2011 № 2 (75) апрель | Сибирский учитель


2011 № 2 (75) апрель

Традиционная педагогика и инновации

Нет ничего лучше, чем хорошо забытое старое. Но постоянно использовать в учебном процес-се то, что было вчера нельзя, т. к. это приведет к торможению и примитивизму образования. А опираться только лишь на инновации, игнорируя при этом опыт прошлого нецелесообразно. На наш взгляд, надо комбинировать знания: уметь работать со старыми и новыми материалами. Подбирая статьи к библиографическому обзору, мы хотели как можно точнее передать то, на что делался основной акцент в педагогике на разных временных отрезках.

Сибирский учитель № 2 апрель 2011

Основная идея этого номера:
Индивидуальные образовательные траектории: ученик – учитель.  
 
В журнале рассматриваются такие аспекты, как профессионализм и профессиональная компетентность, инновации и традиции, проектирование в деятельности учителя. 
Приятного прочтения!

Об основах сотворчества учителя и учащихся

О том, что процесс обучения — воспитания должен быть индивидуализированным по отношению к ребенку, о том, что дуэт «ученик — учитель» должен выступить как сотворчество (еще актуальна «педагогика сотрудничества»), говорят давно и много и в разных вариантах. Здесь и теория дифференцированного обучения, и теория самостоятельной работы учащихся, и теория развивающего образования, и концептуальные положения учебного познания, и коллективная мыследеятельность. Можно этот ряд теорий и подходов индивидуализации обучения — воспитания продолжать еще долго.

Мыслительные действия как интегральный показатель компетентностного обучения учащихся

В статье описываются интегративный характер компетентностного обучения, которое базируется на личностно-ориентированном подходе. Автор предлагает рассмотреть во взаимосвязи модели развития мыследеятельности и виды учебных задач, репродуктивные и проблемные методы.
 
Ключевые слова: компетентность, компетентностное обучение, развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение, интегративность, мыслительные операции.
 
T. I. Gorelova

Открытая модель обучения как индивидуальная образовательная траектория

Автор рассматривает открытую модель обучения в качестве индивидуальной образовательной траектории. Средством реализации такого подхода является интерактивный учебный комплекс, в рамках которого ученики непосредственно  могут  взаимодействовать с одержанием обучения.
 
Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, интерактивный учебный комплек,  система оценки, мониторинг учащихся.
 
A. N. Dakhin

Инновации в педагогических системах: теоретические аспекты

В совеменных педагогических системах существуют инновации теоретического и практического уровней. Автор расматривает некоторые теоретические аспекты педагогических инноваций. В заключение описано место рефлексии в инновационной деятельности.
 
Ключевые слова: инновация, педагогические системы, инновационное мышление, инновационная деятельность, рефлексия.
 
L. N. Omelchenko
Innovations in Educational Systems: Theoretical Aspects
 

Методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий средствами различных учебных предметов

В статье приведены методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий в рамках предметов "Русский язык",  "Математика", "Окружающий мир" и "Литературное чтение". В качестве интрументария УУД авторы рассматривают применение на уроках в начальной школе информационно-коммуникационных технологий.
 
Ключевые слова: универсальные учебные действия, информационно-коммуникационные технологии, деятельностный подход, тематическое планирование, ФГОС НОО.
 

Применение современных образовательных технологий в обучении младших школьников окружающему миру

 В статье предложенотеоретическое и практическое обоснование применение ИКТ на уроках в начальной школе. Авторы предлагают ознакомиться с конспектом урока окружающего мира  по теме "Грозные ветры".
 Ключевые слова: Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), ФГОС НОО, деятельностный подход, универсальные учебные действия, окружающий мир.
 
A. V. Molokova, O. A. Shmakova

Организация предпрофильной и профильной подготовки на основе индивидуальных учебных планов

В статье представлено моделирование процеса организации предпрофильного обучения на основе индивдуальных образовательных траекторий учащихся в условиях образовательной школы. 
 
Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, ФГОС. предпрофильная подготовка, индивидуальные учебные планы, личностно-ориентированный подход. 
 
N. N. Shigaikina
Arrangement of Pre-Profile and Profile Training on the Base of Individual Curricula

Компьютерная программа скрининг-контроля состояния здоровья участников образовательного процесса

 Авторы статьи предлагают для внедрения компьютерные программы - электронный инструментарий для скрининг-контроля состояния здоровья. В статье преведены теоретические и практические обоснования использования компьютерных программ скрининг-контроля остояния здоровья.
 
Ключевые слова: здоровьесбережение, здоровый образ жизни, электронный инструментарий, методика оценки здоровья, диагностика.
 
R. I. Aizman, N. I. Aizman, A. V. Lebedev, V. B. Rubanovich
Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети