Традиционная педагогика и инновации

Нет ничего лучше, чем хорошо забытое старое. Но постоянно использовать в учебном процес-се то, что было вчера нельзя, т. к. это приведет к торможению и примитивизму образования. А опираться только лишь на инновации, игнорируя при этом опыт прошлого нецелесообразно. На наш взгляд, надо комбинировать знания: уметь работать со старыми и новыми материалами. Подбирая статьи к библиографическому обзору, мы хотели как можно точнее передать то, на что делался основной акцент в педагогике на разных временных отрезках.

Первая часть нашего библиографического обзора посвящена выдающимся педагогам, ученым с мировым именем. Мы предлагаем Вам вспомнить вклад в педагогику П. Ф. Каптерева, П. Л. Капицы и Косты Хетагурова.

Вторая часть, созданная на основе журнала «Инновации в образовании», говорит сама за себя. В ней речь пойдет об информационно-коммуникационных технологиях внедряемых в современный учебный процесс.

Начать библиографический обзор мы решили с педагога, ученого с мировым именем — П. Ф. Каптерева. Тем более, в последние годы получило развитие такое направление как каптереве-дение.

Заварзина, Л. Э. Классик Российской педагогики [Текст] / Л. Э. Заварзина // Педагогика. — 2009. — № 7. — С. 83—93.

Особое внимание уделим статьям П. Ф. Каптерева, рассматриваемым в данном номере: «Но-вая школа в новой России» и «О педагогическом образовании». В первой — речь идет о переустройстве школы. По мнению педагога в новой школе нужно развивать и укреплять «гражданское самосознание, чувство гражданского долга и ответственности каждого за народ и перед народом», уважительно относится к проявлению личной инициативы. Он подчеркивал, что меняться должен и сам учитель: постоянно развиваться и работать над собой, воспринимать каждого ученика в отдельности.

В статье «О педагогическом образовании» раскрыты содержание, сущность и задачи педаго-гического образования.

Следующим героем нашего экскурса в историю педагогики станет Коста Хетагуров. Белогуров, А. Ю. Коста Хетагуров — просветитель и гуманист [Текст] / А. Ю. Белогуров, С. Р. Чеджемов // Педагогика. — 2009. — № 10. — С. 81—85.

К. Хетагуров — поэт, драматург, художник, публицист, прозаик, основоположник осетинской литературы, просветитель и общественный деятель. В предложенном источнике большое внимание уделено теме развития народного образования в Северной Осетии. Автор статьи определяет актуальность педагогических взглядов К. Хетагурова «на духовно-нравственное воспитание детей, формирование культуры межнациональных отношений, организацию образовательного процесса с учетом общечеловеческих и национальных ценностей». Читателю интересно будет узнать, что в своих произведениях автор передавал существовавшее тогда положение дел в системе народного образования Северной Осетии.

Не менее увлекательно изложены исторические факты, например, как происходило культур-ное воздействие на горцев Кавказа.

Чтобы воспитать талантливую молодежь, надо заниматься ее формированием с детства. Щербаков, Р. Н. Педагогические компоненты творчества П. Л. Капицы [Текст] / Р. Н. Щер-баков // Педагогика. — 2009. — № 8. — С. 109—115.

Выдающийся воспитатель, просветитель, ученый полагал, что «наиболее подходящими обла-стями для воспитания у молодежи общего научного творческого мышления в естествознании являются математика и физика».

Ученый считал, что «воспитание творческих способностей… основывается на развитии само-стоятельного мышления».

При творческом воспитании, по мнению П. Л. Капицы следует выполнять следующее: «стре-миться показать физическое явление так, чтобы оно не было оторвано от жизни», особое вни-мание уделять проведению опытов на уроке и коллективному анализу возникающих проблем или вопросов, внимательно относиться к учащимся при оценивании их знаний, а также обязательными условиями является присутствие на уроке учителя-профессионала в наличие которого должен быть специальный журнал, такой например, как журнал «Квант»».

На современном этапе развития человек старается облегчить и привнести что-то новое в свою трудовую деятельность, разрабатывая новые механизмы и внедряя новейшие технологии. Не остался в стороне и учебно-образовательный процесс.

Стародубцев, В. А. Комбинированные формы учебные занятий: новые возможности [Текст] / В. А. Стародубцев // Инновации и образовании. — 2005. — № 4. — С. 136—139.

Автор на основе собственного опыта сделал вывод, что «существующие традиционные формы контактного и дистантного обучения могут быть расширены и обновлены, в первую очередь, за счет комбинированных программно-дидактических комплексов». В работе пошагово прописаны два варианта постановки компьютерной лабораторной работы. Первый вариант — создание электронной формы отчета с реализацией учебно-исследовательских действий, второй — отчет делается в редакторе презентаций Microsoft Power Point при использовании средств обработки изображений и формул.

Все описанное выше может послужить толчком к развитию навыков работы с компьютером.

Современные информационные технологии имеют, казалось бы, неоспоримые преимущества, но даже они имеют недостатки в использовании. С чем это связано и как такое может быть? Читаем.

Титарев, Л. Г. CD-ROM-учебники для сельской школы [Текст] / Л. Г. Титарев, В.В. Ярных // Инновации и образовании. — 2001. — № 6. — С. 88—91.

В статье раскрывается актуальность использования в удаленных регионах и сельских районах оптических компакт-дисков. Авторский тандем поднимает вопрос о «создании программно-технического комплекса подготовки учебных материалов для учебных заведений школьного тира в Российской Федерации».

Отмечается, что при выпуске образовательные мультимедийные CD-ROM должны быть носителями максимального объема информации, просты в использовании. В CD-ROM-учебниках зачастую содержится три основных блока: обучение, тесты и практические занятия. Усиленному их внедрению в образование служит «научно обоснованная структуризация и стандартизация представления информации школьных учебников».

Далее приводится еще один пример использования информационных технологий в учебном процессе.

Фролов, И. Н. Технология SKYPE и методика ее применения в обучении [Текст] / И. Н. Фролов // Инновации и образовании. — 2011. — № 1. — С. 64—70.

Skype — это «сервис, объединяющий в себе следующие возможности: простой чат, в котором могут переписываться несколько пользователей и поддерживается передача файлов; много-пользовательская голосовая связь; видеозвонок». По замыслу, спектр применения данных возможностей большой: начиная от общения и заканчивая проведением конференций. Как утверждает автор, применение технологии Skype на практике очень просто и имеет несколько неоспоримых плюсов. Каких именно, Вы узнаете, прочитав номер данного журнала.

Подробно дан алгоритм проведения урока с использованием Skype-технологии. Опишем его кратко:

1. Подготовительный этап.

2. Анализ.

3. Проектирование урока.

4. Оптимальное размещение учебных ресурсов на сервере.

5. Реализация проекта урока.

6. Мониторинг качества урока.

7. Оценка результатов.

Закончить библиографический обзор мы хотим словами Я. А. Коменского: «<…> Человек и дерево <…> сходны. Ведь плодоносное дерево <…> хотя и может произрастать, предостав-ленное самому себе, но как дикое растение принесет и дикий плод; для того же чтобы оно да-ло вкусные и сладкие плоды, необходимо, чтобы искусный садовник его посадил, поливал, подчищал. Хотя человек, как и всякое существо, сам приобретает свой образ, все же без пред-варительной прививки черенков мудрости, нравственности и благочестия, он не может стать существом разумным, мудрым, нравственным и благочестивым».

Обзор подготовлен ведущим библиотекарем НИПКиПРО
Е. С. Карамновой

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети