Клепиков В. Н.

Валерий Николаевич Клепиков, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории «Духовно-нравственные основы воспитания» Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания Российской академии образования, почетный работник общего образования Российской Федерации, победитель конкурса «Лучшие учителя России», заместитель директора по инновационной работе, учитель математики и этики средней общеобразовательной школы № 6, г. Обнинск, Калужская область Valery N. Klepikov, candidate of pedagogical sciences, senior researcher, Laboratory of the Moral Foundations of Education, State Research Institute for Family and Education, Russian Academy of Education, honorary worker of the general education of the Russian Federation, winner of the contest “Best teachers of Russia”, vice-principal for innovation, teacher of mathematics and ethics, secondary school № 6, Obninsk, Kaluga region

Роль креативно-опорных сигналов на современных уроках математики в школе

Опорные сигналы, которые мы давно использовали в своей педагогической практике, постепенно обогащались информационно-коммуникационными технологиями, обретали эстетическую выразительность, насыщались эвристическими возможностями. В какой-то момент мы почувствовали, что уже имеем дело не просто с опорными сигналами, но креативно-опорными сигналами, в лоне которых высока вероятность рождения новых смыслов, идей, гипотез. Так возникла мысль о том, чтобы поделиться своим опытом с другими учителями.

Функционирование социокультурного образовательного комплекса на основе объединения общего, дополнительного и семейного образования

Суть функционирования социокультурного образовательного комплекса состоит в осуществлении эффективной социализации и инкультурации учащихся на базе единого образовательного пространства, включающего общее, дополнительное и семейное образование, а также урочную, внеурочную и внешкольную деятельность всех субъектов образовательного процесса.

Интеграция образования в контексте духовно-нравственного воспитания школьников

Автор статьи показывает, что становление и бытие духовно-нравственных явлений в школе актуализируют и поддерживают интеграционные процессы, сближающие и взаимообогащающие ценностные миры участников образовательного процесса.

Ключевые слова: интеграция образования, дифференциация, интеграционные процессы, духовно-нравственное воспитание, ценности, псевдоценности, смыслы, смысловая копилка.

Читать полностью

Духовно-нравственное воспитание в урочной и внеурочной деятельности

Автор рассуждает, нужно ли в ходе духовно-нравственного воспитания ограничиваться только уроками по основам религиозных культур и светской этики. В соответствии с ФГОС и концепцией духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе должно осуществляться в ходе привлечения всех уроков и внеурочных занятий. Каждый предмет обладает уникальным, незаменимым ценностно-смысловым потенциалом, который может быть актуализирован и плодотворно задействован.

Современное воспитание в европейской школе

Передовой опыт европейского образования говорит: человечеству, чтобы жить достойно, необходим постоянно развивающийся и обновляющийся мир, соответствующий информационному, открытому и гуманному обществу. Тем самым проблемы образования и воспитания приобретают глобальный характер: они должны решаться во всем мире с позиций человечности, толерантности и взаимопомощи.

Ключевые слова: образование, воспитание, интеграция, интернационализация, инновация, гуманизация, индивидуализация, демократизация, «человек культуры».

Создание развивающей среды для формирования математической культуры школьников

Развивающая среда в современной школе формируется в органичном единстве урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования, с учетом максимально вариативной по своему содержанию и способам человеческой деятельности. Универсальный характер математического знания позволяет интегрировать его с любым другим знанием. Благодаря этому открываются метапредметные обобщения, значимые как для формирования целостной математической культуры школьника, так и его общей культуры.

«Три кита» современного воспитания

Почему для современного образования так важны понятия культура, наука и религия? Потому что именно они являются катализаторами поля напряжения и неразрешимых противоречий, даже противостояния в современном образовательном пространстве России. Именно через эти фундаментальные понятия происходит научная идентификация исследователей и педагогов, занимающихся воспитанием.

Формирование этической культуры младших школьников

Формирование этической культуры младших школьников эффективнее всего осуществлять на основе культурологического, интегративного и аксиологического подходов, с использованием всего образовательного пространства школы и соответствующих интерактивных механизмов.
Ключевые слова: общая культура, этическая культура, культурологический подход, интегративный подход, аксиологический подход, ценностно-смысловая сфера, общечеловеческие ценности, аксиологический резонанс, интерактивные механизмы.
 

Ценностные приоритеты развития социального института воспитания

В статье поднимается вопрос развития социального института воспитания. Автором рассматриваются ведущие социокультурные тенденции, а также синтез выявленных тенденций.
Ключевые слова: воспитание, социальный институт воспитания, ценностные приоритеты, гуманистическая направленность, интегрирующие и дифференцирующие тенденции, субъектность, общечеловеческие, общенациональные и общегражданские ценности
 
The Social Institution of Education and Its Value Priorities
 

О культуре мышления современного школьника

Формирование культуры мышления современного школьника связано с междисциплинарными философскими понятиями, которые создают возможность для полного и интегрированного понимания мира. Культура мышления подразумевает органичное сочетание самобытного взгляда на мир и высших достижений цивилизации, которые актуализируются современными средствами на всех общеобразовательных предметах. Культурное мышление -- это гибкое мышление, позволяющее учащемуся с помощью личностных конфигураций мысли выработать индивидуальный стиль приобщения к знаниям, собственное мировоззрение, общую культуру.
Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети