Профессиональный успех: интеграция теории и практики

Психолого-педагогическое своеобразие работы со взрослыми-обучающимися сегодня проявляется, прежде всего, в особом внимании организаторов процесса повышения квалификации к практико-ориентированным вопросам саморегуляции слушателей, постоянном наращивании уровня их субъектности, акценте на освоении вариативных технологий саморазвития.

Для успешного выхода взрослых-обучающихся в режим саморазвития необходимо организовать пространство профессионально-образовательной деятельности — создать условия в учебной группе для актуализации и дальнейшего моделирования индивидуальных программ развития профессиональной успешности педагога. Поставленная задача была реализована преподавателями кафедры педагогики и психологии (Л. И. Боровиков, С. А. Лапковская, Н. Н. Малахова, Т. А. Поцукова, Л. В. Черникова) в процессе курсов повышения квалификации, проходивших на кафедре педагогики и психологии НИПКиПРО для разных групп обучающихся:

  • «Школа профессионального роста педагога дополнительного образования» (октябрь — декабрь 2012 года);
  • «Совершенствование системы воспитательной деятельности ОУ в условиях ФГОС» (февраль 2013 года);
  • «Творческое саморазвитие педагога и психолога методами арт-терапии» (май 2012 года, март 2013 года).

Совместно с ведущими мастер-классов и авторских мастерских апробирована модель интеграции теории и практики по вопросам систематизации и обобщения воспитательного опыта образовательных учреждений г. Новосибирска и Новосибирской области. Представляем читателям авторские размышления педагогов и психологов об эффективности методов арт-терапии.

Л. В. Черникова,
преподаватель кафедры педагогики и психологии НИПКиПРО, научный куратор учебных групп, г. Новосибирск

Арт-терапевтические методы работы с детьми в детской мультипликационной студии «ЛинькИ»

Игры с пластилиновыми фигурками

Арт-терапевтические методы работы
с детьми в детской мультипликационной студии «ЛинькИ»

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Используемые в настоящее время формы и методы арт-терапевтической работы с детьми весьма разнообразны. Термин «арт-терапия» (терапия искусством) означает чаще всего лечение творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние человека. Наиболее оптимальные условия для развития и оздоровления детей средствами искусства сложились в мультипликационной студии «ЛинькИ» Центра дополнительного образования детей «Спутник» р. п. Линево. Арт-терапевтические методики адаптированы к конкретным задачам и условиям работы в студии. Создание мультфильмов — метод арт-терапии наиболее успешный для самых разных категорий детей.

Анимация (от фр. animation — оживление, одушевление) — технология позволяющая при помощи неодушевленных неподвижных объектов создавать иллюзию движения. Создание мультипликационного фильма — это и работа по одушевлению персонажей, и работа души автора. Творчество и душевная и духовная работа.

Анимация — это синтетический вид деятельности. Он включает в себя больше возможностей для реабилитации и социализации ребенка, чем любой другой вид арт-терапии.

 

В нашей детской мультипликационной студии используются следующие виды деятельности: изобразительная деятельность, фотография, лепка, музыка, литературное творчество, основы театральной деятельности, сыпучая анимация (работа с песком, манкой, солью), перекладка (перемещение марионеток) и stop-motion (анимирование предметов). Все это по своей природе обладает развивающим и оздоравливающим потенциалом и способствует развитию у детей эмоциональности, сопереживания, творческого воображения, коммуникативных навыков, основ нравственности, эстетических чувств.

Создание анимационного фильма — это творчество в разных видах искусства. Основными формами работы в студии являются индивидуальные, групповые, коллективные занятия. Дети объединяются в творческие группы в зависимости от поставленных задач, с учетом их желания, а также по рекомендации педагога. Работа в команде — одно из преимуществ мульт-терапии. Любой ребенок может быть режиссером или сценаристом, художником или актером, оператором или монтажером. Каждый понимает, что от его отношения к делу зависит общий результат. Создание любого мультика — невероятно трудоемкий процесс, занимающий много времени и сил. Первый этап создания фильма — написание сценария, когда каждый может проявить свои литературные способности. На этом этапе ведется коллективная творческая работа детей и педагога.

Затем выполняется раскадровка. Раскадровка — это не написанный, а нарисованный режиссерский сценарий. Такой сценарий является как бы изобразительным планом действия, которым пользуются в процессе всей дальнейшей работы над фильмом. Здесь последовательно зарисовано содержание всех сцен. Дети продумывают, сколько и каких фонов для мультфильма нужно нарисовать, их порядок; сколько персонажей будет задействовано; как их расположить.

В процессе создания персонажей распределяются роли между детьми. Каждый ребенок старается придумать характер, манеру поведения, разговора, привычки своего персонажа, непроизвольно примеряя это на себя и давая оценку действиям персонажа.

Съемки мультфильма — очень кропотливая работа. На этапе съемки у детей развивается одно из важнейших качеств — терпение. Они видят, что результат приходит не сразу, а достигается усердным совместным трудом.

Когда мультфильм снят, ребята приступают к озвучиванию своих персонажей, подбирая и меняя тональность, интонацию, эмоциональную окраску голоса. Так, постепенно они овладевают художественно-речевой деятельностью, значительно улучшаются их речевые навыки. Заключительный и очень важный этап — показ мультфильма. Первый просмотр своего собственного мультика — всегда необычайно захватывающий момент для детей. Они видят результат своего труда, чувствуют гордость за проделанную работу, у них повышается самооценка.

В работе детской мультипликационной студии «ЛинькИ» принимают участие и взрослые. Это педагоги Центра и, конечно же, наши дорогие мамы и папы. Они включаются в работу студии потому, что им самим становится интересно. Вначале родители стараются все сделать за своего ребенка. Со временем они начинают понимать, как важно стать для своих детей партнером, при этом дети руководят своими родителями, а те, в свою очередь, выполняют все их режиссерские задумки. После таких совместных занятий отношения в семьях меняются в лучшую сторону. Пройдя весь путь создания мультфильма от сценария и рисования персонажей и фонов до съемки и озвучивания, ребенок получает очень ценный опыт созидателя.

Основываясь на упомянутых выше свойствах анимационной терапии, мы можем прогнозировать следующие результаты педагогической деятельности:

  • поскольку анимация вообще стимулирует психическую деятельность, то анимационная терапия эффективна для целей воспитания и укрепления функций внимания, памяти, привития необходимых навыков поведения;
  • обучение анимации позволяет выстраивать необходимые коммуникативные отношения между обучающимися, которые затем переносятся детьми на другие ситуации общения, таким образом устраняется социальная дезадаптация;
  • создание мультфильмов расширяет спектр разнообразных умений и навыков, повышает уровень осведомленности и, как следствие, самооценку;
  • эмоциональное отношение к созданию фильмов требует значительного расхода психической энергии, что автоматически уменьшает степень гипердинамии в поведении детей. Творческие виды деятельности, особенно анимационная, являются неисчерпаемыми источниками развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщают детей к духовным ценностям, способствуют преодолению определенных отклонений в интеллектуальной, коммуникативной сферах, поведении.

М. Н. Притыкина,
руководитель мультипликационной студии «ЛинькИ» Центра дополнительного образования детей «Спутник» р. п. Линево, Новосибирская область

 

Игры с пластилиновыми фигурками
Или использование арт-терапевтической методики
в условиях образовательного учреждения

Мне хотелось бы рассказать об одной из психологических методик, основанных на принципах арт-терапии, — игре с пластилиновыми фигурками. Эта методика дает возможность творческого разрешения имеющихся у участников образовательного процесса проблем и поддержание комфортного эмоционального климата.

Наверное, трудно встретить человека, который стал бы оспаривать тот факт, что все болезни «от нервов». Физическое здоровье во многом определяется здоровьем эмоциональным: спокойным, позитивным восприятием мира, умением противостоять стрессу. Если же это не так, если жизнь наполнена неоправданными амбициями, непониманием, а тем более, если ребенок долгое время живет в ситуации стресса — это не минуемо скажется на его здоровье, статистика заболеваемости современных школьников «взрослыми» болезнями неумолимо и беспристрастно свидетельствует об этом.

Истоки заболеваемости такими болезнями, как гастриты, язвы, сердечно-сосудистые заболевания, врачи видят в увеличении количества стрессов у детей и подростков. Еще одно отрицательное последствие влияния стрессов на качество нашей жизни заключается в том, что чувствуя себя в его ловушке, человек резко сужает репертуар возможных вариантов действия в таких ситуациях. Возникает ощущение безвыходности, обреченности, тупика. Попав в такую ситуацию, ребенок может прийти к выводу, что у него никогда, ничего не получится, что в школе его считают «тупым», одноклассники подсмеиваются над ним, родителям от него одни неприятности. К сожалению, отметки, которые зарабатывает учащийся в таком эмоциональном состоянии, заставляют и окружающих сомневаться в его способностях. Возникает порочный круг, преодолеть, который без внешней помощи не так просто. Обращение к специалисту поможет увидеть причины неудач, обнаружить неиспользуемые ресурсы, восстановить коммуникации, отыскать новые более эффективные варианты действий.

Задача мозга — уберегать человека от дискомфортных переживаний, связанных со снижением самооценки, и в том числе сопровождающих осознание своей собственной роли в появлении проблем и конфликтов в нашей жизни. Поэтому анализировать собственные ошибки и тяжело. С помощью игровой терапии с использованием пластилиновых фигурок специалист работает с эмоционально заряженными образами, возникающими в ситуации стресса косвенно, не задевая самооценку человека. Во время сеанса арт-терапии психолог оперирует созданными ребенком образами для разрешения его внутренних конфликтов и конфликтов, характерных для его окружения.

Кроме того, работа с пластилином, как с упругим материалом, позволяет реализовать физические импульсы, зажатые и неотреагированные в стрессовой ситуации и в дальнейшем, служащие тормозом, не позволяющим человеку наиболее полно проявить себя в учебе, общении, работе.

Игровая терапия с использованием пластилиновых фигурок поможет:

  • создать положительную, безопасную обстановку, атмосферу доверия;
  • наладить коммуникацию — для обмена мнениями без оценочных суждений;
  • диагностировать проблемы;
  • развить интерес к самоизучению и саморазвитию;
  • уменьшить страх критики и осуждения;
  • преодолеть кризис и исцелить от последствий травмы;
  • скорректировать отношения и разрешить конфликты;
  • развить творческие способности и креативный подход к решению проблем.

Применение этой методики помогает эффективно работать с тревожностью, страхами, агрессивностью, проблемами поведения как с подростковой группой, так и в семейном консультировании.

19 марта 2012 года для слушателей курсов повышения квалификации кафедры педагогики и психологии НИПКРО на базе лицея № 176 была организована авторская арт-мастерская «Пластилиновый Ежик» (техники работы с пластилином). В ходе работы арт-мастерской участникам семинара — психологам, педагогам, социальным педагогам образовательных учреждений Новосибирска и области — удалось на практике познакомиться с этой арт-терапевтической методикой и почувствовать, как создание собственных пластилиновых фигурок стимулирует творческую активность.

С. Ф. Дзенис,
педагог-психолог лицея № 176, г. Новосибирск

 
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети