Яблоко от яблони…

Влияние родительского примера
на формирование ответственного поведения
детей и подростков

Российская семья, как и все общество в целом, в начале нового тысячелетия пережила переход на новое качество жизни. Среди социальных и психологических изменений последнего времени можно выделить перемены в атмосфере семьи — родители и дети живут сейчас более активной жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом, для совместных занятий и семейных ритуалов.

Проблема семейного неблагополучия является чрезвычайно актуальной для современного общества. Некоторые стили родительского поведения нарушают основные принципы роста и развития ребенка. Авторитарный, попустительский стили или же гиперопека никоим образом не мотивируют ребенка к решению своих проблем. Напротив, родитель добьется только того, что ребенок будет чувствовать себя отверженным или лишенным самостоятельности. Дети из подобных семей испытывают значительные трудности в процессе вхождения в социум.

Воспитание детей складывается из родительского отношения, родительских установок и собственного примера родителей для детей. Если в семье ребенка любят и принимают, уважают как личность, учат принимать решения, воспитывают на лучших семейных традициях; папа с мамой демонстрируют при этом соответствие слова и дела, то, как правило, в таких семьях дети вырастают доброжелательными и ответственными. В то же время, подражая родителям, дети копируют как положительное, так и отрицательное поведение.

Родители бессознательно повторяют роли своих родителей, пока не смогут вести себя по отношению к своему ребенку как самостоятельные отец и мать. Так, Д. Винникот считает, например, что способность женщины быть хорошей матерью формируется на основе опыта взаимодействия с собственной матерью. Основным механизмом формирования родительского отношения являются полученные от родителей установки, а также сопоставление своего образа «идеального» родителя с представлениями о себе как о «реальном» родителе. Идеальный образ — это то, что нам передали родители — своим примером, методами воспитания, установками.

На психологических консультациях я использую методику «идеального» и «реального» родителя для диагностики родительского стиля воспитания. Родители рисуют разные образы. Например, в образе «идеального родителя» мама рисует себя со спрятанными за спиной руками и рядом дочку, протянувшую к ней свою руку. Мама дает пояснение: «Стоим, держим друг друга за руки, улыбаемся». В образе «реального родителя» мама рисует себя и дочку, которую крепко к себе прижимает. Оба образа остаются для мамы на уровне желаний. В действительности ее дочку воспитывает бабушка (вот оно бездействие «идеального» образа родителя!). В процессе беседы выявлен сценарий мамы, в котором ее тоже воспитывала бабушка. Расхождение «идеального» образа (отстраненный родитель) и «реального» (тесный контакт пока на уровне желаний) создает внутренний конфликт в душе клиентки.

Отклоняющееся поведение детей и подростков формируется на основе родительского примера, когда с детства приобретается соответствующий опыт. Могу привести такой пример из практики. Пришла мама на консультативный прием с девочкой-подростком. Запрос звучит так: что делать, дочь берет деньги, пропадают большие суммы. Девочка ни в чем не нуждается. В процессе беседы мама припомнила, что ее собственная мать забирала деньги у пьяного мужа, а она сама выгребала из карманов отца оставшуюся мелочь. Родительский сценарий в действии уже в третьем поколении! Зависимое поведение также может быть результатом родительского примера. Девушка (16 лет) курит и хочет избавиться от этой привычки. Спрашиваю пришедшую с ней на консультативный прием маму, кто еще курит в семье. Оказалось, она сама. Для дочери это пример — «делай, как я». В результате, чтобы дочь смогла бросить курить, начали работать по зависимости сначала с мамой. Если сами родители имели проблемы в детстве, они должны быть готовы, что подобные проблемы повторятся и у их детей. Семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга. Для того чтобы выйти из неблагоприятного семейного сценария, необходимо осознать свои «грабли» и перестать снова и снова на них наступать.

В заключение приведу слова Марка Порция Катона Старшего: «Великий тот учитель, который сам выполнит то, чему учит». Большинство наших бед берут начало из невыполнения данного правила. Поэтому от детей следует ожидать только того, в чем взрослые могут служить им примером.

И. В. Цыганова,
педагог-психолог Центра психолого-педагогической реабилитации и развития особого ребенка «Родник» Структурного подразделения «Прометей», г. Новосибирск

 
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети