Профессиональные знания в аспекте политехнического образования школьников как условие их социальной защищенности

Gorelova Т.
Professional knowledge in aspect of a polytechnic education of school students as a condition of their social security

В условиях перехода России к структурной перестройке экономики, преобразованию производственных отношений людей и их готовности к повышению квалификации, изменению содержания и форм труда все более востребованными становятся уровень общеобразовательной и особенно политехнической подготовки.

Под технологическим или политехническим обучением К. Маркс понимал получение молодежью знаний об общих научных основах крупной промышленности и приобретение практических умений и навыков в обращении с машинами. Заслуга К. Маркса и Ф. Энгельса состоит в том, что они выявили в современном им машинном производстве наличие общих научных основ и установили, что при всем многообразии машин и технологий, используемых в различных отраслях производства, все машины построены и функционируют на применении одних и тех же законов механики, физики, химии и т. д. Отсюда следует, что знания основ законов природы и техники необходимы для того, чтобы ориентироваться во всей системе производства и усвоить общие научные принципы, на которых оно базируется. К. Маркс и Ф. Энгельс полагали, что общеобразовательные знания и общетехническая культура помогут людям разобраться в конструкциях разнообразных машин, легко и быстро управлять ими. Политехническое образование, как его понимали К. Маркс и Ф. Энгельс, востребовано и в настоящее время.

Педагогическая наука непосредственно затрагивает интересы людей. Двадцатые годы ХХ века характеризуются созданием новой индустриальной педагогики, которая должна была способствовать воспитанию трудового опыта личности с развитой профессиональной культурой и психологией работающего. В советской педагогической теории трудовая школа рассматривалась как практическая реализация идеи К. Маркса о соединении обучения с производительным трудом в политехническом образовании, она понималась как знакомство в теории и на практике с основными элементами различных отраслей производства. Политехническому образованию придавалось большое значение в воспитании воли, наблюдательности, сообразительности, во владении режимом труда и времени, двигательной культурой во всех проявлениях, организаторской культурой, умением восстанавливать силы и отдыхать. В 1937 году происходит отмена трудового обучения в школах. Однако во второй половине 50-х годов вводятся новые предметы в школьный учебный план: 1--4-й классы -- труд; 5--7-й классы -- работа в производственных мастерских; 8--10-й классы -- практикум по машиноведению, сельскому хозяйству, электротехнике. Впервые в 1955 году в Ставропольском крае появляются ученические производственные бригады. Плавное и органичное вхождение учащихся во взрослую жизнь предполагает «Закон об укреплении связи школы с жизнью» (декабрь 1957 года), который соединяет в общем образовании обучение с производительным трудом и овладением профессией. Таким образом, в политехническом образовании, претерпевшем различные изменения, и на сегодняшний день остаётся ряд нерешенных вопросов.

 

Сущность политехнических знаний

Природа политехнических знаний, специфика научных основ техники и технологии не позволяют решать все задачи политехнической подготовки учащихся средствами одного учебного предмета. Поэтому политехнизм -- взаимная увязка всех школьных предметов, увязка с реалиями практической деятельности, с обучением труду. Политехнические знания имеют функциональную основу: они не отличаются от знаний основ наук, изучаемых в школе, физических, химических, биологических и т. д., но функция заключается в раскрытии общих закономерностей и функционирования типичных основ современного производства. В связи с этим политехнические знания позволяют раскрывать технологические процессы, формировать политехнические умения, опыт творческой деятельности учащихся, воспитывать эмоционально-ценностное отношение к труду.

В документах ЮНЕСКО кратко сформулированы задачи общего образования XXI века:

-- научить учиться (учиться познавать);

-- создавать (практическая направленность обучения);

-- жить (культура дома, технология ведения дома, здоровый образ жизни);

-- жить вместе (культура человеческих отношений, уважение к младшим, ровесникам, старшим, людям других национальностей и вероисповеданий).

Современное развитие науки и техники в той или иной мере требует от каждого человека необходимых знаний основ производства. Это огромный объем информации, поэтому возможно уяснить только наиболее общие черты, присущие современному состоянию техники и технологии. В связи с этим в современных образовательных условиях реализуется подход, ориентированный на то, чтобы человек чувствовал себя комфортно в условиях технически развитого общества. Неслучайно в общем образовании знакомят учащихся с основными принципами современного производства, формируют трудовые умения и навыки, которые могут стать фундаментом последующей профессиональной подготовки. И как результат, в общем образовании реализуется политехнический принцип подготовки учащихся, то есть политехнический подход к отбору и построению учебного материала, что обеспечивает усвоение системы обобщенных научных знаний о современном производстве, способах технологического освоения действительности и реализацию полученных знаний в учебно-трудовой и профессиональной деятельности.

Одна из функций политехнического знания -- социализация учащихся. В настоящее время социализация и профессиональное самоопределение школьников проходят в принципиально новых социально-экономических условиях, характеризующихся быстрым темпом развития технологий и их сменой и неопределенностью рынка труда. Социальная зрелость старшеклассников возникает в условиях сотрудничества со взрослыми в разных видах деятельности, и прежде всего -- в семье, где юноши и девушки занимают место помощника взрослых -- родителей и членов семьи. Для выпускников школ характерны повышенная сознательность и стремление к будущей профессии. Нужные деловые качества молодых людей развиваются в тех видах деятельности, в которые они включены. Наряду с программой обучения молодые люди в школе осваивают программу социализации, обусловленную межличностными взаимоотношениями в учебном и трудовом процессах. Большое значение в формировании готовности войти во взрослую жизнь, в том числе и профессиональную, имеют развитые интересы и потребности в определенных знаниях, видах деятельности, участие в общественной трудовой деятельности совместно со взрослыми, в ходе которой школьники изучают производственные отношения и знакомятся с обязанностями.

При рассмотрении данных о поступления выпускников основной школы Новосибирской области в 10-е классы можно отметить сокращение их числа в течение последних трех лет. Так, в 2006 году в 10-е классы поступило 68,6 % выпускников 9-х классов, в 2007 году -- 67,4 % и в 2008 году -- 64,9 %. Причинами этому могут быть боязнь единого государственного экзамена и отсутствие технологического профильного обучения в 10--11-х классах, которое могло бы готовить молодых людей к получению рабочих профессий.

Одним из возможных профилей технологического направления для учащихся сельских школ Новосибирской области может стать аграрно-технологический профиль (см. таблицу).

Обучение на аграрно-технологическом профиле основано на личностно-ориентированном подходе.

Содержательно-деятельностные особенности личностно-ориентированного подхода заключаются в следующем:

1. Приращение содержания направлено не только на дополнительные научные знания, но и на профессиональную ориентацию и на овладение способами познания области профиля, на формирование и развитие разнообразных способов деятельности, необходимых для самореализации в аграрном производстве.

2. При организации учебного процесса, основанного на личностно-ориентированной модели, реализуется:

-- диалогичность, предполагающая понимание и взаимопонимание;

-- содеятельность субъектов процесса обучения (условие для признания ценности совместного опыта, расширение не только учебно-познавательной деятельности, но и коммуникативной).

Эффективность обучения школьников на аграрно-технологическом профиле во многом определяется тем, что учащиеся имеют опыт проживания в сельских поселениях и бытовые знания практически по всем направлениям аграрного производства.

Таким образом, в условиях новой парадигмы образования, основанной на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, аграрно-технологический профиль позволяет каждому учащемуся оценить свои познавательные интересы, возможности реализации профессиональных намерений в области аграрных специальностей и определиться с выбором профессионального учебного учреждения.

 

Принципы аграрно-технологического профиля

Ведущий психолого-педагогический принцип, реализуемый на аграрно-технологическом профиле, -- деятельностно-личностный подход (способы усвоения знаний, способы мышления, деятельность и развитие творческих способностей личности). Педагогические условия реализации принципа: многообразие видов деятельности учащихся, возможность альтернативных решений аграрных проблем, широкие теоретические обобщения состояния и перспектив развития аграрных комплексов, общие способы преобразовательной деятельности рабочих и специалистов-аграриев, выделение в содержании разных направлений аграрного производства основных видов деятельности, решение типовых производственных задач с учетом возрастных особенностей учащихся 9--11-х классов, применение частных ситуаций в качестве средств их усвоения и решения.

Принцип интеграции научного знания -- усиление взаимосвязи естественных и технических наук, общественной практики, развитие современного политехнического образования, в котором интеграция общего и профессионального образования является важнейшим ресурсом повышения мотивации к выбору будущей профессии.

Принцип учета интереса, способности и возможности учащихся, позволяющие осуществлять дифференцированный подход к дальнейшему профессиональному обучению молодых людей с учетом материальных возможностей родителей.

Принцип опоры на личный опыт учащихся, проживающих в сельских поселениях.

Принципы личного восприятия, сопричастности, личной ответственности.

Принцип фундаментальности, индивидуализации с учетом принципа межпредметных связей при формировании обобщенных компонентов образования.

Принцип прогностичности -- предвосхищение ситуаций на рынке труда, в которых учащимся предстоит работать, учитывая место конкретного проживания.

Содержание аграрно-технологического профиля разрабатывается на основе анализа тенденций науки, техники, аграрной культуры, соотношений изучаемой науки и соответствующих учебных предметов. В содержании реализуется естественно-научный подход при изучении политехнических проблем в аграрно-технологическом профиле по различным направлениям (агрономия, зоотехния, сельскохозяйственная техника и т. д.), создаются условия для вхождения учащихся в мир отношений агарного производства, усвоения культуры, которая опосредует эти отношения. Особенностью аграрно-технологического профиля является изучение научных основ современного аграрного производства в соединении с содержанием предметов общего образования, при этом усиливается связь школьного образования с реальной жизнью, реальным производством через увеличение удельного веса прикладных знаний, личное участие школьников в использовании политехнических знаний, умений и навыков. Обучение происходит в естественных условиях аграрной среды.

Основными задачами аграрно-технологического профиля на современном этапе развития общеобразовательной сельской школы являются: показ технологического применения законов физики, химии, биологии и других наук в содержании профиля, сообщение знаний об основах современной техники, технологии, экономики и организации производства; вооружение знаниями и умениями по применению современных орудий сельскохозяйственного труда, средств механизации и автоматизации, методов управления технологическими процессами.

Аграрно-технологический профиль*

(как пример одного из возможных вариантов реализации технологического профиля)

 

Учебный предмет

Количество недельных учебных часов

за 2 года обучения

I.  БАЗОВЫЕ  УЧЕБНЫЕ  ПРЕДМЕТЫ

Русский язык

2

Литература

6

Иностранный язык

6

Математика

8

История

4

Обществознание (включая

экономику и право)

4

Физика

4

Химия

2

Физическая культура

4

II.  ПРОФИЛЬНЫЕ  УЧЕБНЫЕ  ПРЕДМЕТЫ

Биология

6

Основы агрономии

4

Основы животноводства

4

Сельскохозяйственная техника

4

III.  ЭЛЕКТИВНЫЕ  УЧЕБНЫЕ  ПРЕДМЕТЫ

Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

10

IV.  РЕГИОНАЛЬНЫЙ  КОМПОНЕНТ

По усмотрению региона

4

 

* Новые государственные стандарты школьного образования. М.: Астрель: АСТ, 2004. 446 с.

 

 

 

Особой ценностью аграрно-технологического профиля является то, что у учащихся формируются практические умения и навыки, необходимые для обращения с техникой, для выполнения наиболее распространенных действий по технологии выращивания растений и животных. Ценность заключается и в том, что профиль обладает высоким профориентационным потенциалом, который раскрывается при изучении сквозных линий в экономическом, экологическом, правовом, предпринимательском знаниях, способствует профессиональному самоопределению. В содержании раскрываются основы современного агарного производства, его виды, научное содержание типичных трудовых процессов, что является основой трудовой деятельности учащихся. Одновременно с этим аграрно-технологический профиль демонстрирует потребность региона в сельскохозяйственных рабочих и специалистах и дает систему знаний о профессиях и специальностях.

Аграрно-технологический профиль определяет соответствие программ учебных планов, содержания обучения местным социально-экономическим условиям, в которых находится школа. Все виды и формы труда учащихся также соотносятся с местными условиями. Поэтому совокупность знаний, практических умений и навыков дает учащимся возможность заниматься определенным видом деятельности в качестве квалифицированного рабочего с учетом местных условий (например, водитель транспортного средства, тракторист-машинист). В качестве обобщения вышеизложенного можно сказать, что обучение школьников на аграрно-технологическом профиле, учет всех особенностей аграрной сферы производства будет одним из условий накопления социально значимого личного опыта учащихся и форсированной подготовкой кадров к аграрному производству.

Принимая во внимание проблему получения профессионального образования молодыми людьми в районах, отдаленных от больших городов и районных центров, где кроме школы нет других образовательных учреждений, мы полагаем, что аграрно-технологический профиль не только решит проблему обучения в 10--11-м классах школ большинства молодых людей, но и станет для них фактором социальной защиты.

Под социальной защитой мы понимаем наличие у учащихся технологических знаний и умений, позволяющих им разбираться в рынке труда, иметь такую профессиональную ориентацию, которая соответствовала бы их интересам, потребностям и возможностям и обеспечила бы получение востребованной и конкурентоспособной профессии. Поэтому содержание технологической подготовки должно включать политехническое образование, то есть систему теоретических знаний по технике и технологии производства, обеспечивающую подготовку к общественно полезному труду. Это может быть реализовано, если в содержание политехнического образования входят профессиональные знания, умения, навыки, которыми учащиеся должны овладеть для того, чтобы выполнять определенные работы в различных областях деятельности человека. Объективные условия для разносторонней физической и умственной деятельности, для формирования готовности и способности к участию в производстве заложены в аграрно-технологическом профиле. Поэтому с полным основанием можно утверждать, что аграрно-технологический профиль выполняет функцию социальной защиты для выпускников, ориентированных на сферу аграрного труда, а не на получение среднего специального и высшего образования.

Горелова Т. И.

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

 

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети