Что же ответить учителю?

Запомнилось высказывание одного учителя, произнесенное в запальчивости на фоне эмоциональной кульминации: «Когда же, наконец, в образовании и педагогической науке наступит стабильность, когда с помощью педагогической науки основные проблемы образования будут решены, когда же учитель сможет работать спокойно?!..».

Этого учителя, как и многотысячную армию других учителей, можно понять. Глобальные структурно-организационные изменения в образовании в комплексе с социально-экономическими преобразованиями в стране, безусловно, внесли в деятельность учителей очень серьезный дестабилизирующий фактор. Если при этом учесть продолжающееся снижение материального уровня жизни учителя, падение его социального статуса, низкое материально-техническое состояние образования, то становятся объяснимыми нарастающие тревожность учителей, неуверенность, повышенная раздражительность и т.д. Вместе с тем, общее образование не только «выживает» — оно успешно развивается. Развивается общее образование прежде всего усилиями тех же учителей, которые в неимоверно сложных условиях выполняют общечеловеческую миссию ценой своего здоровья, своего благосостояния.

Что же ответить этому учителю по поводу нестабильности, нескончаемых проблем и сложностей в образовании и педагогике?

Стабильность — это показатель устойчивого состояния системы, когда все ее элементы функционируют в режиме отлаженного, надежного механизма. Если говорить о системе образования, то это означает, прежде всего, установившуюся, охватывающую буквально все его аспекты и реально функционирующую законодательно-правовую и нормативную базу. Кроме этого, безусловно, четко обозначенную и достойную социально-экономическую основу образования. Наконец, это — установившаяся оптимальная структура образования с четко выраженной иерархией отношений между всеми его элементами. Вот в этом случае можно будет говорить о стабильности, которая как фундамент, основа позволит более эффективно и уверенно решать собственно проблемы образования, так как стабильность не означает отсутствие необходимых для развития системы противоречий и вытекающих из них проблем. Так, к примеру, стабильность образования не отрицает вариативности образования (разнообразие различных типов общеобразовательных учреждений, разнообразие учебных программ, их многоуровневость, разнообразие средств обучения и организационных форм и т.д.). Однако вариативность должна иметь четкую нормативно-правовую базу, подкреплена экономически и оптимально структурирована.

Учитель в условиях стабильности будет работать в значительно более комфортных условиях, а педагогическая наука должна помогать ему решать постоянно, закономерно возникающие проблемы учебно-воспитательного процесса. Будет ли учитель когда-либо «работать спокойно»? Если говорить о спокойствии учителя за социально-экономическое состояние жизни своих детей, своих воспитанников и своей собственной жизни, о спокойствии за судьбу образования, то наступления успокоенности в этом плане очень бы хотелось. А вот спокойной работы по реализации учебно-воспитательного процесса у истинного учителя никогда не будет. Ведь творческий поиск решения всегда возникающих конкретных, сиюминутных проблем, как и проблем перспективных, требует постоянного напряжения мысли, воли и находчивости, постоянных эмоциональных затрат. Профессия учителя требует непрекращающейся работы над собой, своим профессионализмом, она заставляет думать о своей работе всегда, без выходных.

Педагогическая наука определяет общие, концептуальные пути решения проблем обучения-воспитания, а конкретное решение в данной ситуации, в данных условиях — за учителем.

Сама педагогическая наука в современных условиях, как и образование, переживает нелегкие времена. Психолого-педагогические исследования финансируются очень слабо, статус ученого-педагога резко снизился, его заработная плата, как и учителя, ниже прожиточного минимума. Все это отрицательно повлияло на качество психолого-педагогических исследований. Пользуясь создавшейся ситуацией, в педагогическую науку хлынул громадный поток чиновников от образования и людей, не состоявшихся как ученые в других науках. Не пройдя методологической, аспирантской школы психолого-педагогического исследования и не имея практики исследовательской деятельности в области педагогических наук, но используя свои далеко не научные возможности, эти люди довольно легко получают ученые степени, засоряя собственно науку. Понятно, что ученые степени этим людям нужны как своеобразная «медаль на грудь». А вот учителю в такой ситуации бывает нелегко разобраться в истинности научных положений. Безусловно, и в современных нестабильных условиях есть немало солидных научно-педагогических школ, интересных, дающих заметный положительный эффект в обучении-воспитании психолого-педагогических концепций. Истинные ученые-педагоги, как и учителя, выполняют свою миссию из любви к своему делу, преданности своей науке. Им, как и учителю, необходимы стабильность в обществе, уважение и признание.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети