2016 № 5 (108) октябрь | Сибирский учитель


2016 № 5 (108) октябрь

Модернизация системы профессионального образования и развитие инновационной деятельности в Новосибирской области

В статье выявляются условия и возможности для развития научной, инновационной и предпринимательской деятельности в образовательных организациях высшего образования Новосибирской области, прослеживаются интеграционные межвузовские связи. Анализируются управленческие процессы при реализации государственных программ в части содействия развитию инновационной деятельности.

Ключевые слова: наука, инновации, высшее образование, интеграционные межвузовские связи, государственные программы.

Конструирование эффективного занятия по истории и обществознанию

Статья рассматривает подходы к эффективности современного занятия в рамках школьных курсов истории и обществознания. Обращается внимание на происходящие в последнее время изменения в преподавании общественных дисциплин в рамках государственных требований и общественных запросов. Показан подход к блочному конструированию занятия с учетом внутренних взаимосвязей и продуктивности педагогической деятельности.

Ключевые слова: эффективное занятие, блочный подход, мотивация, рефлексия, критерии оценивания, результативность.

Читать полностью

 

Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории: "трудные вопросы" истории или "трудные вопросы" историографии

В статье анализируется Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурный стандарт, как ее составляющая. На примере одного из «трудных вопросов» истории России, обозначенных в Концепции, – «образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе» – показана роль историографических знаний в формировании единого историко-национального пространства РФ.

Проект Концепции нового учебно-методического комплекса по всеобщей истории в научном и образовательном пространстве современной России

Статья посвящена анализу Проекта концепции нового учебно-методического комплекса по Всеобщей истории.

Ключевые слова: концепция, всеобщая история, европоцентризм, преподавание, дискуссия, история древнего мира, история средних веков.

Актуальные вопросы практико-ориентированной модели преподавания обществознания

В статье рассматриваются объективные и субъективные причины, осложняющие возможность практико-ориентированного преподавания и изучения обществознания, реализацию ФГОС. Представлена сущностно-содержательная характеристика партнерского взаимодействия ученика и учителя обществознания.

Ключевые слова: методика преподавания обществознания, субъект-субъектные отношения, индивидуально-личностное сопровождение и поддержка, партнерские отношения, педагогическая позиция.

Воспитание и обучение в вузе: философский аспект

В статье делается попытка рассмотреть существующую проблему воспитания в среде современного отечественного высшего образования.

Ключевые слова: вузовское образование, воспитание, обучение, проблема воспитания, противоречие, инфантильность, проблема обучения, кризис, абстрактное понимание, философская рефлексия.

Патриотическое воспитание в молодежной среде: метод памятных дат

В статье рассматривается понятие деятельностного подхода и затрагивается проблема его практической реализации в преподавании истории в школе.

Ключевые слова: образовательный стандарт, деятельностный подход, преподавание истории, проблемное обучение, учебная деятельность.

Констуктор современного учебного занятия

В статье представлен анализ структуры и содержания учебного занятия в аспекте современной дидактики. Обозначены основные принципы и систематизированы ключевые требования к проектированию образовательного процесса. Авторами предложен конструктор, который поможет оптимизировать время подготовки к учебному занятию практикующему педагогу.

Ключевые слова: учебное занятие, системно-деятельностный подход, планируемые результаты, целеполагание, педагогические технологии, рефлексия, типология занятий.

Тема "Внешняя политика России в начале 19 века": от историографии к школьному учебнику

В последнее десятилетие в российской исторической науке усилился интерес к событиям этого периода наполеоновских воин. В поле внимания историков оказались различные аспекты темы: характеристика отдельных этапов похода, степень участия в кампаниях разных родов войск, военная стратегия и внешняя политика России начала ХIХ в. На сегодняшний день, исследовательские результаты этих ученых практически не попадают на страницы школьных учебников. Однако, они продолжают формировать у школьников искаженные мифологизированные знания об эпохе 1812 года.

Индустриальное развитие Сибири в западногерманской историографии

В статье рассмотрены взгляды западногерманских авторов, работавших в научных учреждениях системы «Остфоршунг» («Изучение Востока»), на проблемы развития топливно-энергетического комплекса Сибири, изучены их оценки реализации крупных проектов – от создания Братской ГЭС до освоения Западносибирской нефтегазовой провинции.

Ключевые слова: энергетическая политика, форсированное развитие, топливно-энергетический комплекс, западногерманская историография, «Остфоршунг».

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети