Доброта спасет мир! | Сибирский учитель


Доброта спасет мир!

Безусловно, все высшие ценности: правда, красота, цельность, гармония, активность, уникальность, совершенство и многие другие, постепенно входят в духовный мир человека на протяжении всей его жизни. Однако до школы жизненный опыт ребенка, как правило, соотносится с его представлением о мире «сказочном». Иными словами, дошкольник может отличить добро от зла в простых житейских ситуациях, но уверен, что все люди, как в сказках, делятся на плохих и хороших, что на любые вопросы есть «правильные» ответы.

Понятно, что это не так. Осознание этого и составляет «воспитательное новообразование» начальной школы. С помощью педагогов младший школьник начинает приводить в систему свои взгляды на мир, свое отношение к нему. Он начинает понимать, что жизнь не похожа на сказку, что она сложнее и противоречивее, что в ней постоянно встречаются ситуации, требующие непростого нравственного выбора между разным пониманием добра разными людьми, между добром для одних и злом для других и, что каждый делает этот выбор сам и не существует готовых единственно правильных решений и т. д. И совесть, как развивающееся нравственное сознание, способна оказывать влияние на выбор того или иного решения.

Обозначить эти проблемы (моральные дилеммы) в начальной школе можно, а вот научиться самостоятельно их решать большинство младших школьников еще не в состоянии. Это задача следующих ступеней развития личности.

Из каких «кирпичиков» строится процесс воспитания личности?

Основой любых средств воспитания является то, что можно условно обозначить как доброе дело. Это некое действие с участием ребенка, в котором проявляется та или иная духовная ценность — правило, идея. Ребенок же либо слушает, «как надо» себя вести, либо наблюдает «правильное» поведение, либо участвует в действии сам, выбирая «добрый, правильный» поступок. Доброе дело может быть спонтанным, неожиданным, непрогнозируемым. Например, ученик оказал какую-то помощь своему однокласснику или подбодрил, посочувствовал в какой-либо трудной ситуации и т. п.

Однако доброе дело может быть спланированным (хотя бы отчасти). Вспомним поступки детей и взрослых, которые совершаются при подготовке и во время празднования торжественных государственных, школьных и семейных дат, во время проведения благотворительных или каких-либо других акций. Именно в этом случае в педагогике мы называем такое дело официальным словом «мероприятие».

Так, например, наша гимназия вот уже на протяжении нескольких лет входит в мировое сообщество «Добрые дети мира». Это подтверждают «Недели добра», проводимые гимназией каждую четверть. В их рамках у детей есть возможность проводить благотворительные акции: в приютах для животных, детских домах, детских садах, просто на улицах города, в парках, скверах и т. д.

Одна из таких акций стала уже традицией. Проходит она на монументе Славы, который находится в непосредственной близости от нашей гимназии. В один из дней дети вместе со своим классным руководителем делают разные приятные вещи на улицах города: дарят шарики малышам, гуляющим в парке; дарят цветы и читают стихи пожилым людям, отдыхающим на лавочках парка; пишут на асфальтированных дорожках «Прохожий, улыбнись!», «Прохожий, я тебя люблю!» и другие фразы, вызывающие улыбки. Это занятие увлекает детей и создает позитивный настрой жителей города.

Главным в каждом из этих случаев является то, что находящийся рядом с ребенком взрослый помогает ему обдумать происходящее, делать выводы, что здесь хорошо или плохо, как надо поступать в дальнейшем. Именно это превращает конкретное доброе дело в часть бесконечного процесса воспитания и становления личности.

Результатами духовно-нравственного воспитания можно считать — принятие человеком конкретных духовных ценностей: правил или идей. Это принятие может произойти:

  • на словах, то есть осознание ценностей, оценка поступков, заявление своей позиции;
  • на деле, то есть проявляться в действиях человека, в его поступках.

Только при наличии второго уровня — дела — можно говорить о том, что принятие некой духовной ценности развивает соответствующее душевное качество человеческой личности. Иными словами, если человек осознает, что такое «справедливость», и в разных жизненных ситуациях стремится поступать в соответствии с этой идеей, то о таком человеке мы обычно говорим: «он справедливый, честный, не обманывает».

Мы провели одно из таких дел — «Праздник Рябинник». Этот праздник состоял из нескольких этапов: подготовительного — изготавливали поделки из ягод рябины, подарки для мам, обереги по старинным русским обычаям; основного — концерт с творческими номерами и информативными выступлениями детей о старинном русском празднике. Но самым важным был, заключительный этап — посадка рябиновой аллеи на территории гимназии вместе с родителями и учениками 11 класса. Весной 2012 года мы с детьми вышли на уборку аллеи и побелку стволов деревьев. Устанавливали вывески, обращенные к прохожим «Не ломай меня, я маленькая!», «Осторожно, я хрупкая!» Это дело настолько заинтересовало детей, что они стали сами следить за саженцами и сообщали о каждой новой почке, новом листочке. А значит, все не зря!

На личность ребенка влияют самые разные неконтролируемые воздействия: что и каким тоном говорят ему разные люди, требуют от него, как хвалят или ругают, что он смотрит, читает, во что играет и т. д. В этом смысле воспитывает человека вся среда, в которой он живет, то общество, которое его окружает, те люди, с которыми он общается.

Однако, как уже говорилось, воспитание для педагога — это процесс не стихийный, а целенаправленный и выстроенный. Осознанная цель (портрет желаемых человеческих качеств, портрет выпускника) переводится в конкретные задачи (передача системы ценностей), под которые подбираются средства решения, способные развить нужные качества личности, помочь ребенку принять духовные ценности в свой внутренний мир.

Известно, что…

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта в гимназии № 16 «Французская»» внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

  • духовно-нравственное и социальное,
  • общеинтеллектуальное,
  • общекультурное,
  • спортивно-оздоровительное.

В учебном плане духовно-нравственное и социальное направления были соединены. Духовно-нравственное направление осуществляется в рамках занятий курса «Доброе сердце». Цель программы курса: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Работа курса «Доброе сердце» осуществляется классным руководителем в форме классных часов, бесед, сообщений, игр, исследований, акций, проектов, тематических праздников, концертов, просмотра видео- и мультфильмов, видео-путешествия и т. д.

Курс, направленный на развитие духовно-нравственной личности «Доброе сердце», имеет тематическое планирование. Оно делится символически на три блока: «Человек и люди», «Семья», «Человек и природа».

Примеры тематики занятий:

  • «Человек и люди»

Жизнь человека: «Кто я?», «Я ученик», «Клад, спрятанный во мне», «Я за режим дня» и т. д. Добро, правила морали и умение делать нравственный выбор: «Если добрый ты…», «Я учусь управлять собой и своими эмоциями», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Жили-были два брата Жадность и Бедность».

Взаимозависимость интересов личности и общества: «Из чего же сделаны наши девчонки», «Из чего же сделаны наши мальчишки», «Я + ТЫ + МЫ», разговор о профессиях и трудолюбии… Признание свободы, прав, чести и достоинства других людей, необходимость договариваться друг с другом, взаимодействовать: «О себе, о дружбе, о друзьях»… Управление речью, как гарантия достойных поступков личности: «Путешествие в страну Вежливость», «У меня зазвонил телефон…».

Дружба и взаимопомощь: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»… Духовная безопасность, справедливость и милосердие: «Совесть, Добро или Зло, Правда или Ложь, Трудолюбие и Лень», «Добрым быть совсем непросто», «Зависть, Зависимость, Милосердие и жестокость, Прощение или обида»…

  • «Семья»

Почитание родителей, забота о старших и младших: «Мама самое родное слово», «Моя семья»…

  • «Человек и природа»

«О братьях наших меньших».

«Чему нас учит природа?»

Один из обязательных этапов занятий курса «Доброе сердце» — чтение и анализ текста.

Данный курс включает: игры, тренинги, игры на взаимодействие и прочие. Например:

  • игры-кричалки, говорилки: — «Собирайся детвора, начинается игра…», «Угадай вежливые слова»…;
  • игры-угадалки — «О чем говорит предмет? Что можно сказать о хозяине этого предмета?», «Чувство из сундучка»…;
  • игры на взаимодействие — «Электрический импульс», «Путаница», «Подари улыбку»…;
  • игры-тренинги — «Зеркало», «Подари подарок», «Дай, пожалуйста», «Учимся оценивать себя», «Покажи свое настроение»…;

Занятия включают инсценировки, театрализацию «Вредных советов» Г. Остера, а также сказкотерапию, арт-терапию.

Ю. С. Петрова,
гимназия № 16 «Французская», г. Новосибирск

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети