Опыт работы специализированных классов

Специалисты подчеркивают, что государство, которое стремится быть сильным, должно иметь прослойку научно-технической интеллигенции, и потому выпускники специализированных классов будут востребованы в развитом обществе. Мы имеем в виду специализированные классы для одаренных детей.

Программа «Одаренные дети» относится к приоритетным государственным программам, поскольку является стержневой в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

Открывает наш обзор статья А. И. Мурашева. Мурашов, А. А. Одаренные дети на фоне духовной нищеты [Текст] / А. А. Мурашов // Народное образование. — 2010. — № 6. — С. 254—261.

«В подмосковном городке открыли спорткомплекс. С бассейном, катком, кортами — ошеломляющей красоты здание, гордо возвышающееся над округой. А напротив – избушка допотопного вида с сиротливой надписью: “Детская художественная школа”».

Автор статьи говорит о противостоянии «силы и разума»: «сильный — сильный убийца, ловкий — ловкий шулер, смелый — смелый бандит», о том как не допустить перекоса в одну сторону, а он будет несомненно расти при продолжающейся рекламе пива и пропаганды потребительства. Автор обнажает воспитательную проблему, когда «художник равнозначен идиоту, не умеющему зарабатывать деньги». Очень трудно в такой среде одаренному ребенку расти «социально успешным». И во дворе, и в школе он «белая ворона». Государство должно заботиться, лелеять и взращивать таланты, помогая им развиваться именно в нашей стране, чтобы они не стремились уехать из России.

Одной и попыток «своими силами» развивать и воспитывать одаренных детей является создание для них специализированных классов. В 2010/2011 учебном году 23 специализированных класса открылись в 19 образовательных учреждениях Новосибирской области. Отличительной их особенностью является развитая материально-техническая база, позволяющая проводить исследовательскую работу, высокий уровень преподавательского состава. На сегодняшний день опыт работы спецклассов внимательно изучен и признан успешным.

«Эта форма работы может быть рассмотрена как пример перенесения опыта имеющейся системы обучения одаренных детей в специализированных учебно-научных центрах в систему общеобразовательных учреждений» констатируют авторы следующей статьи:

Беленок, И. Л. Опыт работы с одаренными детьми и создание сети специализированных классов математического и естественнонаучного профилей в школах Новосибирской области [Текст] / И. Л. Беленок, Г. Я. Куклина, А. А. Никитин // Сибирский учитель. — 2010. — № 3. — С. 20—25.

Отбор учащихся в специализированные классы осуществляется на конкурсной основе. В данной статье представлены этапы конкурса с комментариями. Также рассматривается опыт обучения одаренных детей в Новосибирской области, накопленный в СУНЦ НГУ — бывшей ФМШ имени академика М. А. Лаврентьева, НГУ, СО РАН, а также теоретические исследования и практические разработки, которые проводятся в Институте педагогических исследований одаренности детей Российской академии образования.

Осенью 2009 года в городе Новосибирске начал действовать Областной центр работы с одаренными детьми, под руководством Министерства образования, науки и инновационной политики. Информацию о центре можно получить на сайте: http://www.nrc-rodnik.ru. Обучение в специализированных классах комплексное, а не узконаправленное. Кроме того, обеспечена внеурочная деятельность, которая позволяет детям выбирать курсы по своему усмотрению. Отдельные образовательные учреждения даже могут позволить детям осваивать некоторые учебные курсы в режиме экстерната. Предполагаются также интегративные формы работы, когда дети из разных школ могут быть задействованы в одних интересных исследовательских проектах естественнонаучной или математической направленности и практико-ориентированного характера. Все это дает широкие возможности для развития у ребят тех компетенций, которые бы формировали успешность их дальнейшего обучения.

Почему возникла необходимость таких классов? А как же профильное обучение? Здесь хочется процитировать доктора химических наук С. С. Бердоносова: «Хотя некоторые авторы утверждают, что ответить на вопрос «Гожусь ли я в химики?» (и на аналогичные другие) можно на базе самоанализа и ответов на определенные тесты, мой жизненный опыт свидетельствует о том, что выбор между отдельными естественно-научными и техническими профессиями чаще всего довольно случаен и при этом вполне успешен, и границы профессиональной ориентации в случае радиоинженера, программиста, химика-экпериментатора, химика-инженера и инженера-строителя весьма условны. К тому же, как показывает опыт, кандидат химических наук может стать прекрасным банкиром и торговым работником, в зависимости от того, как закрутит его судьба». Для этого и нужно, чтобы базовая подготовка была универсальной и не ограничивала в дальнейшем развитие личности изучения в школе только одного профильного предмета.

Бердоносов, С. С. Профильные (в том числе и химические) классы: pro и contra [Текст] / С. С. Бердоносов // Первое сентября: химия. — 2007. — № 2. — С. 14—17.

Специализированные классы в общеобразовательных школах не единственная форма многогранного развития одаренных детей, там где нет таких классов используются другие формы развития. Например, сетевые проекты.

Суходимцева, А. П. Сетевая мастерская и педагогическое проектирование как условия развития одаренности школьников [Текст] / А. П. Суходимцева // Народное образование. – 2010. – № 6. – С. 177–181.

«Виртуальная мастерская» представляет собой сетевое саморазвивающееся сообщество педагогов, инновационную методическую сеть как место коммуникации, место быстрого получения нужной информации, адресной помощи и разработки совместных проектов.

В статье Е. В. Василевской также говорится о сетевом взаимодействии.

Василевская, Е. В. Сетевое взаимодействие как механизм методического сопровождения работы с одаренными детьми [Текст] / Е. В. Василевская // Методист. — 2010. — № 9. — С. 21—25.

Здесь идет речь о формах работы с одаренными детьми, анализе русскоязычных и англоязычных сайтов по запросу «одаренные дети», разработке единого сайта в сети «Методическое сопровождение работы с одаренными детьми», обозначен вектор деятельности муниципальных методических служб, направленный на сопровождение одаренных детей.

Авторы другой статьи ведут речь об особой педагогической системе, интегрирующей возможности школы, вуза и учреждения дополнительного образования интеллектуальной направленности.

Мишарева, Н. Ю. Как учить интеллектуально и педагогически одаренных старшеклассников [Текст] / Н. Ю. Мишарева, А. А. Остапенко, Н. Я. Паскевич, Т. А. Хагуров // Школьные технологии. — 2009. — № 4. — С. 108—116.

В статье обозначен ряд проблем, весьма актуальных для образовательной системы почти любого региона России, и пути их решения с помощью представленной модели межшкольного учебно-исследовательского центра (между школой и вузом), где учреждение дополнительного образования — связующее звено, обеспечивающее организационное и методическое сопровождение сетевого взаимодействия. Поэтапно рассмотрены все компоненты такой педагогической системы.

Завершает наш обзор статья о прототипе специализированных классов:

Бебчук, С. А. Образовательные принципы «Лиги школ» — средней общеобразовательной школы для одаренных людей [Текст] / С. А. Бебчук // Завуч. Управление современной школы. — 2009. — № 8. — С. 139—144.

Автор статьи — директор средней школы № 1199 «Лига школ» г. Москвы — рассказывает о принципах работы школы, преподавателях, приобретении учениками метаумений. Описаны воспитательная система, особенности приема в школу и взаимоотношения с родителями. В данной школе учатся дети, способные заниматься по большинству предметов по углубленной программе.

Остается только добавить, что в Новосибирской области одаренных детей пока отобрано около 6 %. Однако по данным, подтвержденным ЮНЕСКО, таких детей в Сибирском федеральном округе насчитывается до 10 %. Эта цифра составляет самый большой процент по планете. Исходя из результатов, полученных по итогам этого года, принято решение о расширении сети специализированных классов (http://www.edu.nsu.ru/new_detail.php?new_id=4825).

Обзор подготовлен ведущим библиотекарем НИПКиПРО
Т. Н. Литвиновой

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети