2022 № 3 (142) июнь

Руководитель в поисках гуманитарного универсума: архитектоника стратегических и тактических инноваций

В статье предложен концепт, отражающий реалии относительно роли руководителя разного уровня в поисках гуманитарного континуума региональной информационно-образовательной среды. Проблематизируются вопросы лидерства, а также функционирования и культивирования лидерских качеств руководителя в условиях социальной нестабильности и неопределенности.

Актуальные аспекты обучения академическому письму на русском языке: методология и технология (из опыта работы вузов с иностранными аспирантами)

Актуальность данного исследования обусловлена важностью изучения отношения иностранных аспирантов к тому, как обучать выражению авторской позиции в научном тексте для разработки соответствующей методики обучения иностранных аспирантов. В статье изложены результаты проведённого в апреле 2022 года анонимного анкетирования 53 иностранных аспирантов, обучающихся в университетах Санкт-Петербурга. На его основе проанализированы трудности, выявленные у иностранных аспирантов во время написания и чтения научного текста с выражением авторской позиции.

Дополнительное иноязычное образование взрослых: дидактические аспекты

В статье рассматриваются вопросы повышения уровня иноязычной компетентности практических работников сферы туризма и гостеприимства. Рост числа туристов в регионе, в том числе и зарубежных, влечет за собой необходимость повышения уровня их иноязычной подготовки. Цель статьи: представить дидактическую основу для разработки контента дополнительного иноязычного образования работников региональной сферы туризма и гостеприимства. Методологической базой исследования явились компетентностный, региональный и андрагогический подходы.

Тьюторское сопровождение младших школьников с расстройствами аутистического спектра

Данная статья продолжает серию публикаций, посвященных одной из актуальных проблем современного образования — организации и реализации тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Ее цель заключается в описании специфики тьюторского сопровождения младших школьников с расстройствами аутистического спектра как наиболее специфичной группы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с точки зрения разнородности проявлений нарушений в развитии и арсенала используемых тьюторских практик.

Совершенствование коммуникативных навыков учащихся в дополнительном иноязычном образовании

Данная статья посвящена совершенствованию коммуникативно-творческих навыков и умений школьников в процессе обучения иностранному языку (ИЯ) в системе дополнительного иноязычного образования. Важным направлением кружковой работы является целенаправленное и осознанное совершенствование учащимися речевых навыков и умений в процессе выполнения специальных заданий по аудированию, говорению и чтению. По своему характеру они могут отличаться от тех, которые традиционно используются на уроках ИЯ, или дополнять и расширять их.

Организация занятий по физическому воспитанию в вузе в условиях дистанционного обучения в связи с коронавирусной инфекцией

В статье представлена сравнительная характеристика физической подготовленности студенток, относящихся к специальной медицинской группе (СМГ), поступивших в НГПУ в 2018 г. (очная форма обучения) и 2020 г. (дистанционная форма обучения). Показана организация самостоятельных занятий с использованием новой формы дневника для студенток в условиях дистанционного обучения в связи с коронавирусной инфекцией. Ключевые слова: физическое воспитание студентов; специальная медицинская группа; коронавирусная инфекция; северная ходьба; дневник самостоятельных занятий.

Оптимизация обучения игре на аккордеоне в младших классах ДШИ

Статья посвящена одной из важных проблем — повышению мотивации к обучению у детей. Автор, обобщая собственный опыт, предлагает педагогические методы и приемы, способствующие повышению мотивации у обучающихся младших классов детской школы искусств (ДШИ).

Формально-логический метод при изложении некоторых вопросов высшей алгебры

Курс высшей математики в технических университетах ежегодно сокращается за счёт уменьшения времени, отводимого на освоение его программы. Применение более эффективных методик преподавания лишь отчасти может компенсировать эти потери. Особенно удручает потеря возможности приводить в курсе математики доказательства даже самых простых утверждений и теорем. Если, как говорил Л. Кронекер, определения есть душа математики, то красота её в безупречном приложении логики, а движущие силы и сама её жизнь в идеях доказательств.

Применение когнитивного подхода при обучении английскому словообразованию студентов-лингвистов в условиях цифровой образовательной среды

В статье обосновывается приемлемость когнитивного подхода с использованием цифровых ресурсов при профессиональном обучении английскому словообразованию посредством такой организации учебной деятельности, которая включает задания и упражнения, ориентированные на развитие словообразовательной компетенции, а также креативной и творческой способности студентов-лингвистов.

Адаптация материала и стратегия «скаффолдинг» в предметно-языковом интегрированном обучении

Методика предметно-языкового интегрированного обучения, суть которой заключается в преподавании неязыковой дисциплины на иностранном языке, может стать одним из вариантов решения проблемы сокращения часов, выделяемых на курс иностранного языка в вузах. Однако анализ психолого-педагогических особенностей предметно-языкового интегрированного обучения свидетельствует об увеличении когнитивной нагрузки как на студента, так и на преподавателя.
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети