Современный урок, какой он?

Понятие современный урок существует давно, но в определенные периоды времени оно наполняется различным содержанием. На сегодняшний момент эта тема не потеряла своей актуальности, и все большее количество ученых занимаются ее изучением. Из нашего обзора вы можете узнать о том, что представляет собой современный урок на данном этапе, познакомиться с концепциями современного урока, его анализом и критикой.

Ибрагимов, Г.И. Концепции современного урока [Текст] / Г.И. Ибрагимов // Школьные технологии. – 2008. – № 2. – С. 48-52.

Автор статьи, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, декан факультета психолого-педагогического образования Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, классифицирует концепции урока в зависимости от типа образовательных учреждений и разделяет их на три большие группы. К первой из них относятся концепции урока, разработанные для общеобразовательных школ, во вторую группу входят концепции урока для профессионально-технических училищ, в третью – для средних специальных учебных заведений. В каждой выделенной группе рассматриваются содержание и сущность урока, а так же подходы различных авторов.

Об особенностях современных требований к уроку вы узнаете из следующего пособия:

Булатова, О. С. Искусство современного урока [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Булатова. – М.: Издательский центр «Академия». – 2006. – 256 с.

По мнению автора, искусство современного урока – «нахождение педагогом совместно с учениками таких форм творческого взаимодействия, которые будут способствовать решению учебных задач и позволят не только устанавливать значения фрагментов содержания образования, но и извлекать и переживать личностные и жизненные смыслы». В книге объясняется механизм и приемы взаимопроникновения логико-гносеологических и ценностно-смысловых характеристик научного и практического знания, раскрывается методология и «технология» обучения педагогов такому подходу к учебному занятию, который бы позволял осуществлять интеграцию рациональных и эмоциональных элементов в его содержании и структуре. Учебное пособие состоит из трех основных глав: «Сущность процесса обучения с точки зрения взаимосвязи его рациональной и эмоциональной сторон», «Урок как культурологический и педагогический феномен» и «Изучение и диагностика целостного урока, качеств педагога и его деятельности».

Следующее издание содержит ответ на вопрос, как ввести в содержание образования ценности культурной жизни и показать их важность в жизни человека.

Кучеряева, Л.А. Проектирование и диагностика современного урока [Текст] / Л.А. Кучеряева. – М.: Сентябрь. – 2010. –224 с.

Автор убежден, что к уроку следует относиться не как к застывшей форме организации обучения, а как к источнику развития детей. В книге рассматриваются подходы к структурированию урока, аспектный анализ уроков различных типов. Данные методические рекомендации могут быть использованы при подготовке к уроку или экспертизе профессиональной компетенции во время аттестации педагогических кадров.

Проблеме педагогического новаторства на уроках посвящен один из материалов сборника научных и научно-методических статей члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, ректора Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования В. Я. Синенко.

Синенко, В. Я. Методология и практика школьного образования [Текст] / В. Я. Синенко. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО. – 2008.– 136 с.

На сегодняшний момент образование в нашей стране претерпевает серьезные изменения, но структурные и организационные позиции урока остались прежними. Одной из причин тому, по мнению автора, является злоупотребление учителями традиционной пятиэлементной структурой урока с преобладанием пассивных форм работы учащихся. Как будто следуя определенной традиции, элементы данной структуры «практически по всем предметам следуют в одной и той же последовательности из урока в урок». Из-за этого большинство учеников на уроке не работают, нарастает утомляемость учащихся. Автор предлагает организовывать на уроке исследовательскую, активную познавательную деятельность учащихся, которая позволяла бы им самостоятельно добывать и осваивать знания.

Ответу на вопрос, как сочетать мастерство учителя и требования времени, традиционное и новое, посвящены следующие издания.

Голубева, Л. Современный урок: анализ и самоанализ [Текст] / Л. Голубева., Т. Чегодаева // Сельская школа. – 2009. – № 14. – С. 7-16 .

Авторами данной публикации являются методист волгоградского издательства «Учитель» и заместитель директора средней школы № 7 г. Волгограда. В статье тезисно представлены характеристика современного урока, общие требования к подготовке урока, его анализу учителем и проверяющим, а также формы анализа и самоанализа урока.

Корнажевский, Ю.А. Анализ урока. Изд. 2 [Текст] / Ю.А. Корнажевский. – М.: НОУ Центр «Педагогический поиск». – 2009. – 240 с.

Автор убежден, что для того чтобы школа перешла в режим развития, необходимо научиться более рационально использовать имеющиеся ресурсы: «Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ». Книга состоит из двух частей. В первой части «Урок как система», рассматриваются вопросы, связанные с морфологией урока, его структурой и типологией, применением в обучении. Во второй части внимание уделяется теоретическим основам анализа урока и практике его осуществления в российской школе, технологии системного подхода к педагогическому анализу урока, управлению уроком. В приложении можно ознакомиться с вариантами проектирования педагогических систем.

На сегодняшний день актуальна тема инновационных форм обучения. Автор следующей статьи знакомит читателей с применением инноваций в процессе обучения.

Ильющиц, С.А. Адаптивная система обучения: в чем ее преимущество (на примере уроков химии) [Текст] // Открытая школа. – 2009. – № 5. – 42-45.

Данная работа написана заместителем директора по учебно-воспитательной работе, учителем химии средней школы № 3 г. Оленегорска Мурманской области. Автор предлагает применять на уроках адаптивную систему обучения. Эта система позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, так как она предполагает приспособление всех элементов педагогической системы. Центральное место занимает ученик, его деятельность и качества личности. Учащиеся могут работать в 3-х режимах: совместно с учителем; с учителем индивидуально; самостоятельно под руководством учителя. Важно, что в самой структуре технологии предусмотрена возможность ее поэтапного внедрения в учебный процесс.

В завершении нашего обзора мы предлагаем обратить внимание на журнал «Современный урок». В этом издании печатаются разработки уроков учителей-победителей конкурсов «Современный урок», «Учитель года». Журнал выпускается с 2007 года Центром «Педагогический поиск» (г. Москва) и предназначен для заместителей директора по учебно-воспитательной работе, школьных методистов и учителей.

Изучением современного урока занимаются специалисты разных областей образования: теоретики, практики, педагоги из учреждений повышения квалификации, управления образования, сотрудники информационно-издательских служб. На сегодняшний день современный урок остается актуальной темой для учителей, детей и их родителей.

Обзор подготовлен ведущим библиотекарем НИПКиПРО
Карамновой Е. С.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети