Изучение иностранных языков: востребованность и инертность

По решению редакционного совета ряд выпусков нашего журнала будет посвящен проблемам частной дидактики того или иного учебного предмета, той или иной образовательной области. Безусловно, частнодидактические вопросы будут тесно сопряжены с общепедагогическими проблемами, в том числе и с проблемами восприятия средствами учебных предметов. Следует отметить, что в статьях большое внимание будет уделено новым федеральным государственным образовательным стандартам.

В этом номере рассматриваются лингвистические и методические аспекты обучения детей иностранным языкам.

Сегодня, когда для многих граждан России иностранные языки становятся объективно необходимым средством международного общения (туризм или деловое общение), когда эффективная коммуникация в Интернете требует знания иностранных языков, высокий уровень мотивации к их овладению очевиден.

Однако в этом случае технологии обучения иностранным языкам, которыми пользовались еще 10-15 лет назад, не обеспечивают должного владения языками в современных условиях. Действительно, раньше иностранный язык в школе изучался в течение шести-семи лет, но даже выпускник высокого уровня с трудом читал, практически не умел общаться, а спустя два-три года вообще все забывал. Нынешняя востребованность иностранных языков диктует необходимость кардинальных изменений в обучении этому предмету.

Удивляет следующая ситуация. Когда мы появляемся даже в какой-нибудь далекой крошечной стране (к примеру, на Мальте), то коренные жители, зная, что мы из России, начинают с нами разговаривать по-русски. Они априори знают, что большинство россиян не владеет другими языками, кроме как собственным. Как же они выучили наш язык? Кто их научил и каковы были технологии?

Оказывается, желая продать свой товар (одежду, обувь, сувениры и т. д.), они постоянно погружаются в нашу разговорную среду (к примеру, с туристами). Не зная грамматики нашего языка и зачастую не владея нашей письменностью, они довольно сносно умеют говорить на русском языке. Может и нам необходимо решительнее начинать с говорения на иностранном языке? А уж потом овладевать грамматикой и т. д. Ведь наши дети, когда учились говорить, еще не владели грамматикой! Для того чтобы овладеть разговорным языком, нужна разговорная среда. И в современных условиях это можно обеспечить.

Наверняка, я высказал банальные вещи, известные специалистам, но, к сожалению, и сегодня, наблюдая за обучением иностранным языкам не в специализированных классах обычных школ, нередко можно увидеть картину «давно минувших дней». Видимо, это следствие инертности образования.

Справедливости ради следует сказать о высоком уровне подготовки школьников по иностранным языкам в ряде гимназий и лицеев. Но в основной массе уровень подготовки детей в данной области далек от необходимого.

И все-таки молодежь повсеместно тянется к изучению иностранных языков и овладевает ими, но зачастую вне стен школы и за немалые деньги. Как сделать так, чтобы наши школы заняли место этих курсов, студий и других коммерческих структур по изучению иностранных языков? Ведь времени и государственных средств на это тратится немало!

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети