2018 № 1 (116) февраль | Сибирский учитель


2018 № 1 (116) февраль

Мысли Василия Разумовского о научном методе познания в дидактике физики

В статье на документальном материале раскрываются современные проблемы дидактики физики и физического образования. На примере ярких социально центрированных мыслей академика РАО В. Г. Разумовского доказывается актуальность внимания к научному методу познания, экспериментированию и моделированию, научной грамотности в методике обучения физике.

Ключевые слова: научный метод познания, экспериментирование, моделирование, учебная деятельность, проблемы дидактики физики, творчество.

Рефлексивные практики в профессиональном образовании

Тема публикации актуализируется пониманием необходимости подготовки профессиональных кадров, способных обнаруживать и формулировать производственные задачи, отбирать эффективные способы их решения. Материалы статьи нацелены на осмысление педагогических условий становления профессионала и создание ситуаций рефлексивного взаимодействия в процессе обучения.

Методическое сопровождение профессиональной деятельности учителя в посткурсовой период

В сегодняшней действительности современный учитель учится вместе с детьми, и демонстрирует своим ученикам умение учиться. Практически каждому учителю хочется стать профессионалом. При этом понятие «профессионализм» включает не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки.

Развитие профессионального воспитательного мастерства педагога средствами методически адаптированного историко-педагогического знания

В статье предпринята попытка обоснования принципиальной возможности активизации процесса развития профессионального воспитательного мастерства у практических педагогических работников (классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования и др.) средствами методически адаптированного историко-педагогического знания. Профессиональное воспитательное мастерство рассматривается в качестве максимально высокой степени раскрытия личностного творческого потенциала педагога-практика.

Актуальные проблемы формирования гражданской идентичности личности

В статье раскрывается проблема гражданской идентичности как самый актуальный и значимый для поколения, только вступающего в жизнь, для которого процесс становления идентичности (как гражданской, социокультурной, так и личностной) совпадает с процессом социализации в целом. Этот процесс вхождения в социализацию предполагает понимание особенностей этой действительности, принятие её норм и ценностей в качестве собственных идеалов и установок. У каждого человека есть целый набор идентичностей.

Федеральные государственные образовательные стандарты и профессиональная культура преподавателей высшей школы

Рассматриваются проблемы обучения в высшей школе, связанные с переходом на двухуровневую систему высшего образования (бакалавриат, магистратура): организация самостоятельной работы студента, сокращение сроков практики и обучения в целом, отмена государственного итогового экзамена.

Развитие логического мышления у младших школьников в процессе обучения

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью развития на более высоком уровне мыслительной деятельности учащихся. Главной ее целью является определение основных путей эффективного развития логического мышления у младших школьников. В ней рассматриваются проблемы определения специфики развития данного феномена в русской и болгарской системах начального образования и выявления основных направлений развития мыслительной деятельности детей в процессе использования логических операций.

Конструирование методов обучения для «Современной глобально-информационной» образовательной парадигмы

Перестройка системы обучения, погружаемого в новую образовательную парадигму, требует обновления методов обучения. Это обновление определяет актуальность не только разработки новых методов, но и новых целевых классификаций для распределения описанных в классической дидактике методов. В контексте сформулированного направления решается задача разработки и описания новых методов обучения в конкретных классах при заданной (установленной с выделением основания) классификации.

Критика мыслительных приемов, методов аргументации и доказательства «критического рационализма» К. Р. Поппера

Обосновывается не философский и не научный характер концепции К.Р. Поппера, ее идеологичность и маргинализм, раскрывается система ненаучных мыслительных приемов и методов, используемых Поппером в своей концепции для формирования системы доказательств и аргументации, показывается, что эти приемы и методы стали основанием идеологии и практики англосаксонской культуры и маргинализма в современном мире с их оправданием любой собственной активности на планете и системы тотальной лжи

Региональная история в становлении и развитии обучающихся

Авторы рассматривают роль региональной истории в становлении и развитии личности обучающихся, студентов, школьников и педагогов. На примере истории Новосибирской области показана роль гуманитарных наук в формировании патриотизма, гражданской позиции учащихся, а также обозначены основные вехи истории региона. Раскрывается роль значимых событий в истории региона для формирования патриотизма учащихся. Это присоединение Сибири к России. Развитие города Новониколаевска-Новосибирска в качестве стратегического пункта на Транссибирской магистрали.

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети