Интеграционная стратегия инновационного развития образования на селе

Зайкин М.И.Zaykin M. Integration strategy of innovative development of education in the village
 

Инновационные изыскания современной сельской школы в принципе не могут рассматриваться иначе, чем через призму ее социальной роли, того общественного статуса, которым она наделена в данный исторический момент. Понятно, что и главное отличие сельской школы от городской отделяется специфичностью того социума, в котором она функционирует. Вне контекста социального анализа нет и не может быть никакого разговора об инновационном преобразовании школы. Сельская школа тысячами нитей связана, накрепко сплетена с социумом. Она обусловлена социальными преобразованиями и сама обусловливает их. Она, по сути, есть специфическое отражение этого социума, его своеобразный слепок.
Малейшие изменения сельского социума незамедлительно отражаются на ее статусе, жизнедеятельности, технологиях обучения и воспитания детей, способах организации и управления деятельностью обслуживающего персонала и педагогического коллектива.
Сеть образовательных учреждений на селе приобрела сколько-нибудь законченные очертания сравнительно недавно, точнее -- в 30-е годы прошлого столетия. Решая задачу ликвидации безграмотности, российское правительство того времени предпринимало все возможное и невозможное для того, чтобы открыть школы не только в крупных селах, но и деревнях, а также в поселочках (выселках) и хуторах. Понятно, какого уровня материально-технической обеспеченности они были.
В первые послевоенные десятилетия наполняемость классов сельских школ была достаточно высокой, а потому ставилась задача укрепления сложившейся образовательной сети, а также ее совершенствования: открывались новые школы, а семилетние школы преобразовывались в восьмилетние.
Село еще жило полноценной жизнью, но уже обозначилась тенденция к миграции сельского населения в крупные города, на ударные стройки, освоение целинных земель, в Сибирский и Дальневосточный регионы; одновременно с этим снизилась и рождаемость детей в семьях. Все это незамедлительно сказалось на наполняемости классов, и сельская школа начала становиться малокомплектной.
Созданием классов-комплектов в начальной школе (вертикальная интеграция классов) отреагировала сельская школа на эти социальные изменения.
Задача всеобщего среднего образования на селе решалась посредством увеличения числа средних сельских школ, а также открытия интернатов при функционирующих школах (горизонтальная интеграция классов). Это тоже ответ сельской образовательной сети на возникшие в социуме проблемы.
Укрупнение колхозов и совхозов, проводившееся с целью интенсификации сельскохозяйственного производства, потребовало структурирования сети образовательных учреждений на селе. В центральной усадьбе признавалась целесообразной средняя школа, в отделениях -- неполная средняя, на участках -- начальная. Это еще одна реакция сферы образования на социальные преобразования, происходящие в сельской местности.
Дальнейшее усиление миграционных процессов и уменьшение рождаемости детей в семьях привело к тому, что сельская школа стала почти повсеместно малочисленной, и начался процесс сокращения образовательной сети на селе, который, в конце концов, еще более усилил отток населения в города.
С крушением социалистического устройства российского государства в начале 90-х годов прошлого столетия рухнул и колхозно-совхозный строй на селе. Сельская школа потеряла испытанного временем партнера, а заодно и главные социальные ориентиры своей жизнедеятельности.
Образно говоря, отечественная сельская школа напоминает форпост, о который разбиваются волны, рожденные вихрем социальных катаклизмов. Она -- передовая борьбы за выживание села, сохранение его жизненного уклада, культурных традиций. Сейчас она есть своеобразная педагогическая мастерская, где творческий поиск учителей-практиков зачастую опережает эволюционное движение педагогической мысли и задает приоритетные направления инновационного развития.
Став малочисленной, сельская школа обрела многопредметность преподавания, педагогическое одиночество учителей-предметников, ограниченность общения детей, несформированность классных коллективов, совмещение должностных обязанностей и многие другие феномены, не свойственные городской школе.
Потеряв надежного социального партнера -- коллективного сельскохозяйственного производителя, сельская школа лишилась главного источника дополнительного финансирования на ремонт и обновление своей материально-технической базы, пополнение хозяйственного инвентаря, учебного оборудования, приобретение учебной и методической литературы.
Катастрофическое обеднение сельского социума, обнищание социальной инфраструктуры села потребовало расширения функциональной направленности деятельности школы на селе. Функции дошкольного образования детей, дополнительного образования школьников, культурной и просветительской работы с подрастающим поколением и взрослым населением становятся прерогативой школы.
Существующие различия качественных показателей образованности сельских и городских школьников, необходимость введения профильного и предпрофильного обучения, обеспечение доступа и подготовки школьников к сдаче единого государственного экзамена и другие, возникшие в последнее время образовательные задачи должны успешно решаться современной школой на селе. Необходимых для этого ресурсов одной сельской малочисленной школы явно недостаточно.
Борясь за выживание, сохранение и развитие, малочисленная сельская школа интуитивно верно определила главный вектор инновационной деятельности -- интегрирование своих образовательных ресурсов с образовательными ресурсами других объектов социума.
Стихийно происходящими процессами интеграции охвачены и учреждения основного образования, и учреждения культуры, и воспитательные заведения, и учреждения дополнительного образования. Набирающие силу интеграционные тенденции, объединяющие ресурсы или усилия соответствующих учреждений, ведут к постепенному превращению сельской школы в образовательно-культурный комплекс села.
Если это интегрирование касается лишь образовательных учреждений, то, очевидно, следует говорить о внутриинституциональной интеграции. Если же имеет место интегрирование ресурсов образовательных учреждений и иных учреждений социума, то речь идет о межинституциональной интеграции (схема 1).
 

ВИДЫ

ИНТЕГРАЦИИ
 
ВНУТРИИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ
ИНТЕГРАЦИЯ
МЕЖИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ
ИНТЕГРАЦИЯ


 

 
 
 
 
 
Схема 1
 
 
Говоря в общем, интеграционные процессы можно трактовать как процессы, характеризующиеся объединением ресурсов в образовательной сети, её отдельных структурных подразделениях для решения образовательных задач в новых социально-педагогических условиях.
В теоретическом плане можно рассматривать различные аспекты интеграции образовательных ресурсов в сельской местности.
Социально-педагогический аспект связан с привлечением в образовательную сферу ресурсов других объектов социума, с обогащением идеологической основы образовательной деятельности на селе.
Организационно-педагогическая интеграция свойственна тем процессам, которые расширяют, обогащают, увеличивают все то, что стало маленьким, ограниченным, бедным и т. п. вследствие произошедших в сельском социуме изменений (малочисленный класс, педагогическое одиночество учителей-предметников, ограниченность общения и т. п. ).
Материально-технический аспект интеграции связан с объединением усилий по совместному использованию имеющегося или нового оборудования в целях повышения качества образовательного процесса одной или нескольких школ, достижения более высоких результатов обучения и воспитания детей.
Содержательно-методическая интеграция ориентирует на использование интегрированных учебных курсов на разных ступенях общеобразовательной школы, прежде всего, в рамках факультативного обучения, дополнительного образования, предпрофильного и профильного обучения.
Технологический аспект интеграции образовательных ресурсов связан с расширением возможностей имеющихся и созданием новых технологий обучения, воспитания и развития школьников, применимых в изменившихся социально-педагогических условиях.
Объединение образовательных ресурсов уже сейчас происходит на различных уровнях. Условно можно выделить и проанализировать следующие основные уровни (схема 2).
 
 
 
 

УРОВНИ ИНТЕГРАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
 
ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ
ВНЕШКОЛЬНЫЙ
МЕЖШКОЛЬНЫЙ
(внутрисетевой)
НАДШКОЛЬНЫЙ
(внесетевой)


 

 
 
 
 
 
 
 
Схема 2
 
 
Охарактеризуем в общих чертах эти уровни.
1. Внутришкольный уровень интеграции образовательных ресурсов реализуется на практике посредством:
а) вертикальной интеграции классов в форме:
-- классов-комплектов в начальной школе,
-- разновозрастного обучения в среднем и старшем звене школы;
б) многопредметного преподавания;
в) совмещения должностных обязанностей и т. п.
2. Внешкольный уровень интеграции образовательных ресурсов в практике работы сельских школ проявляется в различных моделях образовательных учреждений:
а) школа -- детский сад;
б) школа-клуб;
в) православная школа;
г) школа социального партнерства;
е) школа -- социокультурный комплекс и др.
3. Межшкольный (внутрисетевой) уровень интеграции образовательных ресурсов реализуется посредством:
а) горизонтальной интеграции классов, которая может происходить:
-- на постоянной основе (старшие классы),
-- на временной основе (отдельные уроки),
-- на дистанционной основе (виртуальный класс);
б) образования межшкольных объединений типа школьных:
производственных бригад;
методических объединений учителей;
общественных объединений детей и т. п.;
в) создания образовательных ассоциаций и др.
4. Надшкольный (внесетевой) уровень интеграции образовательных ресурсов реализуется посредством функционирования:
а) образовательных ассоциаций с внешним ресурсным центром;
б) передвижных центров дополнительного образования;
в) передвижных учебных лабораторий;
г) центров дистанционного обучения;
д) центров дистанционного развития школьников и др.
Первый из названных уровней интеграции образовательных ресурсов к сегодняшнему моменту уже во многом исчерпал себя, второй и третий -- набирают силу, определяются их оптимальные формы реализации. Четвертый уровень нуждается в серьезной научной проработке и требует дополнительного материального обеспечения.
 

Зайкин М. И.

доктор педагогических наук, профессор, заведующий научной лабораторией дидактики сельской школы Арзамасского педагогического института им. А. П. Гайдара, заслуженный работник высшей школы

 
Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети