. Компьютеризованная школьная библиотека способна обрести функции активного обучения школьников, а также функции мониторинга и прогноза их развития. Всего этого в существующих программных комплексах для публичных библиотек пока нет, и для школьных библиотек работу в этом направлении предстоит провести, начиная, как говорится, с чистого листа. Причем, разработчики программного обеспечения должны работать в теснейшем контакте с опытными педагогами, талантливыми предметниками, психологами и валеологами, анализировать соответствующие публикации в периодической печати и Internet. В общем, необходим предметный интерес к механизмам воспитания и обучения подростков с охватом возможно более полных спектров их особенностей.

Дадим краткое описание первой версии програм-много комплекса для школьной библиотеки, разработанной в РИМЦ Центрального района.

В системе «Библиотека» используется реляционная база данных (БД) в формате dBase. БД состоит из пяти таблиц и 12 текстовых справочников. Система реализована в среде программирования Delphi. Именно стандартная реляционность обеспечивает простоту программного обеспечения и высокую скорость его работы. Правда, реляционность связана с неэкономным использованием памяти, но для школьных библиотек это не становится проблемой из-за ограниченного количества книг и большой емкости современных винчестеров; при межбиблиотечном обмене можно использовать любой вид стандартной архивации данных.

Познакомимся подробнее с основными таблицами и возможностями системы «Библиотека», экспериментальное внедрение которой начато в библиотеке гимназии № 1 Центрального района.

Состав БД

  •  Исходный электронный каталог (И-ЭК). Это главная таблица, так как информация о поступающей в библиотеку литературе записывается именно в нее. Одна запись состоит из 30 полей: инвентарный номер книги, шифр, указатель, номер экземпляра, фамилия, имя, отчество автора, название книги, аннотация, десять ключевых слов, назначение, место издания, цена и т.д.
  • Вариант И—ЭК для абонемента, в котором фиксируется: кто, когда взял книгу и когда должен ее вернуть (А—ЭК).


  • Каталог читателей (КЧ) обычно формируется автоматически на основе списков учащихся, которые обязательно должны иметься в каждой школе.

Все остальные каталоги и справочники формируются программами автоматически.

Основу автоматизированной системы «Библиотека» составляют три программы: «Ввод», «Поиск» и «Абонемент».

Программа «Ввод» предназначена для ввода первоначальной информации о поступивших в библиотеку книгах в электронный каталог. Это самая трудоемкая библиотечная операция. Поэтому там, где это возможно, в программе используются раскрывающиеся справочники. Эти справочники (список фамилий авторов, издательств, ключевые слова и т.п.) создаются и обновляются автоматически, используя уже введенную в каталог информацию (рис. 1).

Программа «Поиск». Поиск литературы читателями, по мнению разработчиков системы «Библиотека», должен производиться не в исходном каталоге И—ЭК, а в специальном поисковом каталоге П—ЭК, который является упрощенной копией исходного каталога. Это сделано из следующих соображений:

  • исходный каталог должен быть доступен только библиотекарям, ответственным за его сохранность;

  • не вся информация, которая содержится в исходном каталоге, нужна читателю;

  • в поисковом каталоге указана дата возврата книги, если она в данный момент в библиотеке отсутствует.

Рис.1

В программе «Поиск» реализованы два типа запросов: стандартный и фрагментный.

Рис.2

Стандартный запрос. В качестве запроса служит значение одного из параметров: фамилия автора, назначение, серия, шифр, ключевое слово. Значения этих параметров пользователь системы выбирает из раскрывающихся списков. Вводить значения параметров, которых нет в справочниках, бессмысленно, так как книг, соответствующих таким запросам, в электронном каталоге нет. Благодаря такому подходу с помощью программы «Поиск» можно реализовывать стандартные запросы любой сложности с гарантией, что они никогда не окажутся «пустыми». На экране список найденных по запросу книг визуализируется в виде таблицы. Так как поиску обычно свойственны «помехи» (явно ненужные читателю книги), то в таблице предусмотрена возможность отмечать эти «помехи» и удалять их из окончательного списка найденных книг.

Фрагментный запрос. Стандартно содержание книги характеризуется шифром и ключевыми словами, и только по этим параметрам проводится поиск, если читателя интересует литература определенного содержания. Но информацию о содержании книг несут в себе и ее название, и аннотация. Поэтому естественно воспользоваться также этими параметрами и таким образом значительно расширить поисковые возможности системы. Читатель может неточно помнить фамилию автора или название нужной ему книги. Для таких ситуаций и создан фрагментный запрос. В качестве запроса используются параметры: фамилия автора, название книги, ключевое слово, аннотация, а также название книги + ключевые слова + аннотация. Лучше всего объяснят работу этого запроса примеры.

1. Читатель помнит только то, что в фамилии автора очень нужной ему книги есть слог «за». В этом случае в окне «Автор» оператор вводит слог «за» и после нажатия кнопки на экране возникает список книг, фамилия авторов которых содержит слог «за».

2. Читатель забыл и фамилию автора, и название книги (бывает!). Помнит лишь, что в названии содержится знак вопроса... В окне запроса «Название книги» вводится вопросительный знак. После нажатия радио-кнопки на экране визуализируется список всех книг, имеющих в названии знак вопроса (рис. 2, 3).

3. Пусть требуется получить список книг, в которых есть информация о поэтах-символистах. Для такого запроса предпочтительнее воспользоваться окном «Название + ключевое слово + аннотация». Введем запрос «имвол». Букву «с» не вводим, так как в анализируемых текстах она может быть и строчной, и заглавной.

 

Рис.3

Программа «Абонемент». Главное назначение программы — не меняя установившегося годами сценария работы библиотекаря с читателями, автоматизировать его поисковые и оформительские операции. Поиск карточки читателя производится путем ввода номера читательского билета или фамилии читателя, для этого используется справочник. На экране появляется список книг, выданных читателю. Для удобства работы библиотекаря предусмотрен набор рабочих кнопок для реализации поиска и форма таблица для просмотра его результатов.

Все учетные операции сведены к нажатию трех кнопок: Получение, Продление, Возврат. Библиотекарь видит на экране при поиске, какие из книг в данный момент в библиотеке отсутствуют, когда они будут возвращены (рис. 4).

В заключение хотелось бы обратить внимание на следующее. Задача компьютеризации школьных библиотек настолько созрела, что если ее не взять под контроль, то не избежать появления «самодеятельности» в каждом образовательном учреждении, то есть напрасной траты и так скудных материальных ресурсов образования. Поэтому для эффективной централизованной компьютеризации школьных библиотек (по мнению авторов статьи) целесообразно создать на уровне города специальную группу квалифицированных специалистов, которые должны работать, по крайней мере, в двух направлениях:

Рис.4

1. Опыт многих библиотек показал, что главная сложность при осуществлении компьютеризации — это трудоемкость создания основного электронного каталога. Поэтому эту процедуру необходимо (насколько это возможно) автоматизировать. Для этой цели на основе уже имеющихся в школах материалов целесообразно создать эталон электронного каталога и затем его систематически пополнять. Тогда создание электронного каталога конкретного образовательного учреждения сведется к расстановке меток в эталоне, а вручную будут вводиться только записи книг, не вошедшие в эталон. Интересно, что с созданием такого эталона автоматически реализуется мониторинг за состоянием и динамикой пополнения книжных фондов школьных библиотек.

 

2. Современный момент характеризуется стремительным процессом развития средств представления информации и ее обработки. Возникают и расширяют свою деятельность издательства, организующие выпуск цифровых книг, мультимедийных учебников и многого другого. Эти новые информационные средства уже сейчас (хотя и не так быстро, как бы хотелось) меняют технологию образовательных и воспитательных процессов школ и, следовательно, должны включиться в состав ресурсов школьных библиотек. Ни одна школа не в состоянии обеспечить квалифицированный анализ и прогноз указанного процесса, а значит, и не в состоянии будет своевременно и оптимально корректировать функциональность своей библиотеки. Это направление также должно быть одним из главных в работе вышеупомянутой группы.

 

Таким образом, в результате создания такой группы образовательное пространство города обретет новую, так необходимую сейчас всем школам функцию:

 

 способность в кратчайшие сроки компьютеризировать школьные библиотеки, а затем централизованно и своевременно обновлять программное обеспечение;

 организовать мониторинг и активный контроль за всеми библиотечными процессами в образовательных учреждениях города

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети