2013 № 4 (89) август | Сибирский учитель


2013 № 4 (89) август

Новые государственные образовательные стандарты как фактор присвоения

Последние годы общее образование в России подвергается массированной атаке различных реформаторско-модернизационных процессов. Однако практически все эти изменения в жизнь общего образования входят с большим трудом. При этом многие из них «растворяются» во времени, бесследно исчезают. О них забывают, выдвигая новые реформаторские направления. Сказать, что это в какой-то мере содействует положительному развитию образования, было бы лукавством. А ведь подавляющее число «забытых» идей при их полной реализации было бы полезным.

Проблемы повышения квалификации работников образования в аспекте введения ФГОС НОО в Новосибирской области

Внедрение федерального образовательного стандарта начального общего образования осуществляется в региональной образовательной системе Новосибирской области уже три года. Этому предшествовала федеральная апробация нормативного документа, в которой приняла участие кафедра начального образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. За истекший период профессорско-преподавательским составом кафедры накоплен ценный опыт.

Система оценки: проблемы и перспективы реализации ФГОС НОО

В статье описаны основные проблемы и перспективы первого этапа реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, связанные с системой оценки. Рассмотрена готовность учителя, программ и условий к реализации требований стандарта к оцениванию достижений планируемых результатов. Представлены основные способы преодоления проблем реализации стандарта.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, планируемые результаты, критерии оценки, инструментарий контроля, инструментарий оценки.

Духовно-нравственное воспитание в урочной и внеурочной деятельности

Автор рассуждает, нужно ли в ходе духовно-нравственного воспитания ограничиваться только уроками по основам религиозных культур и светской этики. В соответствии с ФГОС и концепцией духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе должно осуществляться в ходе привлечения всех уроков и внеурочных занятий. Каждый предмет обладает уникальным, незаменимым ценностно-смысловым потенциалом, который может быть актуализирован и плодотворно задействован.

Редуцирование проблемы преемственности между школой и вузом за счет создания частных предметных практик

Преподаватели вуза хорошо знают, какие трудности испытывают абитуриенты, оказавшиеся на студенческой скамье. Это является следствием несогласованности и в содержании, и в методах, и в средствах обучения в школе и в вузе. Частичное решение изложенных проблемных позиций возможно за счет создания частных предметных практик, что, по сути, соответствует профильному обучению на старших ступенях обучения средней школы.

Стратегии научного консультирования в школе: между требованиями администрации и задачами исследовательской работы со старшеклассниками

В статье представлено авторское описание четырех стратегий работы научного консультанта в общеобразовательной школе: примитивной, манипулятивной, мотивирующей и интегрирующей. Перечислены факторы, влияющие на формирование стратегий. Проанализированы возможности усиления конструктивного компонента во взаимодействии сторон.

Ключевые слова: учебно-исследовательская работа, метапредметная компетенция, научное консультирование, примитивная стратегия, манипулятивная стратегия, мотивирующая стратегия, интегрирующая стратегия.

Комплексная диагностика деятельности муниципального образовательного учреждения

Диагностика деятельности образовательных учреждений — это сочетание различных специализированных информационно-аналитических методов и технологий, которые в конечном итоге помогут выявить, исследовать и оценить причины проблем и их решить. В статье приводятся принципы работы и методы, ориентируясь на которые сотрудники управления образования и образовательного учреждения могут составить систему диагностической работы.

Ключевые слова: диагностика деятельности, методы организационной диагностики, образовательное учреждение, организационная патология.

Управление взаимоотношениями: анализ понятий

В статье рассмотрены основные законодательные акты, нормативные документы и основополагающие понятия, касающиеся системы образования.

Ключевые слова: система образования, эффективность, качество образования.

Relationships management: an analysis of concepts

The basic laws, regulations and basic concepts related to the education system are presented in the article.

Keywords: the system of education, efficiency, quality of education.

Педагогический проект введения ФГОС на основе методики «Зеркало инновационных преобразований в практике»

Автор статьи знакомит читателей с применением методики «Зеркало инновационных преобразований в практике» для разработки педагогического проекта. Методика помогает педагогу структурировать работу, определить виды требуемых работ, критерии оценки. Материал статьи рекомендован завучам, руководителям методических объединений, занимающимся проблемой внедрения ФГОС для организации работы школьных команд.

Ключевые слова: ФГОС, инновационные преобразования, цель, задачи, мероприятия, ресурсы, конечный продукт, критерии оценки.

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети