2011 № 3 (76) июнь | Сибирский учитель


2011 № 3 (76) июнь

Дидактические основы интеграции

Процесс интеграции представляет собой объединение ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Проблемами интеграции в педагогике занимались многие исследователи: В. В. Краевский, А. В. Петровский, Н. Ф. Талызина, Г. Д. Глейзер и В. С. Леднев, Л. И. Новикова, В. А. Караковский и другие. Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так и в новой.

Дидактические принципы как фактор интеграции деятельности педагогов образовательных учреждений

 В статье рассматриваются теоретические исследования реализации дидактических принципов в современных моделях обучения, отмечены особенности работы педагога при дифференцировании обучающихся по психофизиологическому различию. Автор описывает роль дидактических принципов в сопряжении предметно- и личностно-ориентированного содержания обучения. 
 

Интеграция в преподавании естественных и общественных наук. Поучительные примеры из истории науки

 В статье изложен нетрадиционный взгляд на процессы, происходящие во Вселенной. Используя многочисленные примеры из химии, физики и литературных произведений авторы статьи приглашают к размышлению о судьбе Вселенной в контексте оригинальных научных гипотез.

Ключевые слова: «анизотропный мир», дискретность пространства-времени, идея кварков, флуктуации природных явлений, теория хаоса, физическое мышление, гравитационное поле, компьютерная модель Вселенной. 

V. Ya. Sinenko, A. P. Kondratenko

Компетентностный подход в образовании: истоки, промежуточные итоги и перспективы

 Статья посвящена анализу комплекса условий, задающих существующие интерпретации компетентностного подхода, а так же проблемы и перспективы его реализации в российском образовании. Рассматриваются два периода становления компетентностного подхода: становление и обретение нормавтивного статуса в сфере стандартизации образования и управления качеством. Кратко обозначены перспективные линии и направления научно-педагогических исследований и разработки инновационных образовательных практик в контексте компетентностного подхода.
 

Интегральная основа образовательного пространства

 Рассматриваются концептуальные вопросы построения образовательного пространства в контексте перехода на стандарты второго поколения с учетом интеграции.
  
Ключевые слова: интеграция, федеральный государственный образовательный стандарт, образовательное пространство. 
 
I. Yu. Melnikova
Integral Basis of Educational Field
 

Поиск путей возрождения российской духовности и нравственности в контексте интеграционного подхода

 В статье представлен анализ причин неудовлетворительного состояния педагогической теории и воспитательной практики, которые требуют поиска новых, отвечающих вызовам современной жизни методологических подходов и средств воспитания, усиливающих, в первую очередь, воспитательный потенциал системы образования в направлении его влияния на духовно-нравственное развитие детей и молодежи.

Интегративное освоение общечеловеческих ценностей

В современной школе формирование этической культуры учащихся наиболее эффективно осуществлять в процессе интегративного освоения общечеловеческих ценностей, привлекая все уроки и внеурочные мероприятия, весь педагогический коллектив, весь образовательный потенциал школы.
 
 
Ключевые слова: гуманистическая парадигма образования, формирование этической культуры школьников, технология и этапы интегративного освоения общечеловеческих ценностей, механизмы, формы, методы, приёмы, уровни сформированности этической культуры.

Интеграция усилий институтов воспитания как средство улучшения детско-родительских отношений

 Авторы проводят анализ современного состояния детско-родительских отношений и возможные направления улучшения их на основе интеграции усилий институтов воспитания.
 
Ключевые слова: детско-родительские отношения, воспитательный потенциал, основное и дополнительное образование, многофункциональное воспитательное пространство.
 
E. N. Vorotnikova, A. S. Vorotnikov

«Тьюторизация» школы как кадровая проблема в свете культурного самоопределения личности

 На основании исследования сущности культурного самоопределения личности в образовательном процессе актуализируется проблема развития тьюторского движения в контексте интеграционного подхода к организации культурно-ориентированных гуманитарных практик в современной школе. Предлагаются способы повышения профессиональной компетентности тьютора на разных уровнях профессионального развития педагога.
Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети