Конкурс "Ученик года"

Положение о конкурсе "Ученик года"

Задачи конкурса

Создание условий для раскрытия способностей учащихся и реализация творческого потенциала педагогического коллектива.

Стимулирование познавательной деятельности и творческой активности учащихся в урочное и внеурочное время.

1. Общие положения

1. Конкурс «Ученик года» проводится ежегодно.

2. В конкурсе участвуют учащиеся 2—11 классов.

3. Сроки проведения конкурса:

1 тур — отбор кандидатов для участия в конкурсе по итогам учебы за 1 полугодие;

2 тур — определение рейтинга воспитанности учащихся — до 1 февраля;

3 тур — проведение олимпиады по предметам среди учащихся 2—4 классов, 5—8 классов, 9—11 классов — до 20 марта;

4 заключительный этап — «ШОУ ПРОГРАММА» 2—4 классов, 5—8 классов, 9—11 классов — до 10 апреля текущего года.

2. Порядок выдвижения кандидатов и критерии их отбора

1. Право на выдвижение кандидатов на звание «Ученик года» имеет любой классный коллектив.

2. Кандидатом на звание «Ученик года» 1-го ТУРА может стать ученик, имеющий за полугодие по предметам «4» и «5», а учащиеся 9—11 классов— имеющие средний балл успеваемости не ниже 4,5 балла.

2 ТУР — определяется рейтинг учащихся по результатам анкетирования одноклассников (выявляется воспитанность кандидатов).

3 ТУР — к нему допускаются учащиеся в группах 2—4 классы, 5—8 классы, 9—11 классы, набравшие наибольшее количество баллов (по 30 человек в каждой группе). Этот тур проводится в виде олимпиады, в которую включаются вопросы из различных областей знаний.

4 ТУР — заключительный — в нем участвуют ученики, набравшие по итогам трех туров наибольшее количество баллов, по 6 человек от каждой группы.

3. Выдвижение кандидатов в классном коллективе осуществляется в следующем порядке:

• классным коллективом избирается счетная комиссия в составе трех человек плюс классный руководитель для отбора кандидатов и подсчета рейтинга их воспитанности;

• результаты подсчета фиксируются в протоколе (форма прилагается), доводятся до сведения классного коллектива и сдаются в Оргкомитет по проведению конкурса «Ученик года»;

• результаты подсчетов по классам оформляются в сводный протокол по группам 2—4 классы, 5—8 классы, 9—11 классы и доводятся до сведения всех учащихся школы (через стенд «Сегодня в школе»).

4. Порядок принятия решений и награждение победителей конкурса

1. Приказом директора по школе объявляется благодарность всем учащимся, показавшим хорошие результаты по итогам трех туров конкурса.

2. Учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов в трех турах, допускаются к заключительному этапу.

3. Участникам конкурса, получившим наибольшее число баллов в своей группе, присваивается звание «Ученик года» (с вручением ленты с соответствующей надписью).

4. В ходе заключительного этапа определяются лауреаты конкурса «Ученик года» в следующих номинациях (примерных):

• «Эрудит школы»,

• «Артистическая личность»,

• «Танцор диско»,

• «Самый находчивый»,

• «Самый оригинальный»,

• «Приз зрительских симпатий».

Всем участникам вручаются Дипломы и ценные подарки.

Вопросы к анкете:

1. Активность:

а) в школе;

б) в классе.

2. Дополнительное образование (кружок, секция, школа).

3. Сдержанность.

4. Скромность.

5. Доброта, отзывчивость.

6. Простота, доступность.

7. Честность, правдивость.

8. Трудолюбие.

9. Ответственность.

10. Внешний вид.

11. Культура речи.

12. Творчество.

13. Отношения с товарищами.

14. Отношение с взрослыми.

Оценки:

всегда — 3 балла

почти всегда — 2 балла

иногда — 1 балл

никогда — 0 баллов

Приложение

1. ПРОТОКОЛ подсчета баллов успеваемости кандидатов конкурса «УЧЕНИК ГОДА»

Фамилия, имя кандидата

Число учебных предметов

Количество

Средний бал

Счетная комиссия: (Подписи учащихся) мКлассный руководитель: (Подпись)

2. АНКЕТА по выявлению уровня воспитанности кандидатов конкурса «Ученик года»

Ни для кого не секрет, что престиж знаний в наше время очень упал. Поэтому педколлектив решил, что воспитание личности необходимо начинать с ориентации на знания как одну из ценностей, стоящих в ряду с культурой, творчеством, поиском путей к самосовершенствованию и самообразованию. И таким коллективным творческим делом явился для нас конкурс «Ученик года», который стал в нашей школе уже традиционным. О том, что будет такой конкурс, ребятам объявляется в начале учебного года. А первые его результаты (1 тур) подводятся по итогам успеваемости за 1 полугодие. В школе к этому моменту создается Оргкомитет по проведению конкурса, в состав которого входят учителя и ученики. Оргкомитет разрабатывает Положение о конкурсе «Ученик года», получает результаты счетных комиссий классных коллективов (итоги успеваемости и рейтинга воспитанности кандидатов конкурса), ведет дальнейший отбор кандидатов.

Так, по итогам первых двух туров число претендентов было велико: 2—4 классы — 81 человек, 5—8 классы — 132 человека, 9—11 классы — 54 человека. Однако к третьему этапу было допущено по 30 человек в каждой группе. На этом этапе проводилась олимпиада: ребятам предлагались вопросы, касающиеся различных областей знаний, проверялась их эрудиция, находчивость, сообразительность. Подготовкой вопросов занимались учителя-предметники вместе с руководителями Методических Объединений классных руководителей по группам 2—4, 5—8, 9—11 классов.

К последнему, заключительному этапу допускались по 6 человек от каждой группы, набравшие наибольшее число баллов. Последний тур проходил в виде шоу-программы для каждой группы классов отдельно. Это были своеобразные праздники в школе. Заранее красочные объявления сообщали о времени проведения этого мероприятия, приглашались учащиеся, учителя, родители, шефы, спонсоры. Так как население школы несколько месяцев жило этим событием, то желающих попасть на заключительный этап очень много, в зале нет свободных мест. И вот этот момент наступает... Зал празднично убран, звучит музыка. Улыбки на лицах зрителей-болельщиков, в руках плакаты, небольшое волнение в глазах участников конкурса и их классных руководителей.

В ходе подготовки к последнему этапу в классах, чьи одноклассники допущены к конкурсу, идет напряженная работа: надо помочь представить своего товарища, помочь ему, показать всей школе, что ОН самый лучший.

И... смолкает музыка, на сцене появляется ведущий.

(Привожу сценарий заключительного этапа конкурса «Ученик года» для учащихся 9—11 классов).

ВЕДУЩИЙ: Я приветствую всех собравшихся в зале, кто захотел увидеть самых эрудированных, самых находчивых, самых талантливых, самых..., самых..., самых... . Да, им пришлось это долго доказывать, выдержав три этапа испытаний. И на каждом этапе их ряды делили: 54 человека — 30 человек — 6 человек. Так кто же эти самые выносливые ребята, наша школьная гордость? (Зачитываются стихотворные характеристики каждого участника; зрители без труда узнают своих товарищей и встречают бурными аплодисментами).

ВЕДУЩИЙ: Первый конкурс «ВИЗИТКА». Участник представляет себя сам или с помощью своих друзей — группой поддержкой. (Время 5 минут, высший балл — 10).

Жюри оценивает выступление конкурсантов.

(В составе жюри: методист отдела образования, два учителя школы, родитель, член Совета школы — ученик).

ВЕДУЩИЙ: Перед вторым этапом мы проведем небольшую разминку, узнаем участников поближе, задав им экспресс-вопрос (надо будет закончить предложение) — не оценивается.

- Мне хорошо, когда...

- Я вижу себя, как человека с...

- Я сержусь, когда...

- С большой настойчивостью стараюсь...

- Я не допускаю ни малейших сомнений в том, что...

- Я чувствую себя смело, когда...

- Мне грустно, когда...

ВЕДУЩИЙ: Разминка прошла успешно, теперь нашим участникам ничего не страшно, и мы можем начать следующий конкурс «Хочу все знать и знаю». Цель его: проверить эрудицию наших конкурсантов. Правильный ответ — 1 балл.

Дать значения слов:

1. ЛИЦЕНЗИЯ — разрешение, выдаваемое государственными органами на право той или иной деятельности.

2. АКЦИЯ — ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом и дающая право ее владельцу на получение определенного дохода из прибылей этого общества.

3. БАРТЕР — обмен товарами, меновая торговля.

4. ДИВИДЕНД — доход, получаемый владельцем акции.

5. КОНСЕНСУС — общее согласие по спорным вопросам, к которым приходят участники переговоров (споров).

6. Назвать денежные единицы и страны, чьи они (не менее 5): Польша (злотый), Швейцария (марка), Швеция (крона), Италия (лира), Монголия (тугрики).

7. Корабль из реки вышел в море. Как, по-вашему, где он больше погружен в воду в море или реке? (В реке, так как пресная вода менее плотная, чем соленая).

8. В первой половине 17 века русский посол передал монгольскому хану от царя Михаила Федоровича 100 соболей. Монгольский хан в ответ передал русскому царю 4 пуда сухих листьев, на что русский царь обиделся: он дарит соболей, а получает сухие листья. Хан понял свою ошибку и отправил своего мастера с подарком. О каких листьях идет речь? (О чае).

9. Один из королей по случаю своего коронования приказал начальнику тюрьмы сократить всем осужденным сроки в два раза. Приказ был выполнен незамедлительно, но начальник тюрьмы не знал, как поступить с теми, кто приговорен к пожизненному заключению. Он обратился к королю за ответом. Король задумался. Помогите королю. (День в тюрьме, день на воле, и так всю жизнь).

10. Какая вода быстрей гасит огонь — холодная или горячая? (Горячая, так как быстрее превращается в пар, а значит быстрее отнимает у пламени тепло, идущее на парообразование).

11. Чьи это слова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли» (А. П. Чехов, «Дядя Ваня»).

12. Какая корова сытнее живет — хвостатая или бес хвостатая? (Хвостатая — хвостом она отгоняет насекомых и спокойно пасется, бесхвостая поминутно мотает головой и переходит с места на место).

13. Назовите профессию знаменитого сыщика Шерлока Холмса (Химик). (Если участник затрудняется ответить, вопрос переходит к другому. В случае неудачи ведущий дает правильный ответ.)

ВЕДУЩИЙ: Наши участники показали свой интеллектуальный уровень, им не страшны никакие вопросы, они знают все или почти все. Если что и не знали, то узнали сейчас. И вы вместе с ними.

Конкурсанты показали свои знания, но ведь они должны быть не только «зубрилками», как подчас их называют, они должны уметь отдыхать, общаться с друзьями, находить выходы из различных ситуаций, то есть уметь проявлять «чисто человеческие качества», которые вы оценивали у них в ходе второго тура. А сейчас им предстоит проявить эти качества на сцене. Они за 1—2 минуты должны приготовить и разыграть ситуации. При этом будет оцениваться артистичность, находчивость.

Конкурс «МИНИАТЮРА» — 5 баллов.

- «Я и моя тень» — участвуют конкурсанты под номером 1 и номером 2.

ЗАДАНИЕ: разыграть миниатюру, где № 1 проявляет отрицательные качества: раздражительность, высокомерие, возмущение, самооправдание, обвинение других, жалоба, вероломство и т. п., № 2 — уважение, благодарность, выдержку, терпение, прощение, доброту, сочувствие, смирение, восхваление других, честность, раскаяние и т. п.

Участникам № 3, 4, 5 разыграть сценку «Внутренние противоречия» из школьной жизни. Роли: ученик, хороший голос, плохой голос.

Участнику № 6 придумать и показать миниатюру, где бы вы могли произнести слово «здравствуйте» на 10 ладов (вкладывая в каждое из них подтекст), извинения: прощу простить...я причинил вам столько хлопот...; выражения сочувствия, утешения: я вам сочувствую... Соберитесь с мыслями... Ничего не поделаешь... Все пройдет... (Пока участники готовятся, в паузах — показ реклам, концертных номеров).

КОНКУРС «Я танцую и пою - очень весело живу», оценка 7 баллов.

ТАНЕЦ — звучат отрывки мелодий, сменяющие друг друга, участники танцуют в группах по три человека.

ПЕСНЯ — пение под фонограмму — по одному участнику.

КОНКУРС «Я все умею, я все смогу» — представление своего хобби, оценка 5 баллов.

Жюри подводит итоги.

Победителю присваивается звание «Ученик года», вручается лента, определяются лауреаты конкурса «Ученик года» в различных номинациях. Всем участникам — дипломы и ценные подарки.

По ходу конкурса зрители передают в счетную комиссию «листочки» с указанием номера понравившегося участника конкурса — по большинству голосов ему будет вручен Приз зрительских симпатий.

Подготовка к проведению конкурса «УЧЕНИК ГОДА» дает импульс к творчеству, порождает желание учащегося быть лучше, добрее, внимательнее к окружающим, объединяет одноклассников, их родителей в единый классный коллектив, заставляет личные интересы соизмерять с общественными, проявляется сотрудничество детей и взрослых.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети