Итоговые материалы областной научно-практической конференции ''Физическое воспитание школьников Новосибирской области. Проблемы, опыт и перспективы''

 Социально-экономические изменения в России в равной степени затронули и Новосибирскую область, что не могло не отразиться на процессе и результате физического воспитания подрастающего поколения. На фоне затянувшихся социально-экономического и демографического кризисов особую значимость приобретают результаты работы специалистов физической культуры и спорта.

 

Физическое воспитание — совершенно особая учебная дисциплина, которая затрагивает биологическую, психологическую и социальную сущность учащихся.

Ни один из предметов по всей программе общеобразовательной школы не дает столько знаний, умений и навыков, столь необходимых в бытовой, трудовой и оборонной деятельности, сколько на уроках физической культуры.

Несмотря на кризисные явления учителя физической культуры и тренеры по видам спорта в ходе своей педагогической деятельности продолжают работу по сохранению и укреплению физического здоровья, создают основы для поддержания и повышения работо-способности, столь необходимой при освоении учащимися все повышающихся объемов учебных нагрузок, формируют специально-прикладные основы повышения безопасности жизнедеятельности населения, подготавливают подрастающее поколение к защите Отечества.

Основными негативными, и при этом прогрессирующими, тенденциями являются: снижение числа практически здоровых учащихся за время обучения и достигшее по окончании школы критического уровня; сокращение числа детей, занимающихся физической культурой и спортом; ухудшение качества работы, а порой и закрытие спортивных школ и спортивно-
оздоровительных лагерей для летнего отдыха детей; низкая оснащенность материально-технической базы общеобразовательных школ, детско-юношеских спортивных школ и клубов по физической подготовке; отток квалифицированных кадров с последующей заменой их педагогами более низкой квалификации; рост малолетней преступности, наркомании, увеличение числа беспризорных детей, подверженных влиянию уличных криминальных законов.

Проще всего большинство проявляющихся негативных тенденций списать на действительно имеющиеся трудности в финансовом и правовом обеспечении. Но суть всего переходного периода, в котором мы сегодня находимся, как раз и заключается в том, чтобы жить не по инерции ожидания, а в преодолении объективных и субъективных трудностей, поиске путей решений узловых проблем, которые будут решаться не один день и не один год.

Среди многочисленных проблем в физическом воспитании подрастающего поколения выделяются главные: 1) сегодня методология и педагогика физического воспитания не успевают за темпами изменения общественного сознания и социального переустройства общества; 2) уровень физического развития и здоровья, качество физической подготовленности выпускников средних школ не соответствует в полной мере восполнению трудового и оборонного потенциала страны; 3) существующая многолетняя практика отбора двигательно одаренных детей в спортивные школы и набора в клубы физической подготовки сводят на нет принцип равных возможностей развития личности каждого ребенка. К большому сожалению, детско-юношеские клубы физической подготовки не только дублируют стиль и методы работы детско-юношеских спортивных школ, но и не выполняют своих прямых функций массового общефизического развития детей; 4) особую тревогу вызывает кадровое обеспечение физического воспитания. Перестройка в осознании учащимися жизненной необходимости физической подготовки должна начинаться с осознания педагогом сегодняшних проблем, целей и задач всей системы физического воспитания. Тренерско-преподавательский корпус, сформировавшийся в доперестроечный период, в последние годы заметно феминизировался, а вследствие оттока молодых специалистов — искус-ственно «постарел»; 5) вызывает большую тревогу отсутствие в регионе надлежащих научно-методических разработок в области физического воспитания. В эпоху серьезнейших социальных и экономических изменений не могли не произойти существенные изменения в многогранном процессе физического воспитания.

Центральной, нерешенной проблемой является сочетание массовости образования, базирующегося на школьном классе как основной форме организации учебного процесса, и необходимости индивидуализации процесса обучения. Любые системы жестко спрограммированного физического воспитания могут принести только временный хороший результат, но никогда не выдерживают проверки временем из-за несоответствия его духу. В целях решения указанных проблем необходимо:

1. Учитывая, что федеральные учебные программы по «Физической культуре» недостаточно адаптированы к условиям Новосибирской области в организации и проведении учебного процесса, предложить Управлению образования Новосибирской области разработать дополнения к федеральным учебникам, учебным программам, пособиям и рекомендациям по «Региональному компоненту по физической культуре и школьному спорту».

2. Организовать проведение на базе кафедры физической культуры и спорта Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО) семинары по проблемам «Регионального компонента по физической культуре и школьному спорту».

3. С целью рационального планирования, организации и проведения спортивно-оздоровительной работы:

а) предложить Управлению образования Новосибирской области разработать концепцию и программу развития школьного спорта в учреждениях образования Новосибирской области;

б) разграничить и конкретизировать понятия, разделы работы, основные функции, цели и задачи:

 
  • базовой физической культуры, где в основе должен лежать урок физической культуры;

  • школьного спорта, основой которого является двигательная активность оздоровительной, корригирующей и спортивно-оздоровительной направленности;

  • детско-юношеского спорта как спортивно специализированной деятельности, направленной на достижение спортивных результатов в избранных видах спорта и специализациях.

4. В целях повышения мотивации и активизации учащихся к познавательной и учебной деятельности ввести ежегодный обязательный экзамен по предмету «Физическая культура» начиная с 8-го класса.

В организации и проведении экзаменов по учебному предмету «Физическая культура» учитывать историю и традиции развития физической культуры и спорта в Новосибирской области.

5. С целью повышения эффективности работы непрерывной системы физического воспитания в общеобразовательном процессе предложить Управлению образования Новосибирской области создать при кафедре физической культуры и спорта НИПКиПРО «Проблемную научно-исследовательскую лабораторию», основными задачами которой должны являться:

 
  • изучение, анализ и обобщение передового теоретического и практического опыта работы;

  • подготовка и разработка методических рекомендаций по адаптации и внедрению новых технологий;

  • сбор, анализ и обеспечение информацией о новых технологиях, путях, средствах и методах их реализации с учетом условий функционирования школ;

  • разработка для практической работы региональных нормативов физического развития и физической подготовленности подрастающего поколения;

  • развитие и совершенствование системы школьного спорта, массовое привлечение подрастающего поколения к общеразвивающим и оздоровительным формам занятий физической культурой и спортом;

  • создание банка данных об уровне физического развития и подготовленности школьников городов и районов Новосибирской области;

  • диагностика и развитие спортивных способностей, коррекция физического развития и подготовленности подрастающего поколения;

  • подготовка научно-обоснованных и практических предложений и рекомендаций по разработке региональных учебных программ, учебников и учебно-методических пособий по физической культуре и школьному спорту.

6. В целях повышения качества и обеспечения периодичности выпуска информационных материалов предложить издание специализированной серии научно-практического сборника «Физическая культура, школьный и детско-юношеский спорт и система физического воспитания подрастающего поколения».

7. В целях поиска и поддержки спортивных талантов, оказания помощи в максимальной реализации их способностей и возможностей предлагается:

 
  • разработать «Программу развития детско-юношеского спорта»;

  • практиковать проведение областной спортивной детской спартакиады среди школьников с участием команд г. Новосибирска и территорий Новосибирской области.

8. Развивать и совершенствовать систему социально-экономического стимулирования учреждений образования и специалистов в сфере физической культуры и спорта.

9. Обеспечить плановое целевое финансирование сохранения, укрепления и развития материально-технической базы, что будет способствовать развитию системы оказания экономически выгодных, социально и экологически безопасных физкультурно-спортивных услуг.

С этой целью Управлению образования администрации Новосибирской области необходимо выйти в органы законодательной власти с предложением «О рассмотрении вопросов состояния и перспектив материального обеспечения системы физического воспитания подрастающего поколения».

10. Для поиска целевых внебюджетных источников финансирования сохранения и развития материально-технической базы физической культуры и спорта, расширения спортивно-оздоровительной работы с детьми в учреждениях образования предложить: средства, полученные от сдачи в аренду спортивных сооружений, находящихся в ведомственном подчинении Управления образования Новосибирской области, целевым образом направлять на развитие физической культуры и спорта в школах.

11. При аттестации образовательных учреждений любой формы и принадлежности считать одним из основных критериев наличие соответствующей нормативам материально-технической базы для обеспечения учебного процесса в образовательной области «Физическая культура».

12. Обеспечить и совершенствовать сотрудничество преподавателей «Основ безопасности жизнедеятельности» и «Физической культуры» в рамках внешкольных мероприятий.

13. Предусмотреть разделение в базисном учебном плане образовательной области «Физическая культура» на отдельные образовательные области «Физическая культура» и «Обеспечение безопасности жизнедеятельности».

14. В целях выработки единой политики материального стимулирования и оплаты труда работников в сфере физической культуры и спорта Управлению образования администрации Новосибирской области по согласованию с Министерством образования РФ решить вопрос о создании единой аттестационной комиссии для педагогических и руководящих работников общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования.

15. Принять участие в разработке закона по физической культуре и спорту в Новосибирской области, где необходимо конкретизировать функции, роль и место непрерывной системы физического воспитания подрастающего поколения.

16. С целью совершенствования и унифицирования нормативов для оценки физической подготовленности школьников разработать и внедрить «Положение о региональном физкультурно-спортивном комплексе “Сибирячок” I, II, III степени».

17. Предусмотреть в планах социально-экономического развития Новосибирской области создание территориальных Дворцов спорта подрастающего поколения.

18. Управлениям образования и здравоохранения администрации Новосибирской области обеспечить мониторинг уровня здоровья и эффективности физического воспитания в общеобразовательных заведениях и учреждениях дополнительного образования.

19. Рекомендовать Управлению здравоохранения на базе Областного врачебно-физкультурного диспансера обеспечить организацию и проведение семинаров для педиатров и педагогов по вопросам физического воспитания, врачебного контроля и лечебной физической культуры.

20. Обратить внимание Управления здравоохранения администрации Новосибирской области на участившиеся случаи необоснованного освобождения медицинскими работниками учащихся от практических занятий по физической культуре.

21. Поручить Областному врачебно-физкультурному диспансеру и кафедре ФКиС НИПКиПРО обязательное проведение специальных курсов повышения квалификации по основам организации и работы со специальными медицинскими группами.

22. Признать недопустимым участие в образовательном процессе любого уровня и формы физических и юридических лиц, не имеющих лицензии на право ведения педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта и не прошедших аттестацию.

23. Признать целесообразным и необходимым ежегодное проведение научно-практических конференций отдельно как для общеобразовательных школ, так и для учреждений дополнительного образования.

24. В целях координации и разработки основных направлений работы в сфере физической культуры и спорта, контроля за их выполнением создать постоянно действующий Совет по физической культуре и спорту при Управлении образования администрации Новосибирской области с обязательным включением в состав Совета педагогов-практиков, методистов и ученых.

PS. Итоговые материалы конференции доводятся до сведения областных и территориальных органов: законодательной власти, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, молодежной политики всех уровней.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети