Умбрашко К.Б.

Историк М. П. Погодин: забытый учитель царей и современников

2023 год в России объявлен годом педагога-наставника. Немало сделано для того, чтобы школа выполняла свою главную миссию — воспитание и развитие молодежи. Причем, как показывает реальность, современным педагогам очень много предстоит еще сделать в данном направлении. Цель этой статьи видится авторам в презентации результатов проведенного микроисследования в осмыслении основных этапов жизни и творческой деятельности Михаила Петровича Погодина, историка девятнадцатого столетия, публициста, коллекционера, писателя, а также педагога-наставника молодежи и современников.

Руководитель в поисках гуманитарного универсума: архитектоника стратегических и тактических инноваций

В статье предложен концепт, отражающий реалии относительно роли руководителя разного уровня в поисках гуманитарного континуума региональной информационно-образовательной среды. Проблематизируются вопросы лидерства, а также функционирования и культивирования лидерских качеств руководителя в условиях социальной нестабильности и неопределенности.

Народ во власти — власть в поисках народа: Эпоха Дворцовых переворотов в России X V III в.

Проблемное поле данного исследования посвящено анализу одному из «трудных» вопросов истории России в Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории: «Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток ». Показано, что вторая часть этого «трудного» вопроса - Дворцовые перевороты в России в XVIII в. — является актуальной с точки зрения современной историографии и источниковедения.

Региональные условия тьюторской поддержки функционирования гражданского и патриотического воспитания молодежи: история Новосибирской области — от губернии к столице Сибирского региона

Исследовательское поле актуальных аспектов духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания молодежи, как никогда ранее, представлено обширно в свете новых образовательных ценностей современного отечественного образования — человек как ценность, историческая миссия страны, Родина как ценность, национальные и культурные традиции, диалог и полилог в социуме и образовании.

История Новосибирского региона: от безуездного города к губернии

Целью данного исследования является актуализация значения региональной истории как значимой части исторической науки в целом в процессе становления и развития личности детей и подростков. Изучение истории страны, истории региона способствует формированию патриотизма, гражданской позиции юного поколения граждан России. На примере анализа основных вех первоначального периода истории Новосибирской области в данной статье показано, как события региональной истории могут помогать в воспитательном процессе.

Проблема развития гуманитарного знания в аспекте современных глобальных процессов в поликультурном мире

В данной статье представлены результаты критического анализа источниковедческих и историографических параметров гуманитарного знания с позиций компетентностного подхода к формированию социально значимой позиции личности современного педагога. Обосновывается необходимость культивирования в пространстве дополнительного профессионального образования системы гуманитарных практик, которые открывают современному учителю-гуманитарию горизонты культурного общения с участниками образовательного процесса.

От гражданской войны к гражданскому миру: уроки национального самосознания и патриотизма

Тема Гражданской войны в России является одной из наиболее значимых в процессе формирования национального самосознания и социальной идентичности подрастающего поколения, патриотизма и любви к Родине в пространстве современной школы, а также остается актуальной проблемой профессионального роста педагога.

Региональная история в становлении и развитии обучающихся

Авторы рассматривают роль региональной истории в становлении и развитии личности обучающихся, студентов, школьников и педагогов. На примере истории Новосибирской области показана роль гуманитарных наук в формировании патриотизма, гражданской позиции учащихся, а также обозначены основные вехи истории региона. Раскрывается роль значимых событий в истории региона для формирования патриотизма учащихся. Это присоединение Сибири к России. Развитие города Новониколаевска-Новосибирска в качестве стратегического пункта на Транссибирской магистрали.

Александр Невский в историко-культурном стандарте

В статье анализируется историко-культурный стандарт (составная часть «Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории»). На примере одного из «трудных вопросов» истории России, обозначенных в Концепции, — «Исторический выбор Александра Невского», — пока-зана роль источниковедения и историографии в формировании единого научного и образовательного пространства в РФ.

Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории: "трудные вопросы" истории или "трудные вопросы" историографии

В статье анализируется Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурный стандарт, как ее составляющая. На примере одного из «трудных вопросов» истории России, обозначенных в Концепции, – «образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе» – показана роль историографических знаний в формировании единого историко-национального пространства РФ.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети