Непреходящее значение воспитания

Недавно группа молодых учителей, подойдя ко мне, задала вопрос о статусе процесса воспитания в современной системе образования. Они, не отрицая значимости ЕГЭ (если его правильно использовать), высказали тревогу по поводу «затушевывания» в последнее время воспитательной работы в школе. Руководители в системе образования различного уровня в первую очередь озабочены количественными показателями по итоговым экзаменам. Как на общегосударственном уровне выглядит средний бал ЕГЭ данного региона по тому или иному предмету? Как выглядит школа по сравнению с другими? Как выглядит конкретный учитель по этим показателям? Для этого Единый государственный экзамен и вводился: необходимо было ввести четкую и объективную оценку обученности учащихся. А коль скоро эта оценка объективна, то можно ее использовать и при зачислении абитуриентов в вузы. Однако это не означает, что при оценке качества общего образования единственным измерителем являются результаты ЕГЭ.

Уровень воспитанности детей баллами не оценишь. Здесь существуют другие критерии и, соответственно, измерители. Но, к сожалению, в практике общего образования они почти не используются, а воспитанность учащихся в подавляющем большинстве не является составным элементом качества общего образования.

Когда мы говорим о воспитании детей в условиях общего образования, то непременно подразумевается организация комплекса различных внеклассных мероприятий. В российской школе разработаны многообразные формы этих мероприятий с учетом тех или иных задач воспитания. Однако 90-е годы ушедшего века ознаменовались полным распадом целенаправленной воспитательной работы и, естественно, забвением системы воспитательных мероприятий. И только в первое десятилетие нового века, когда пришло осознание потери целого поколения, изуродованного видеосалонами, улицей и телевидением того времени, о необходимости воспитательной работы в системе образования заговорили уже серьезно. Все же деформации в использовании ЕГЭ наложили свой отпечаток на востребованность воспитательной работы.

Проблема сопряжения деятельности учителя по обучению и воспитанию детей всегда вызывала споры. Учитель, когда ему кажется, что он в ходе обучения детей отрешился от их воспитания, глубоко ошибается. Нет смысла пояснять здесь известное положение — единство обучения и воспитания неоспоримо. Но как средствами обучения эффективнее воспитывать детей?

Оказывается, когда обеспечен системно-деятельностный подход в обучении, когда учащийся познавательно активен, когда он выступает в роли исследователя, когда он самостоятельно получает новый для него научный результат, он погружается в поле положительных эмоций. А если такой познавательный интерес является постоянным, то и регулярными становятся положительные эмоции и чувство радости от самостоятельно полученного результата. Это обстоятельство содействует духовно-нравственному становлению личности школьника, ребенок делается толерантным, счастливым. А если учитывать воспитательные направленности учебных предметов (когда акцент делается на воспитание патриотическое, экологическое или духовно-нравственное), то становится очевидной неразрывная связь процессов обучения и воспитания. В этот ряд мы ставим воспитание поведением учителя, его характером и даже внешним видом.

Важно всегда помнить, что «воспитательного вакуума» не бывает, и забвение этого обходится очень дорого.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети