ШКОЛА ЖИЗНИ

Трактат «Школа Жизни» создан автором как реальная поддержка учителей в их стремлении освоить систему гуманно-личностного подхода к детям. Он является продолжением трудов выдающегося учителя, почетного члена РАО Ш.А. Амонашвили, опубликованных в нашей стране и за ее рубежами в 70—90-х годах.

В трактате изложена целостная концепция нового типа образования со своей философской основой, понятийной базой, принципами и направлениями осуществления.

Трактат «Школа Жизни» есть своего рода педагогическая партитура, посвященная созиданию Благородного Человека, и, как любая партитура, требует творческого и искусного исполнителя. Трактат ищет своего исполнителя-учителя, который в состоянии неповторимо, по-современному озвучить классическую педагогическую мелодию.

И чем искуснее будет исполнитель, чем более вдохновенно и устремлённо зазвучит мелодия Веры, Надежды и Любви в храмах образования, тем больше Света будет в жизни людей, а значит, и в жизни государства.

Трактат посвящен начальной ступени школы, но его идеи и основы являются едиными для гуманно-личностного образовательного процесса на любой ступени школьной жизни, вузовского образования, семейного и общественного воспитания.

XIV. Особенности образовательного процесса в Школе Жизни

Образовательный (педагогический) процесс в Школе Жизни характеризуется специфическими особенностями, которые придают ему гуманно-личностную направленность.

Первая особенность

Ребёнок есть деятельное существо, имеющее свои ещё не развитые и не проявленные силы и духовную безграничность. Он передаётся человеку, людям, ставшим уже взрослыми, умными, образованными, ставшим учителями и воспитателями и берущим на себя ответственность по завершению сотворения человека. Поэтому образовательный процесс должен охватить Ребёнка полностью, со всей его природой, принимать его следует таким, какой он есть, и творить в нём развитого, свободного и образованного человека. Оптимистическая, жизнеутверждающая и жизнерадостная сила образовательного процесса заключена во внутренней преемственности созидательных духовно-природных сил в Ребёнке и творящей мощи человека-воспитателя, человека-учителя, направленной на сотворение Благородного Человека, достойного щедрости Творца.

Вторая особенность

Ребёнок есть целостное явление, и в нём развивается целостная личность. Целостность Ребёнка проявляется и утверждается в жизни и жизнью. Ребёнок не существует без личной жизни; она вбирает в себя всю совокупность окружающих его явлений в виде переживаний, впечатлений, стремлений. Жизнь влечёт Ребёнка в его будущее, и он стремится войти в неё со своей взрослостью и свободой, долгом и заботами, в качестве равноправного члена общества. Ребёнок может найти жизненный смысл только в том образовательном процессе, который предоставляет ему такую же стремительную жизнь. Исходя из сказанного, в силу целостности личности Ребёнка, образовательный процесс тоже должен быть целостным, а условием этого является развивающаяся в многообразных формах жизнь Ребёнка, жизнь детей.

Третья особенность

В жизни Ребёнка можно различить два её уровня: первый уровень есть спонтанная жизнь, то есть жизнь, проявляющаяся без педагогического вмешательства; второй уровень есть педагогизированная жизнь. Образовательный процесс составляет второй уровень жизни Ребёнка. Этот уровень жизни, как высший, должен вбирать в себя и первый уровень — спонтанную, самобытную жизнь Ребёнка и детей. Образовательный процесс — второй уровень жизни детей — принимает всю гамму их спонтанного, самобытного уровня жизни, обогащает и стимулирует её своими ферментами, мотивационными источниками и тем самым возвышает планку первого уровня жизни до второго. Урок является ведущей формой жизни детей и единицей непрерывного образовательного процесса, он есть не основная форма процесса обучения, как принято в традиционной педагогике и практике, а аккумулятор жизни Ребёнка, аккумулятор жизни детей. Урок лишается своего традиционного построения и нацеленности на обучение и преобразуется в неформальный, взаимоустремлённый конкретный процесс общения, процесс сотрудничества, в ходе которого решаются цели и задачи образования.

Четвёртая особенность

Мир есть венец сотрудничества. Зерно духа сохнет без влаги взаимности. Сотрудничество должно быть добровольным. От сердца к сердцу — таков закон сотрудничества. Вся жизнь в мире зиждется на идеях общежития и сотрудничества. Это значит: объединение целей и устремлений, сил и знаний; согласованность и взаимопонимание; взаимность и сорадость в успехе; взаимоуважение и взаимоутверждение. Подлинное сотрудничество появляется не в силу простого согласия осуществлять коллективно какой-либо проект; оно появляется вместе с радостью, с чувством совместимости, с желанием быть вместе, трудиться вместе, без всяких мыслей о награде и наказании. Обычно у маленьких детей есть тяготение к тому, чтобы находиться вместе и вместе что-то делать. Основы сотрудничества — это радость совместного бытия, совместного труда, совместной жизни.

Стремление к сотрудничеству с людьми есть прирождённая черта Ребёнка, оно заложено как в его движущих силах, так и в индивидуальной направленности, в сути назначения в жизни. В силу сказанного сотруднические взаимоотношения учителя с детьми должны стать естественным качеством гуманного образовательного процесса. Учитель закрепляет добрые взаимоотношения между детьми путём воспитания в них сотрудничества. Учитель и дети берегут ценность сотрудничества как в общении между собой, так и в раскрытии пространственных представлений; каждый бережёт его в мире своей духовной жизни. Сотруднические взаимоотношения развиваются в Ребёнке как качество его личности. Сотрудничество имеет ценность нравственную и ценность познавательную. С помощью сотрудничества в образовательном процессе Ребёнок ускоряет своё продвижение в познании, так как, по законам психологии, в сотрудничестве со взрослым он оказывается сильнее и умнее, чем в самостоятельной работе, он поднимается выше по уровню интеллектуальных трудностей, разрешаемых им; в сотрудничестве, под руководством, с помощью учителя Ребёнок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно. Опыт сотрудничества помогает Ребёнку решать и выполнять такие же сложные задачи и задания при самостоятельной работе, ибо он переживает в себе незримое руководство и поддержку учителя. Ребёнок в школе ведёт деятельность, которая поднимает его выше самого себя в духовном, нравственном и познавательном плане, и только сотрудничество делает возможным, чтобы воспитание опережало обучение, а обучение опережало развитие. Осуществление сотрудничества в образовательном процессе зависит от личностных качеств учителя. Учитель сам устремлён к сотрудничеству с людьми в своей каждодневной жизни, пробуждает дух сотрудничества в каждом ребёнке, насаждает этот дух в многогранной жизни детей.

Пятая особенность

Личность Ребёнка не станет полноценной без такого мощного качества познавательной активности, без такой глобальной способности, какой является оценочная деятельность. Оценочная деятельность осуществляется на базе аналитического сопоставления результата познания с образцом, эталоном этого результата. В силу разнообразия эталонов (материализованные, процессуальные, идеальные, личностные, общественные и т.д.) разнообразны и акты оценочной деятельности. В образовательном процессе ведётся целенаправленное развитие и выращивание в Ребёнке способности к оценочной и самооценочной деятельности: принятие или творение эталонов, образцов, присвоение способов оценочных сопоставлений, оценочных, самооценочных суждений, контроля и самоконтроля и т.д.

Учительская оценочная деятельность, со своей стороны, утверждает в Ребёнке успех и предотвращает от неудачи. Всё это в образовательном процессе рождает содержательные оценки и упраздняет всякие формальные отметки и награды: цифровые, словесные или знаковые, материализованные или материальные. Из класса в класс дети переходят на основе характеристик учителей, а в год два раза дети готовят для своих родителей пакеты с образцами своей познавательной и творческой деятельности.

Шестая особенность

Вдохновителем образовательного процесса в Школе Жизни является Учитель. Гуманно-личностный подход к детям осуществляется учителем, который придерживается его основных идей и принципов и стремится к их творческому осуществлению. Если учитель, как личность, не может принять идеи гуманно-личностной педагогики, на что он имеет право, если он сам не является гуманного склада человеком и не наполнен глубоким оптимизмом по отношению к каждому ребёнку, то такому учителю не рекомендуется работать в Школе Жизни. Учитель Школы Жизни следует «заповедям»:

  • Верить в безграничность ребёнка — он есть Микрокосмос.
  • Верить в свои Педагогические Способности — «Я от Бога учитель».
  • Верить в силу Гуманной педагогики — в ней Творящая Энергия.

 

Вера есть предчувствие знания. Она, как двигатель, напрягает энергию и тем усиливает работоспособность. Вера позволит учителю проникнуть в духовный мир детей, постичь безграничность каждого ребёнка, найти верные пути воздействия. Учителю нужно согласиться с целостной природой Ребёнка, с его основными природными страстями и искать пути провоцирования и удовлетворения этих страстей в образовательном процессе, в каждом моменте общения с Ребёнком. Учителю надо понять исключительную важность духовного развития детей, стремиться к обогащению духовной жизни каждого Ребёнка.

Вера учителя в безграничность Ребёнка находит своё воплощение через постижение им объективной закономерности, заключающейся в том, что становление человека зависит от качества очеловеченности среды. Это значит: о силе природы Ребёнка надо судить по тому, какой действительностью он окружён, кто его воспитатели и учителя, которые организуют для него педагогический процесс и живут в окружающем его мире. Очеловечивание среды вокруг каждого Ребёнка, гуманизация социума и самого образовательного процесса есть высшая забота учителя.

Учитель творит педагогический процесс и переустраивает окружающий мир так, чтобы в них Ребёнок:

  • познавал и усваивал истинно человеческое;
  • познавал себя как Человека;
  • проявлял свою истинную индивидуальность;
  • находил общественный простор для развития своей истинной природы;
  • проникался общечеловеческими интересами;
  • был защищён от влияния, способного провоцировать его на асоциальные проявления.

 

Какой учитель наиболее ценен для Школы Жизни? Надо предпочитать того учителя, который идёт новыми путями. Каждое слово его, каждый поступок его несёт на себе печать незабываемой новизны.

XV. Учитель Школы Жизни.
Советы учителю Школы Жизни

Понятия Учитель и Ученик вмещают в себе высочайший духовный смысл, исходящий из того же источника, что и смысл базисных для нас понятий: Школа, Воспитание, Образование, Просвещение, Урок, Жизнь. Учитель и Ученик являются как бы обобщающими понятиями; все остальные группируются вокруг них и служат им.

Суть смысла понятий Учитель и Ученик заключена в их едином ядре — УЧ, которое, со своей стороны, несёт в себе два начала: У и Ч. Первое начало У, как уже было сказано при определении понятия Урок, означает: Ура, Свет, Логос, Слово (которое было в начале), Жизнь, Любовь, Бог. Второе же начало Ч следует понимать как Чело, Дух (сравните: Чело-Век, т.е. Дух, преходящий Веками).

Исходя из этого, получается, что понятие Учитель имеет такую смысловую основу: Дух, творящий, излучающий, дарящий Свет, Жизнь (смысл Жизни), Любовь, Знания, Мудрость. Соответственно понятие Ученик означает: Дух, ищущий, принимающий Свет, Жизнь (смысл Жизни), Любовь, Знания, Мудрость.

С этой точки зрения следует осмыслить также понятия: Учение, Учить, Учиться, Обучать, Учебник и т.п.

Эту целостность сути Учитель — Ученик, всю взаимозависимость Вселенского единства, заключённую в ней, раскрывает перед нами Новый Завет в глубоких аллегорических формулах: «Я посадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог... Насаждающий и поливающий же суть одно; каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение».

Учитель есть соработник у Бога, Его помощник в творении Человека. Если он не будет сажать и поливать с чувством и пониманием глубокой ответственности и с такими же глубокими знаниями и творчеством, — как и в какую почву сажать, как поливать и лелеять, — то зерно духа не получит нужного развития, жизнь и судьба Ребёнка будут искажены, миссия его будет погублена.

Учитель Школы Жизни несёт служение — перед Планетой и Вселенной, перед Прошлым, Настоящим и Будущим, перед Ребёнком и Человечеством, перед Творцом.

Учитель Школы Жизни в полной мере осознаёт свою Миссию: способствовать духовному восхождению человечества и Человека, выживанию и спасению жизни на Земле.

Учителя Школы Жизни не покидает:

  • искренняя любовь и преданность к каждому ребёнку;
  • чувство глубокой ответственности перед судьбой каждого ребёнка;
  • стремление к пониманию каждого ребёнка.

 

Учитель постигает педагогические аксиомы и делает из них соответствующие выводы для себя:

  • Личность воспитывается Личностью.
  • Благородный человек воспитывается Благородным человеком.
  • Любовь воспитывается Любовью.
  • Доброта воспитывается Добротой.
  • Сердце воспитывается Сердцем.

 

Это есть путь к своей личности и к открытию своих педагогических дарований.

Пусть учителя сопровождают вечные истины заповедей:

  • Ищи и найдёшь.
  • Проси — и дано будет.
  • Стучи — и открыто будет.

 

Пусть учитель глубоко осмыслит мудрость зова:

  • Учи счастью красоты.
  • Учи счастью знания.
  • Учи счастью любви.
  • Учи счастью слияния с Высшим.

 

Учитель Школы Жизни есть человек, ведущий служение ради высших целей человечества, ради планетарной и космической эволюции, и ему должны быть созданы такие условия, чтобы он мог всецело посвятить себя тончайшему делу воспитания.

Учитель не есть слуга общества, хотя удовлетворяет запросы общества; он стремится к воспитанию высокоразвитого и образованного Человека, опережающего общество и способного вести его за собой. Учитель не есть слуга государства, хотя придерживается нормативных требований государства; он стремится к воспитанию Человека с государственным мышлением, способного участвовать в прогрессивных преобразованиях в государстве.

Учитель не есть проводник идеологии какой-либо партии, каких-либо догм; он несёт детям свою высшую идеологию служения Родине, человечеству, целям планетарной и космической эволюции.

Школа Жизни настраивает существо сознания детей в ключе будущего. Школа Жизни есть школа творчества.
Школа Жизни открывает путь быстроходам.
В Школе Жизни нет места грубостям, крикам, раздражениям, наказаниям, неприемлемо никакое насилие и навязывание.
В Школе Жизни нет плохих и отстающих детей.
В Школе Жизни не призывают родителей помочь детям в учении.
Школа Жизни строит перед Ребёнком духовные, нравственные, познавательные барьеры, через сотрудничество помогает ему преодолевать их. Это есть путь утверждения успеха.
Школа Жизни ведёт Ребёнка от успеха к успеху. В образовательном процессе Школы Жизни постоянно и творчески утверждаются принципы гуманно-личностного подхода к детям, что и рождает Дух Школы.

Ниже приводится свод рекомендаций для деятельности учителя Школы Жизни.

  • Когда видите приходящих детей, скажите: «Мы ждали вас!».
  • Проявляйте живой интерес к жизни Ребёнка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям; при необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему сорадость, сочувствие.
  • Говорите детям о мощи возвышенного устремления.
  • Умейте вызывать сотрудничество не только в поступках, но и в мышлении.
  • Общайтесь с Ребёнком как с взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.
  • Делайте день рождения каждого ребёнка праздником в классе, высказывайте ему пожелания, преподносите ему в подарок уроки, рисунки, сочинения о нём, давайте ему почувствовать, как его любят, уважают учитель и товарищи, каких успехов они от него ждут.
  • Устанавливайте с каждым ребёнком личные, доверительные взаимоотношения, вызывайте доверие и искренность Ребёнка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.
  • Любите смеяться вместе с детьми, веселитесь, играйте, шалите вместе с ними.
  • Своё возмущение поведением Ребёнка выражайте ноткой намёка на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нём более высокое представление.
  • Выражайте живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных детей (собирание марок, открыток, составление альбомов и т.д.), участвуйте в них.
  • Удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь, когда тот или иной ребёнок совершает достойный поступок, проявляет смекалку и сообразительность, мыслит сосредоточенно.
  • Поощряйте творческую деятельность детей, помогайте им писать пьесы, ставить спектакли, оформлять их художественно и музыкально, готовить художественные утренники, выступать со своей самодеятельностью перед родителями, другими учениками, детсадовцами.
  • Научите детей выпускать книжки с собственными рассказами, сказками, сочинениями, стихами и т.д., интересуйтесь этими книжками, читайте их, берите их с разрешения автора, чтобы показать своим коллегам.
  • Предлагайте детям стать художниками книжек с рассказами, стихами, сказками, напечатанными на листках, которые следует сложить и сшить, оформить обложки, нарисовать в них картинки по содержанию произведения, а также объяснить слова, поставить вопросы к тексту.
  • Учите детей строить свои города, летать высоко.
  • Извиняйтесь перед Ребёнком, если по какой-либо причине не можете сразу ответить на познавательный вопрос, с которым он обращается к вам; объясните причину откровенно, скажите, что дадите ответ через несколько дней, и не забудьте выполнить обещание.
  • Приобщайте родителей к школьной жизни своих детей, приглашайте их руководить кружками, дежурить в школе, устраивайте с ними встречи детей.
  • Пишите письма родителям с положительной оценкой поступка Ребёнка, по поводу достижения успеха в учении, по любому значительному поводу, достойному одобрения.
  • Предлагайте родителям присутствовать на уроках.
  • Делайте урок аккумулятором жизни детей, цените, любите, принимайте и провожайте каждый урок.
  • Знакомьте детей с планом урока, с содержанием заданий, принимайте во внимание пожелания детей по содержанию урока.
  • Приглашайте детей быть соучастниками ваших педагогических поисков, высказывать своё мнение по поводу того или иного метода, задания и т.д., применяемых вами с целью апробирования.
  • Поощряйте детей ставить вопросы, спрашивать, выражать собственное мнение, утверждать свою позицию; относитесь к мыслям, утверждениям, оценочным суждениям, отношениям детей серьёзно, с достоинством.
  • Провоцируйте дискуссии детей с вами, давайте им возможность доказывать вам, объяснять ошибку, опровергать ваше утверждение, и тогда, признав их правоту, выражайте им благодарность за то, что не позволили вам углубиться в своём заблуждении.
  • Учите детей этично высказывать, обсуждать, предлагать, доказывать своё мнение.
  • Поощряйте поисковую, исследовательскую деятельность детей, отдельного ребёнка, практикуйте на уроках чтение научных докладов, обсуждение отдельных вопросов.
  • Вводите на занятиях мгновения молчания, когда малыши устремляют мысли к самому Прекрасному. Такие мгновения могут вызывать искру сердечного огня.
  • Учите детей думать, проявляйте своё поощрительное отношение к детям, умеющим думать, размышлять, обсуждать.
  • Размышляйте вслух сами, чтобы давать детям образцы: как думать, как искать решение задачи, как обсуждать, оценивать.
  • Часто предлагайте письменные задания с размышлениями ребёнка о самом себе, о своих взаимоотношениях с окружающими его людьми, об отношении их к нему.
  • Подчёркнуто уважайте право Ребёнка оберегать своё спокойствие от шума и другого рода раздражителей при обдумывании задачи, при выполнении письменной работы.
  • Можно самому тоже писать вместе с детьми сочинение, выполнять самостоятельные задания, контрольную работу, а затем знакомить их с результатами своих стараний, давать возможность высказывать свои оценочные суждения.
  • Призывайте детей находить и исправлять допущенные ошибки в своих письменных работах; исправленные самими детьми ошибки в дальнейшем не принимайте за ошибки.
  • Предлагайте детям содержание целых историй с вопросами, как поступили бы они на месте героев. Пусть дети называют себя героями и принимают на себя качества замечательных людей.
  • Давайте детям на уроках альтернативные материалы, задачи и задания.
  • Пользуйтесь способом «допущения» ошибок, предоставляйте детям возможность обнаруживать их и исправлять; благодарите детей за содействие.
  • Не ставьте одного Ребёнка в пример другому ни в прилежании, ни в поведении.
  • Помогайте Ребёнку превзойти самого себя.
  • Замечайте и радуйтесь, когда Ребёнок достигает успеха.
  • Задавайте детям домашние задания в ненавязчивых формах, разрешайте самим тоже задавать себе задания.
  • Предлагайте детям задания с целью определения своих предельных возможностей, давайте им возможность пробовать себя в заданиях для последующих классов.
  • Поощряйте стремление детей браться за решение сложных задач и заданий, помогайте им учиться способам их решения.
  • Приобщайте детей к подбору учебного материала, предлагайте им заполнять учебники своими страницами с дополнительным материалом.
  • Предлагайте желающим готовить и проводить на уроках свои «пятиминутные уроки», помогайте им в проведении таких уроков.
  • Обращайтесь к детям с просьбой помогать вам составлять сложные задачи и задания, головоломки и ребусы, а при их использовании на уроках не забывайте указывать автора работы.
  • Проявляйте интерес к тому, понравился ли детям урок, прислушивайтесь к их пожеланиям.
  • Выражайте детям свою благодарность за содействие в проведении интересного урока.
  • Приносите детям свои извинения, если урок не вы-звал в них эмоционального и интеллектуального удовлетворения, пытайтесь вместе с детьми выяснить причины.
  • Придавайте особое значение усилиям, стараниям Ребёнка в выполнении задания, интересуйтесь, с какими трудностями встречался он и как их преодолевал.
  • Проявляйте своё оптимистическое отношение к возможностям Ребёнка, особенно когда его постигает неудача.
  • При своих оценочных суждениях по поводу работы Ребёнка больше опирайтесь на положительное, достигнутое, на продвижение; ошибки и неудачи рассматривайте на фоне достигнутого.
  • При проверке письменных работ детей пользуйтесь зелёными чернилами, то есть ищите в работах детей хоть малейшее продвижение и зелёными чернилами выражайте своё одобрение; ошибки детей принимайте как сигнал недочёта вашего объяснения и ищите путь его исправления.
  • Поощряйте самооценочную и оценочную деятельность каждого ребёнка, давайте ему возможность оценивать свою работу вслух, высказывать свою оценку о работе товарища.
  • Развивайте в детях уважение к произносимым словам. Дети должны понять, что каждое слово — как стрела громогласная, каждое слово — как печать мысли.
  • Развивайте в себе великий дар терпения. Творческое терпение творит мощь, и с каждым часом напрягается действительность.
  • Стремитесь к овладению изящным исполнением педагогических процессов.
  • Говорите с детьми спокойно, располагающим к себе голосом и экспрессией.
  • Следите за чистотой вашей речи, не допускайте её загрязнения. Хотя эти рекомендации не охватывают полной гармонии гуманно-личностного общения учителя с детьми, и хотя они порой походят на описание приёмов, тем не менее они могут оказать содействие учителю в его попытках делать первые шаги в сторону гуманизации своего педагогического процесса.

 

I. Школа Жизни и родители

Родители, отдавшие детей в Школу Жизни, должны быть осведомлены о целенаправленности школы и о тех идеях, по которым строится в ней образовательный процесс. Некоторые нововведения могут вызвать у них недоумение (отказ от обычного набора учебных предметов, существенное изменение характера занятий, упразднение отметок в пользу содержательных оценочных суждений; им может показаться перегруженным содержание образовательных курсов и т.д.). Требуется, особенно в первые годы, терпеливая разъяснительная работа среди родителей. Постепенно Школа Жизни обретёт уважительное и доверительное отношение к ней родительской общественности. Для ускорения этого процесса, а также для влияния школы на качество семейного воспитания и общения Школа Жизни становится открытой для родителей. Это значит: родителям предоставляется возможность время от времени присутствовать на уроках и на разных занятиях с детьми; некоторые из них, имеющие соответствующую подготовку, приглашаются для участия в образовательном процессе в качестве руководителя кружка, для проведения цикла бесед с детьми, для организации походов и экскурсий. Для родителей проводятся детские концерты, спектакли; они приглашаются на открытие выставок детских работ. Ведущие учителя, руководители класса иногда, когда это педагогически значимо, посылают через Ребёнка письма родителям с сообщениями об успехах Ребёнка, о его хороших поступках.

В год два раза (в конце первого полугодия и в конце года) родители получают пакеты, которые готовят им дети и содержимое которых наглядно говорит родителям об успехах, о продвижениях своих детей. В пакеты кладётся также педагогическая характеристика на Ребёнка, касающаяся его духовного, нравственного, личностного развития.

Главная цель Школы Жизни в работе с родителями заключается, во-первых, в том, чтобы родители приняли школу как дом души и сердца своих детей и потому постоянно заботились о ней, приходили к ней на помощь; во-вторых, в том, чтобы помочь родителям тоже устанавливать гуманно-личностные взаимоотношения с детьми в семье. В таком случае результат образовательного процесса станет ещё более плодотворным. С этой целью под руководством методической службы Школы Жизни, с участием других служб, организуется родительский семинар (или университет) по проблемам семейного воспитания. На нём родители узнают о природных стремлениях Ребёнка к развитию, взрослению, свободе, о важности воспитания в Ребёнке его духовной жизни, о необходимости окружения его чувствами любви, доброты, уважения. Родители научаются конкретным способам гуманно-личностного общения с детьми. Для родителей организуются индивидуальные консультации в связи с возникновением осложнений в семейных взаимоотношениях.

Старания Школы Жизни в работе с родителями направлены на то, чтобы Ребёнок оказался в единой образовательной среде в школе и семье.

Школа Жизни рассматривает семью как опору всего будущего. Учителя и воспитатели, заботясь о более полном раскрытии воспитательного потенциала семьи, приобщают родителей к некоторым идеям гуманной педагогики:

  • Дети от рождения несут в себе добрые намерения — это великий закон. Но так же как каждый аромат, даже самый лучший, не может насыщать долго пространство, так и доброе намерение распыляется под влиянием различных воздействий. Ребёнок не зол, но очень быстро может усвоить наследие атавизма. Из мельчайших подробностей жизни могут слагаться дурные привычки, которые можно назвать вратами зла.
  • Вся любовь матери должна быть творящей энергией, очень спокойной, чтобы не давить Ребёнка, не быть ему в тяжесть, и чтобы он рос в полной мере развивая свой дух и способности.
  • Велико значение воспитания: оно есть питание всем возвышенным и утончённым. Родители должны стремиться дать детям представление о мире чудном на самых высоких, прекрасных образах. Воспитание будет полным, если сможет возвеличить привлекательность духовного, нравственного блага. Бережное воспитание открывает возможность правильному образованию. Семья должна проникнуться пониманием огромной важности образования для настоящего и будущего детей.
  • Каждый ребёнок приходит в земную жизнь с уже вложенным характером. Можно облагородить и возвысить сущность человека, но нельзя изменить её. Нужно, чтобы наставники осознали эту истину. Они должны прежде всего распознать неизменную сущность Ребёнка и уже исходя из этого прилагать усилия для её совершенствования. Мать иногда счастливо угадывает эту сущность и начинает вначале инстинктивно, а потом и сознательно прилагать усилия для того, чтобы подготовить дитя к сложностям земного пребывания. Но всюду ли встречается воспитание сознательное и бережное? К сожалению, есть немало семей, где вопросы воспитания вообще не затрагиваются, дети растут сами по себе, ласковая рука не коснётся их и голос близкий не расскажет о мире чудесном.
  • Каждая мать, подходя к колыбели Ребёнка, пусть скажет первую формулу образования: Ты всё можешь! Сознание «всё могу» не есть хвастовство, но лишь осознание своей внутренней силы. Не надобны запреты; даже вредное не запрещать, лучше перевести внимание Ребёнка на более привлекательное и полезное.
  • После трёх лет организм полон восприятий. После семи лет уже многое потеряно. Рука водителя уже при первом шаге Ребёнка должна обратить его внимание на дальние миры, указать на их безграничность. Беспредельность должен почувствовать молодой глаз.
  • Изгоняются ложь, грубость и насмешка. Предательство даже в зачатке недопустимо.
  • Работа «как большие» поощряется. Малые любят работу «больших».
  • Самое полезное — уметь сочетать нежность любви с суровостью долга. Чистая, великая любовь рождает благородство духа, которое может переродить человека. Любовь есть Истина. Радость есть особая Мудрость. Ласка есть часть Правды.
  • Уберегите детей от всего ложного, уберегите от дурной музыки; уберегите от сквернословия; уберегите от ложных состязаний. Мускулы не должны забивать ум и сердце. Уберегите от утверждения самости, тем более, что нужно привить любовь к непрестанному знанию.
  • Нужно изгнать все слова отрицания. Отрицающий беден, утверждающий богат. Отрицающий недвижим, утверждающий устремлён. Отрицающий не прав постоянно, утверждающий прав всегда. Утверждающий может быть относителен в месте и во времени, отрицающий безусловен в жертвенности. Невежество — мать отрицания.
  • Не без причины человек рождается в определённой стране и принадлежит определённому народу. Ребёнок от рождения несёт в себе долг перед Родиной. Поистине, тот может лучше служить человечеству, кто сделает это от любви к Родине.
  • Внимательность должна быть развиваема с младенческих лет. Пусть она будет врождённой, но необходимо открыть ей двери. Без внимательности трудно изучать законы Мироздания. Нужно развивать детскую наблюдательность с первых дней, помня, что сознание детей живёт с первого часа.
  • В воспитании первое место принадлежит восприятию красоты. Человек должен принадлежать красоте. Кто не знает пути красоты, тот не дерзнёт обратиться к Высотам Божественным.
  • Следует от малых лет приучать усваивать красоту звука. Музыкальность нуждается в образовании. В каждом ребёнке заложена склонность к звуку. Но без воспитания она спит. Ребёнок должен слушать прекрасную музыку и пение. Особенно сейчас, когда мир содрогается от ненависти, необходимо открыть уши молодого поколения.
  • Грубость унижает человека. Грубость есть мрак невежества. Следует всеми силами искоренять грубость. Жестокость должна быть искоренена; не только жестокость действий, но и жестокость мыслей; по-следняя хуже самого действия. Дети не жестоки, пока не увидят первое жестокое действие; оно точно открывает поток тёмного хаоса. Лишь немногие из них готовы сами противостоять потоку тьмы.
  • В случае возникшего непонимания молча посидите вместе и думайте одну думу. Скоро поймёте, насколько такой молчаливый совет полезен.
  • Научитесь быть терпеливыми без потворства и попустительства. Огнём сердца старайтесь вызвать к жизни лучшие чувства Ребёнка.
  • Главное — заговорить о духовном. Путь духа, как ничто другое, развивает сознание и очищает жизнь. Смотрите на беседы о духовном как на практическое упражнение сердца. Нужно очищать сознание, как путь к преуспеянию. Сделайте над собой усилие и придайте беседам красоту, простоту и чистоту. Один час дельной беседы может навсегда озарить сущность Ребёнка.
  • Дети остро воспринимают яркие человеческие качества. Взрослые зачастую не реагируют на понятие героизма или иронизируют по этому поводу. Но дети любят народных героев. Они восхищаются подвигами и мечтают видеть самих себя на месте борцов за правду. Невозможно лишать детей этого живого источника вдохновения, на всю жизнь останется такое светлое горение. Прекрасный подвиг может озарить молодое сердце навсегда.
  • Говоря о качествах любви, отметим любовь задерживающую и любовь устремляющую. По существу, первая любовь земная, вторая — небесная. Но какое множество созиданий разрушено первой, такое же множество окрылено второй. Первая знает все ограничения пространства и сознания, но вторая не нуждается в мерах земных. Она не затруднена расстояниями и суждениями о смерти. Она зажигает сердце для радости высшей и тем нерушима.
  • Обстановка дома также налагает печать на всю жизнь. Даже самая бедная хижина не оскорбит духовного чувства детей. Но они очень чутко относятся к атмосфере, царящей в доме, ко всему домашнему укладу. Молитва лучше живёт в чистом доме.
  • Уже в детском возрасте проявляются черты характера и наклонности, которые нельзя объяснить никакими другими причинами, кроме прежних накоплений. Тем важнее вовремя разглядеть их, ибо они могут оказаться дарованиями, которые не смогут развиться позднее из-за ошибок в воспитании.
  • Можно видеть разногласия, происходящие между взрослыми и детьми. Обычно взрослые навязывают детям игры по своему разумению вместо того, чтобы наблюдать, куда устремляется внимание Ребёнка. Дети любят не самые игрушки, но зачатия мастерства, в них заключённые. Дети любят разбирать игрушки, чтобы применять их по-своему. Это своё не будет навеянным из окружающей жизни. Часто оно напоминает нечто, что Ребёнок не мог видеть вообще.

 

***

Родители и все члены семьи проявляют исключительное почтение в отношении к учителю Ребёнка. Об учителе в семье говорят с уважением, любовью, доверием. Долг семьи — возвысить в глазах Ребёнка облик и труд учителя, бороться за укрепление авторитета учителя в обществе. Родительская общественность, страна, государство, законодательные органы государства должны полностью осмыслить ту истину, что учитель есть творец будущего. Народ, забыв учителя, забывает своё будущее.

Позор стране, где учителя пребывают в бедности и унижении. Стыд тем, кто знает, что детей их учит бедствующий учитель. Можно ли поручить детей человеку удручённому, униженному и стеснённому? Родительская общественность, которая составляет подавляющее большинство во всех слоях населения и по сути своей имеет исключительное влияние на все сферы общественной и государственной жизни, обязана заботиться о том, чтобы труд учителя был вознаграждён не только материально, но и общим уважением, и чтобы учительство стояло на одной из высших ступеней государственности.

Родительская общественность Школы Жизни прилагает все организованные усилия, чтобы учителям их детей были созданы условия, способствующие их творческим устремлениям.

XVIII. О традиционном и классическом в педагогике. Об источниках основных идей Школы Жизни

Понятия «классическое» и «традиционное» порой осмысливаются как идентичные или близкородственные: традиционная педагогика якобы есть жизненное преломление классической педагогики и между ними не должно быть противоречия. Но это вовсе не так. Понятие традиционной педагогики (традиционная методика, традиционная практика) могло бы нести в себе достойное содержание, если бы она была прикладной частью классической педагогики и если бы олицетворяла уровень претворения классических идей в исторически сложившихся жизненных условиях. В действительности же мы имеем дело с двумя разными направлениями педагогического мышления и педагогической практики: для традиционной теории и практики определяющей чертой является авторитаризм, для классической же — гуманизм. Это есть диаметрально противоположные подходы к образовательной практике. Хотя следует отметить, что в разных вариациях традиционной педагогики содержится немало ценных обобщений, которые составляют достояние педагогической мысли. Однако различия так глубоки, что поиск золотой середины между традиционной и классической педагогикой не увенчается успехом; приходится только выбирать или одну, или другую форму мышления и образовательной практики. Самое главное качество классического педагогического мышления, в отличие от традиционного, состоит в том, что оно многомерно; его основу составляет синтетическое целое духовного и материального, иррационального и рационального, религиозного и научного, космического и земного. Оно принимает постулат о вечности духа и устремляет человека к такой земной жизни, которая есть путь развития и совершенствования духа. Классическая педагогика не объявляет себя наукой, а скорее считает себя мерой всех наук, мерой самой жизни. Назовём некоторые качественные различия между классическим и традиционным образами педагогического мышления:

  • традиционная (авторитарная) педагогика (методика) формирует и реализует систему принуждения;
  • классическая (гуманная) педагогика предлагает творческий поиск системы сотрудничества;
  • авторитарная педагогика ориентирована на формирование знаний, умений и навыков и потому рафинирует обучающий процесс;
  • гуманная педагогика обращена на облагораживание души и сердца Ребёнка, а знания мыслятся как необходимое условие творчества, созидания, творения блага;
  • авторитарная педагогика довольствуется учётом психологических особенностей детей;
  • гуманная педагогика вбирает Ребёнка полностью, таким, какой он есть;
  • авторитарная педагогика готовит детей к жизни;
  • гуманная педагогика воспитывает детей самой жизнью;
  • авторитарная педагогика монологична;
  • гуманная педагогика диалогична;
  • авторитарная педагогика не нуждается в принципах любви, созидательного терпения, доверия, свободного выбора, радости познания и общения, сотрудничества и т.д., как существенных компонентов педагогического процесса;
  • для гуманной педагогики эти принципы являются исходными;
  • авторитарная педагогика занята обобщением сложившейся «массовой» практики, результаты чего, как научные ценности, возвращаются обратно в практику для её дальнейшего продвижения;
  • гуманная педагогика идёт по пути творчества и инноваций и потому чужда консерватизму;
  • аксиоматической основой для традиционной педагогики является эмпирический материализм с понятиями «наследственность» и «среда»;
  • для классической педагогики основой является духовная субстанция. Эти качества, разумеется, не исчерпывают полноту расхождений между двумя формами педагогического мышления и образовательной практики. Можно услышать и прочитать, как иногда опровергается понятие гуманной педагогики по той наивной логике, что педагогика не может быть негуманной, ибо она обращена на будущие поколения. Действительно, цели авторитарной педагогики внешне гуманны: в них отражается забота общества и государства о детях. Однако суть гуманности педагогики определяется не только целями и задачами, которые должны быть достигнуты в результате длительного образовательного процесса, а средствами, которыми они должны быть достигнуты. Для авторитарной педагогики средства эти силовые, принудительные, построены по принципу «кнута и пряника»; для гуманной же педагогики суть средств достижения целей растворяется в общении, которое несёт детям каждодневную радость, утверждает в них личность, дарит им свободный выбор, зажигает для сотрудничества.

 

Педагогика, которая считает, что цель оправдывает средства, может нести детям большой вред. Ребёнок есть частица Природы, и в нём продолжает совершенствоваться сама Природа. А авторитарная педагогика, не считаясь с целостностью природы Ребёнка, творит вокруг него экологически нечистый, загрязнённый процесс, наполненный такими «отбросами», как раздражение, недовольство, грубость, стрессы, ущемление достоинства, крики, наказания и т.п. Классическая же педагогика провозглашает принцип природосообразности в педагогическом процессе, принцип радости и успеха; она профилактична в отношении здоровья Ребёнка, ибо опирается на истину: «Здоровый дух творит здоровое тело». Классическое (гуманное) педагогическое мышление, прикладным аспектом которого являются высшие педагогические учения и многообразие соответствующих образовательных систем, несёт в себе Чашу Педагогической Мудрости. Всё содержимое этой Чаши, которая в течение многих тысячелетий заполнялась по каплям, есть достояние не истории, а будущего. В нашей современной действительности Чаша Педагогической Мудрости досталась нам (нынешнему поколению учителей). Мы можем взять из неё столько мудрости, сколько мы в состоянии взять, и можем обогатить её настолько, насколько наше творчество в состоянии открывать новые врата. А поколение, воспитанное нами, возвысит общество на новую эволюционную ступень, обогатит его новыми духовно-нравственными, культурными и научными ценностями.

Творцом этого будущего является учитель. Гуманная педагогика есть достояние для устремлённого учителя, для учителя такого склада, который целенаправленно развивает в себе высшие человеческие качества, так необходимые для профессиональной жизни: любовь и доброту, творчество и новизну, интуицию и мудрость, оптимизм и терпение, мужество и преданность, понимание своего учительского величия и скромность. К ожесточённому сердцем человеку, к человеку озлобленному или равнодушному гуманная педагогика не придёт, для него постулаты Школы Жизни будут неприемлемы.

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети