Федеральные государственные образовательные стандарты: подходы к разработке и реализации

На сегодняшний день данная тема является актуальной, потому что ФГОС представляют собой значимую часть преобразования, начавшегося в российском образовании в последние несколько лет. В его успешном и «безболезненном» внедрении в школьные будни заинтересованы не только учителя и администрация школ, но и сами ученики, и их родители.

Подготавливая библиографический обзор, мы остановили свое внимание на одном из номеров научно-теоретического журнала Российской Академии Образования «Педагогика», который полностью посвящен изучению ФГОС второго поколения.

Наш обзор открывают публикаций А. А. Кузнецова, академика-секретаря отделения общего среднего образования Российской академии образования.

Кузнецов, А.: «Главная задача стандарта – повысить качество образования и создать возможности для расширения его вариативности» [Текст] / А. Кузнецов // Вестник образования. – 2007. – № 7. – С. 6-16.

В статье представлена система требований к выпускникам, школе и государству, заложенных в проекте стандарта общего образования. Материал посвящен ответам на следующие вопросы: зачем стандарт нужен школе, к кому должны быть обращены минимальные требования к результатам образования и какие из требований важнее. Автор поможет читателям разобраться, в чем различие между минимумом содержания образования и примерными учебными программами, как связаны стандарты и контрольно-измерительные материалы для ЕГЭ. Прочитав следующую статью, вы сможете подчеркнуть для себя изменения, произошедшие в содержании ФГОС за два года.

Кузнецов, А.А. Разработка Федеральных государственных стандартов общего образования [Текст] / А.А. Кузнецов // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 3-10.

В данной статье представлены принципиальные отличия новых стандартов от предшествующих. Одно из таких отличий заключается в структуре, а именно: «все три версии стандартов первого поколения включали два компонента: минимум содержания и требования к уровню подготовки выпускников». Автор раскрывает концептуальные основы новых стандартов общего образования, затрагивает проблему повышения качества образования.

Следующий материал посвящен основам разработки современных стандартов.

Фирсов, В.В. Записки о стандартах [Текст] / В.В. Фирсов // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 11-14.

В данной публикации ключевое место занимает рассмотрение новых подходов к разработке стандарта общего образования: стандарт как система требований, реализация деятельностного подхода в образовании, направленность на освоение ключевых умений. Здесь же определена конструкция стандарта, степень его детализации. ФГОС, по мнению автора, является некой «культурной матрицей, по которой образуется молодое поколение страны». Автор раскрывает примерные временные сроки, необходимые для разработки и внедрения ФГОС и одновременно предупреждает читателей, что качественная разработка нового проекта стандартов займет от двух до четырех лет, разработка и внедрение УМК -- не менее девяти лет.

Системно-деятельностный подход глубоко проник в современную систему образования. Одной из его целей является содействие в отслеживании ценностных ориентиров, которые в свою очередь встраиваются в новое поколение стандартов.

Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст] / А.Г. Асмолов // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 18-22.

В статье выделены три подхода к разработке стандартов и методология каждого из подходов: «ЗУНовский», компетентностный и системно-деятельностный. Основное внимание уделяется разбору системно-деятельностного подхода: определяются такие составляющие, как деятельность, обратная связь, универсальные учебные действия и др. Автор поясняет, что ФГОС отмечает и фиксирует результаты образования и результаты деятельности, а не само содержание образования; т. е. стандарт II поколения направлен на то, чтобы помочь учителю научить детей учиться.

Основная общеобразовательная программа есть неотъемлемая часть системы образования, которая разрабатывалась как документ, обеспечивающий единство образовательного пространства на территории нашей страны. Но как сделать так, чтобы программа не превратилась в своеобразный ограничитель для творчески работающего учителя? Разобраться в этом поможет следующая статья.

Рыжаков, М.В. Структура основной общеобразовательной программы как модель школьного образовательного пространства [Текст] / М.В. Рыжаков // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 27-36.

По мнению автора, в основной общеобразовательной программе помимо достижения планируемых результатов общего образования должно быть заложено формирование общей культуры школьников, их саморазвитие и адаптация к жизни в обществе, а так же профессиональное самоопределение учеников.

Для проведения и реализации ФГОС необходимы информационно-методические ресурсы, привносящие что-то новое. С содержанием этих новых требований делится автор следующего источника.

Шайхелисламов, Р.Ф. Требования к условиям реализации основных образовательных программ: опыт реализации [Текст] / Р.Ф. Шайхелисламов // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 46-54.

За счет разработки новой нормативной базы и обновления уже существующей законодательно обеспечивается возможность создания и принятия нормативно-правового механизма ресурсного обеспечения образовательного процесса. На основе этого разрабатываются требования к условиям реализации основных образовательных программ. Сформулированные требования к регламентам классифицированы по видам ресурсов, а именно: информационно-методическим ресурсам, кадровым, учебно-материальным и финансово-экономическим.

Требования к информационно-методическому обеспечению, прежде всего, направлены на создание условий, необходимых для реализации целей ФГОС. Требования к кадровым ресурсам предполагают, что общеобразовательные учреждения располагают кадровым потенциалом, способным к инновационной профессиональной деятельности. Требования к учебно-материальным ресурсам заключаются в увеличении многообразия форм и видов организации учебной деятельности. Финансово-экономические требования – обеспечение выполнения выше перечисленных требований на каждом уровне управления образованием. В заключение нашего библиографического обзора мы предлагаем вам в качестве дополнения список статей о федеральном государственном образовательном стандарте:

  1. 1Виноградова, Н.Ф. Как в УМК «Начальная школа XXI» века реализуется стандарт второго поколения [Текст] / Н.Ф. Виноградова // Начальное образование. – 2009. – № 6. – С. 14-18.
  2. Вяземский Е.Е. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности [Текст] / Е.Е. Вяземский // Преподавание истории в школе. – 2009. – № 8. – С. 4-13.
  3. Долгих, И.Н. Образовательный стандарт как методическое условие обеспечения качества (стандарт в дополнительном образовании или качество результатов дополнительной образовательной программы) [Текст] / И.Н. Долгих // Дополнительное образование и воспитание. – 2009. – № 4. – С. 7-13.
  4. Кохичко, А.Н. О категории ценности и ее реализации в новом образовательном стандарте [Текст] / А.Н. Кохичко // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 10. – С. 80-83.
  5. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] // Начальная школа. – 2009. – № 9. – С. 3-25.
  6. Стандарты второго поколения Интервью вице-президента РАО Д.И. Фельдштейна [Текст] // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 10. – С. 3

Обзор подготовлен ведущим библиотекарем НИПКиПРО
Карамновой Еленой Сергеевной

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети