Достойны памяти…

Свое двадцатилетие отметил 27 февраля 2013 года музей «Афган». Начиналось все с трагического события: в Афганистане погиб выпускник нашей школы Валентин Зубов.

Это стало потрясением для всех, кто знал Валентина. Он был одним из лучших учеников, про таких говорят «гордость школы». К тому времени Валентин окончил Высшее военное десантное училище в городе Рязани, и был направлен для дальнейшего прохождения службы в Германию, но оказался в Афганистане… В 1986 году он погиб.

В память о Валентине в школе была открыта Мемориальная доска. Вскоре мы узнали о гибели еще одного нашего выпускника — Игоря Козлюка. В это же время учителем истории в школу приходит Александр Никитич Григорьев, выпускник Новосибирского военно-политического училища, участник афганских событий. В Афганистане Александр Никитич получил серьезное ранение, после длительного лечения был комиссован. Сначала работал на заводе, а с 1988 года стал учителем истории в нашей школе. Вот тогда и родилась идея о создании в школе музея, посвященного ребятам — новосибирцам, не вернувшимся домой…

Идею поддержали в Совете ветеранов Афганистана города Новосибирска, во главе которого стоял Евгений Иванович Щербаков. Для оборудования музея нужны были средства. Поддержки у чиновников идея о создании музея не получила, на их помощь рассчитывать не приходилось. Ребята-афганцы решили оборудовать обычную классную комнату под музей собственными силами. В вечернее время, в выходные В. Быков, А. Травков, А. Райков, М. Железнов, В. Макаров работали плотниками, штукатурами, малярами. Сами же покупали и материалы.

Параллельно шел сбор материала для наполнения музея, этим занималась учительница русского языка Станислава Феликсовна Романова. Вместе с детьми она посещала квартиры погибших ребят, встречалась с родителями. Без понимания и поддержки родителей ничего бы не получилось. Это было трудное время и для родителей, и для Станиславы Феликсовны: боль потери была слишком свежа, но желание увековечить память о своих сыновьях и вера в то, что музей будет, победили. Родители передавали в будущий музей дорогие им вещи: одежду, письма, фотографии. Торжественное открытие музея состоялось 27 февраля 1993 года. Это был уникальный музей: подобного нигде не существовало и создан он был не только коллективом школы, но самое главное — теми ребятами, кто прошел военными дорогами Афганистана, и родителями погибших. Руководителем стала Станислава Феликсовна — человек неравнодушный, деятельный, она сумела собрать вокруг себя и воспитать таких же преданных делу ребят, как сама. За большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения Станислава Феликсовна награждена орденом «Патриот России».

Музей объединил разные поколения: ветеранов Великой Отечественной и Афганской войн, родителей погибших солдат и офицеров, коллектив учащихся и педагогов.

Мы, педагоги, имеем возможность на конкретном примере объяснить детям, что такое солдатское братство, выполнение воинского долга перед Отечеством, подвиг. Проводим в музее встречи с участниками афганских событий и родителями, уроки мужества, дни памяти, классные часы. На материалах музея дети пишут исследовательские работы, рефераты, которые представляют на научно-практических конференциях. И какие бы оценки не давали политики событиям в Афганистане 1979 —89-х годов, очевидно одно: молодые люди в 1980-е годы подтвердили верность подвигу, мужеству и стойкости отцов и дедов, и поэтому они достойны памяти.

Появление в школе военно-исторического музея привело к зарождению новых традиций:

  • наши школьники участвуют в митинге на монументе Славы, посвященном выводу советских войск из Афганистана;
  • ежегодно в школе проходит турнир среди юношей старших классов по силовому троеборью памяти Валентина Зубова и Игоря Козлюка. Мы видим, как серьезно ребята воспринимают эти соревнования и гордятся своей победой в турнире;
  • 15 декабря — традиционный День памяти «Афганистан болит в моей душе». В этот день в школе много гостей, ребята представляют специально подготовленную композицию «Боль и трагедия — Афганистан». Участники композиции, а это, как правило, мальчики 9 —11-х классов, переживают чувство сопричастности к одной из трагических страниц истории нашего народа. В композиции они выступают от имени ребят, практически своих сверстников, попавших в тяжелые условия и нашедших в себе силы достойно прожить выпавшие на их долю события;
  • в День матери мы встречаем матерей погибших ребят, учащиеся готовят сувениры и концертную программу. Нельзя оставаться равнодушными, когда смотришь в глаза матери, потерявшей в мирное время сына…

Все эти традиции способствуют формированию воспитательной среды, влияющей на развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитанию чувств и отношений. Прошло двадцать лет, музей живет, развивается, пополняется новыми материалами, ищет новые формы воспитательного воздействия на детей с целью формирования у них потребности быть настоящим гражданином своей страны.

А. С. Варбасевич,
замдиректора по ВР, СОШ № 20, г. Новосибирск

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети