Сохранение здоровья учащихся школ как многофакторная проблема

Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании.

В последнее время чуть ли не в геометрической прогрессии возрастает количество людей различных профессий и мировоззрений, предлагающих (к сожалению, в подавляющем большинстве на уровне советов и порой не бескорыстно), с их точки зрения, единственно верные пути сбережения здоровья обучающихся в школе детей. Справедливости ради следует заметить, что многие предложения не лишены здравого смысла.

Однако решение этой проблемы будет успешным только в том случае, если будут предложены и реализованы способы с учетом всех факторов, обуславливающих данную проблему. Действительно, проблема сохранения (а значимее — улучшения) здоровья учащихся общеобразовательных учреждений является многофакторной. И каждый фактор — целый «букет» причин, негативно влияющих на здоровье детей. Если учитывать только один фактор, то проблему сохранения здоровья мы не решим. Необходимо видеть весь комплекс факторов, все причины. Попробуем разобраться во всем их многообразии.

Сразу условимся не говорить о внешкольных социально-экономических и экологических факторах. Иногда (возможно, для реабилитации образования в определяющей причастности к данной проблеме?) приходит мысль о том, что влияние всех внешкольных факторов, подрывающих здоровье детей, настолько велико, что усилия учителей и всех работников образования по обеспечению сохранности здоровья этих же детей в условиях школы кажутся ничтожными. Возможно, это и так, но каждый, кто причастен к судьбе подрастающего поколения, к его будущему (а здесь, практически, посторонних нет), должен с позиций своих возможностей и своей совести обеспечить нормальные условия для сохранения и улучшения здоровья детей. Здесь, на наш взгляд, не может быть оправдывающих ситуаций «мало зависит», «много зависит». Главное, что «зависит», а так как ребенок, учащийся в образовательном учреждении находится солидную часть своей жизни, то понятно, сколь значимо влияние школы на его здоровье.

Итак, о факторах, негативно влияющих на здоровье растущей личности в условиях школы.

В современных условиях, когда в системе общего образования наблюдается некоторая неустойчивость в отборе содержания обучения, его полиструктурность и разноуровневость сложности, особо заметно стала проявляться дискоординация в обучении детей данному содержанию. Она выражается в том, что учителя, во-первых, нередко предъявляют различные требования на уровне общеучебных навыков. Требования к учебной деятельности, безусловно, могут и должны отличаться у каждого учителя (в зависимости от его профессионализма, характера и т.д.), но только не на уровне общеучебных навыков. Потому-то такие навыки и называются общеучебными, что позволяют при овладении различными учебными предметами той или иной общеобразовательной области пользоваться обобщенными планами деятельности (как своеобразными алгоритмами). В российской дидактике уже давно разработаны обобщенные планы учебной деятельности при работе с книгой, составлении своего выступления, изучении той или иной закономерности, проведении естественнонаучного эксперимента, формулировке определения научного понятия, выдвижении гипотезы и т.д. Эти обобщенные подходы выкристаллизовывались многие годы и являются оптимальными. Если у учащихся они сформированы на уровне навыка (на уровне автоматизма), то это значительно облегчает им процесс познания учебной дисциплины. Это можно сравнить с расположением педалей управления автомобилем. У всех автомобилей (независимо от страны производства и марки) педали сцепления, ножного тормоза и акселератора («газа») расположены традиционно, что позволяет на автоматическом уровне пользоваться любым автомобилем. Представьте, если бы это было не так! Какие перегрузки (в том числе стрессовые!) испытывал бы водитель при смене автомобиля! К сожалению, в последнее время учителя мало внимания уделяют формированию общеучебных навыков и их унификации. В этом случае учащиеся вынуждены «подстраиваться» под каждого учителя, что влечет за собой лишние нагрузки. Во-вторых, дискоординация нередко проявляется в отсутствии межпредметных и внутрипредметных связей. Это отсутствие временных связей (когда в смежном предмете еще не изучено то, что необходимо знать для овладения материалом данного — другого — учебного предмета), а также идейных связей (когда одни и те же явления, понятия, законы и т.д. в разных предметах изучаются так, что учащиеся и не подозревают об их идентичности; когда в качестве фундаментальных (ядерных) знаний и следствий из них в одном и том же предмете различные учителя необоснованно для учащихся выбирают различные знания). Такая дискоординация вызывает в обучении неоправданное дублирование, что, безусловно, обеспечивает перегрузку учащихся. Наконец, говоря о дискоординации в обучении, следует не забывать и то, что в современных условиях, когда у образовательного учреждения появилась возможность работать по программам с учетом национально-регионального и школьного компонентов, часто наблюдаются серьезные изменения в содержании обучения, захватывающие и инвариантную его часть. Это, безусловно, очень перегружает учащихся, переходящих из одного образовательного учреждения в другое.

Анализ современных учебных программ, содержания школьных учебников, наблюдения за деятельностью учащихся и учителей позволяют сделать вывод о том, что учебный материал часто подается громоздко, сложным для учащихся языком. Здесь далеко не всегда учитываются возрастные особенности учащихся. Об этом много сейчас говорят и родители учащихся. Подчеркнем, те родители, которые имеют хорошее образование и которые с трудом ориентируются в текстах учебного материала, предлагаемого их детям, особенно по ряду программ в начальной школе. Это значительно перегружает учащихся и, что очень печально, отторгает их от познавательного процесса.

Негативно на учебный процесс влияет отсутствие у учащихся видения логики изучаемого предмета. Да что говорить об учащихся, когда логика того или иного предмета неподвластна даже учителю! Почему так структурирован учебный материал? Потому, что так захотел автор учебника! Отсутствие понимания логики учебного материала, закономерностей в его построении вынуждает детей заучивать эту структуру, заучивать весь материал, что, безусловно, резко увеличивает нагрузку, делает учебный процесс схоластическим. А ведь разработаны и опубликованы современные подходы к структурированию материала. Вспомним этапы формирования научных понятий Усовой А.В., цикличность в содержании естественнонаучных дисциплин Разумовского В.Г., цикл учебного познания автора данной статьи и т.д. Это позволяет учащимся хорошо видеть закономерности в построении учебного материала, создавать его структурно-логические схемы, что, естественно, значительно облегчает его изучение, разгружает учащихся. Но так как учащиеся и учитель «привязаны» к учебнику, то далеко не каждый учитель в состоянии «переделать» его согласно той или иной логически обоснованной структуре, и продолжается изучение материала «по параграфам» этого учебника. Отменить учебники? Безусловно, нет. С одной стороны, учебники должны по своей структуре придерживаться определенной логики учебного материала, и это должно быть отражено в самом их начале и актуализироваться по ходу всего содержания. С другой стороны, учебник должен стать книгой для чтения по тому или иному предмету, а основное содержание и структура материала есть плод деятельности учителя и учащихся (при неукоснительном следовании государственным стандартам!). Хотя, конечно, учителю, безусловно, легче работать «по параграфам» учебника, не надо много думать, в этом случае все перекладывается на плечи учащихся, которые должны дома эти параграфы «выучить». В силу различных социально-экономических причин подавляющее большинство современных выпускников школ хотят продолжить обучение в высших учебных заведениях. Конечно, это желание формируется при активном участии родителей. И понятна их заинтересованность в поступлении ребенка на бюджетное обучение. А значит, возникает необходимость: а) в посещении ребенком подготовительных курсов в высшем учебном заведении; б) в обращении к услугам репетиторов (лучше из того учебного заведения, в которое решил будущий абитуриент поступать); в) в посещении в послеурочное время в своей школе факультативных занятий по углубленному изучению предметов, которые предположительно будут выступать в качестве вступительных экзаменов. И это все параллельно с 36-часовой недельной нагрузкой в школе, занятия в которой необходимо посещать, домашние задания выполнять, так как необходим хороший аттестат о среднем образовании. А поскольку, как уже указывалось выше, основная учебная нагрузка по обучению в школе выпадает на домашние задания, то становится ясным, что, и посещая курсы, и работая с репетитором, и обучаясь на факультативе, учащийся должен выполнять и эти домашние задания. Как видим, перегрузки учащихся по затрачиваемому времени колоссальные. По нашим данным, многие учащиеся старших классов (особенно, выпускных), которые решили поступить в вуз, спят в сутки 3—4 часа! Мне могут возразить, сказав, что речь идет о многократном (и в школе, и на факультативе, и на подготовительных курсах, и с репетитором) повторении одного и того же материала. К сожалению, это не так. Разные преподаватели и учителя трактуют один и тот же материал по-своему, не обеспечив связей с тем, как это преподносят другие (об этом мы говорили выше). Объемные по затрачиваемому времени на обучение перегрузки наблюдаются и в младшей школе, когда родители хотят видеть в своем ребенке будущего Моцарта или Ирину Роднину и когда параллельно со школой почти такое же время тратится на музыкальные занятия, усиленные спортивные тренировки и т.д. Особое место в современных условиях занимает перегрузка по затрачиваемому времени, когда ребенок длительное время просиживает за компьютером. Это особая тема для обсуждения, которая порой шокирует тем, как здоровье ребенка «выкачивается» средствами компьютерных технологий (и порой здоровье не только физическое, но и нравственное).

Одним из факторов, содействующих утомлению детей, являются однообразные организационные формы обучения. Пусть даже передовые формы, но если они повторяются из урока в урок, из месяца в месяц и т.д., то они, безусловно, «приедаются», детям становится неинтересно, а это верный путь к повышенной утомляемости. Тем более дети очень устают от того, что в современных условиях доминируют пассивно-авторитарные формы работы с ними. В лучшем случае дети повторяют то, что показал учитель, а в большинстве случаев дети пассивно слушают, переписывают готовое с классной доски или... полностью бездействуют и ждут конца урока. Пресловутый пятиэлементный урок сейчас, когда контрольные в методическом плане функции значительно ослаблены, стал преобладать (организационный момент ® опрос по домашнему заданию ® объяснение нового материала ® закрепление этого материала ® домашнее задание). Именно такие уроки вобрали в себя все однообразие в деятельности учителя и, следовательно, учащихся. Именно такие уроки являются наиболее благодатной почвой для авторитаризма учителя и пассивных форм работы ученика! Мы не выступаем против пятиэлементного урока, но мы выступаем против того, что он становится единственной формой обучения. Действительно, вначале — стресс у учащихся во время опроса по домашнему заданию, а затем — скучное времяпрепровождение и ожидание конца урока. Безусловно, можно разнообразить и пятиэлементный урок, что и делают мастера педагогического труда. Скажем, не опрос по домашнему заданию, а актуализация того материала, который будет необходим при ознакомлении с новым материалом, в форме выполнения самостоятельных работ, в которых и будет фигурировать этот материал. Да и изучение нового должно проходить не в форме монолога учителя, а в форме исследовательской деятельности учащихся... Но это требует от учителя дополнительных сил, дополнительной подготовки, а вот детям, безусловно, это гораздо интереснее, урок проходит быстро, с большой пользой. А ведь в арсенале современной дидактики и уроки-семинары (особенно, групповые микросеминары), и уроки-экскурсии (в том числе и с помощью Интернет), и уроки-доклады учащихся, защищающих свои проекты, и уроки по исследованию детьми каких-либо проблем и т.д.

Кстати, об усталости детей. На наш взгляд, она бывает различной. Если уроки и все другие занятия проходят однообразно, неинтересно, усталость является отрицательной и восстановление протекает медленно (психологическая перегрузка от однообразия и «ничегонеделания»). Если ребенок много работал с интересом, усталость является положительной и проходит быстро при смене деятельности (такой усталости сопутствуют положительные эмоции от достигнутого и желание потом продолжить работу).

Еще в советской школе (а теперь и в российской) постоянно говорили и сейчас говорят о необходимости индивидуализации обучения. Зачем? Если посмотреть на эту проблему с позиций сохранения здоровья детей, то следует сказать, что каждый ученик обладает своим темпом учебной деятельности, своим темпом усвоения материала. Это связано с психолого-физиологическими особенностями каждого ученика. Если темп обучения, организованного в данный момент, не соответствует темпу усвоения материала учеником, то возникают соответствующие перегрузки. Если учащийся «устроен» так, что он быстро улавливает суть материала, то замедленное его изучение, продиктованное ходом урока, будет вызывать у этого ученика скуку, снижение интереса, что обеспечивает психологический дискомфорт, психологическую перегрузку от учебной «недогрузки». Наоборот, если учащийся в силу своих особенностей не успевает за темпом организованного обучения, то, не усваивая материал, он испытывает перегрузки, стараясь успеть за остальными детьми, но отставая, он постепенно приобретает «комплекс неполноценности». Низкий темп усвоения материала не является негативным фактором. Если у учащегося сформирована положительная мотивация к процессу обучения, но темп усвоения, «принятия» нового знания невысок, то, как правило, у таких учащихся знания более глубокие и прочные. Важно создать условия, чтобы эти особенности ребенка проявились, т.е. чтобы он успевал усваивать материал в собственном темпе.

В истории науки известны многие выдающиеся ученые, которые в детстве не владели быстрым усвоением знаний. Вот почему важно каждого ученика (группу учащихся) нагрузить так, чтобы он испытывал определенные затруднения, но с решением проблемы все-таки справлялся, т.е. работал на уровне оптимальных трудностей. Следовательно, необходимы комплексы индивидуальных заданий для учащихся, выполняя которые (каждый в своем темпе!) они получали бы удовольствие от полученных результатов. Кстати, так можно работать и при изучении нового материала.

Весьма существенным фактором, влияющим на здоровье учащегося, является состояние отношений между ним и другими учащимися, между ним и учителями. Многие проблемы со здоровьем детей, стрессы, хронические расстройства их нервной системы и другие заболевания связаны с дискомфортом, который постоянно довлеет над каждым учеником, если он попадет в область негативных отношений. Неуставные отношения в нашей армии, «дедовщина» имеют школьные корни. Если понаблюдать за отношениями между детьми во время школьных перерывов, то сказанное выше по поводу армии становится очевидным. Сегодня проводятся специальные исследования, существует немало публикаций, в которых рассматриваются эти отношения, но необходимо их рассмотрение именно с позиций обеспечения сохранения здоровья детей.

К сожалению, нельзя назвать редким явление, когда не складываются отношения между конкретным учеником и учителем. В круг таких негативных отношений втягиваются, безусловно, родители, которые часто только усложняют эти отношения. Такому ребенку не хочется посещать школу, но и дома быть тяжко. Это прямой путь к бродяжничеству, детскому алкоголизму, наркомании и т.д. Причиной детского суицида нередко служит дискомфорт в отношениях с товарищами и учителями. Пути снятия этого негативного явления известны — они кроются в системе духовно-нравственного воспитания, о котором говорят сейчас много, но его практическая реализация пока далека от необходимой.

Наконец, существенно влияют на здоровье детей, обучающихся в школе, санитарно-физиологические факторы. Автор данной статьи рассматривает эти факторы в последнюю очередь не потому, что он их недооценивает. Эти факторы наиболее известны, и когда говорят о сохранении здоровья обучающихся детей, то часто имеют в виду только эти факторы. Понятно, что здоровье детей существенно зависит от того, за какой партой (столом) он сидит, как много он сидит, как освещается его рабочее место, каков доступ свежего воздуха в классную комнату, как он питается в процессе нахождения в школе, как составлено расписание занятий, какой ручкой он пишет, сколько времени он проводит за компьютером, как налажен его отдых во время перерывов между уроками и т.д. и т.п. Однако если обеспечить только нормальные санитарно-физиологические условия (подчеркнем еще раз — очень необходимые и важные), но не обратить внимание на дидактические и воспитательные факторы, то проблему сохранения здоровья детей в школе мы не решим.

Автору статьи очень хотелось убедить читателей в том, что прежде, чем решать проблему, необходимо видеть все причины, негативно влияющие на здоровье ученика, а потом — выстраивать и реализовывать целую многофакторную систему деятельности по снятию всех этих причин. На рисунке схематично показан комплекс факторов, нарушающих здоровье обучающихся в школе детей.

С другой стороны, все названные выше факторы являются и основой для повышения качества образования. Ведь усиление самостоятельности обучающихся детей, оптимизация содержания обучения (в том числе и устранение дублирования), обеспечение сознательного усвоения материала детьми, обеспечение необходимых духовности и нравственности — и есть основа для роста качества образования. Иначе и не может быть, так как сохранение здоровья обучающихся детей — главный критерий качества образования.

Синенко В.Я., член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, ректор Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, заслуженный учитель школы РФ

 

В Российской Федерации, по

В Российской Федерации, по данным на 2007 год, более 22 миллионов учащихся! У 84 % из них регистрируется нарушение функции позвоночника. Болезни позвоночника у детей и подростков занимают второе место, уступая лишь простудным заболеваниям! Наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей являются дефекты осанки. Дефекты осанки являются одной из причин школьной дезадаптации, неуспеваемости , а также психосоматических болезней, проявляющихся нервными и аллергическими расстройствами, учащением частоты заболеваемости ОРВИ, что снижает не только качество образовательного процесса, но и качества жизни учащихся. Сохранение здоровья учащихся является одной из важнейших национальных задач. Эта задача может и должна решаться не только медицинскими методами, но и созданием оптимальных социальных условий для развития подрастающего поколения.  
Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети