Духовный путь России

 

Мировое христианское сообщество отмечает Великий Юбилей — 2000-летие Рождества Христова. Отрадно, что страна наша к концу двадцатого века освободилась от тоталитарного режима, основывавшего свою политику на атеистических принципах и тем самым насильственно отторгавшего население от двухтысячелетней истории духовного развития мира. Однако и сейчас мы остро ощущаем горькие плоды того времени, когда были всеяны в сознание людей семена искаженных и ложных понятий. Так, сильнейшее изменение претерпело такое жизненно важное для каждого человека понятие, как понятие духовности.

В результате этого сегодня под духовностью многие наши соотечественники продолжают понимать сумму знаний в культурно-этической области, ошибочно связывая духовную жизнь человека с интеллектуальным и культурным развитием. Но жизнь, эта тайна бытия, все чаще все расстанавливает на свои места, показывая, что одаренный талантами от Бога человек, достигая значительных результатов благодаря упорному труду, однажды может почувствовать свою непричастность к вечности, а тем самым духовную несостоятельность. В практической же жизни отсутствие подлинной духовности у населения страны обнаруживается весьма болезненно, чему все мы являемся сегодня свидетелями. Конечно, очень бы хотелось доклад, приуроченный к Великому Юбилею христианства и встрече третьего тысячелетия, выдержать в мажорном тоне, отметив наши достижения в области духовной жизни и обозначив перспективу развития, как это делается традиционно в праздник, но вряд ли это у нас получится. Будем реалистами, оглянемся вокруг себя, правдиво оценим ситуацию в нашем сегодня многострадальном отечестве и попытаемся сделать полезные для своей души выводы. Осознаю, что наши слова могут быть не всеми одинаково восприняты, но причина тому все та же. Большинство из нас, слава Богу, интеллектуально и душевно богаты, но это еще не говорит о нашей подлинной духовности, которая обретается в вере в Бога, и только она одна способна оплодотворить для вечной жизни душу человека. К тому же, проявление подлинной духовности предполагает такие добрые дела конкретной личности, которые правдой мира сего часто определяются как нелогичные и непонятные. Для примера приведем жизнь и кончину известного в прошлом веке в области социального служения и медицины доктора Гааза. Его жертвенная любовь к своим подопечным, а среди них большинство были заключенные, привела к тому, что после его кончины не нашлось достаточно средств и похороны были проведены на счет полиции. А ведь это был человек приближенный к высшим слоям общества. Но, положив в основание своей жизни евангельский закон о любви к ближнему, он все свое состояние роздал неимущим, всего себя посвятил служению страждующим, делом явив свою веру в Бога, вечную жизнь и надежду на посмертное воздаяние. Поэтому и говорит апостол Павел, что «душевный человек не понимает, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2, 14).

Итак, попытаемся «судить духовно» о нашей сегодняшней жизни. Во многих сферах жизни ситуация кризисная, а так как в основе всего лежит духовное состояние наших соотечественников, что сегодня признается большинством, то мы можем говорить и о кризисе в духовной жизни.

Чтобы разговор был предметным, сразу сделаю важное, на мой взгляд, уточнение. Сегодня часто можно слышать слово «бездуховность». Строго говоря, бездуховности быть не может. Человек может быть мало образован, мало культурен, но он всегда духовен, т.е. так или иначе относится к духовному миру, который невидим, но реально существует, всегда активно действует на душу человека и, что, пожалуй, самое главное, полярен. Иначе говоря, духовная жизнь личности определяется нами как категория постоянная, зависящая от мира духовного, тоже тварного, но невидимого и всегда имеющего возможность проявления через человека, как единственно получавшего дар духовного рождения от Творца. «И вдунул Бог в лице его дыхание жизни и стал человек душею живою»(Быт. 2, 7) — читаем мы об этом на первых страницах Библии.

Поэтому, когда мы слышим о бездуховности кого-то, то надо иметь в виду непричастность этого человека к правде Божией и Духу Божию и евангельским принципам жизни, к жизни Церкви, которая является средоточием духовных даров. Но, совершая беззаконные действия как с точки зрения правды Божественной, так и человеческой, человек — преступник закона, тем не менее, также руководим бывает духом, но не Божиим, а духом злобы и лукавства. И это одна из проблем современного, часто высоко образованного человека, допускающего бытие Божие, так или иначе определяющего для себя Бога, как Высший Разум, Гармонию и Порядок, но не желающего поверить в реальность темной силы. Однако Церковь учит, что все зло и неправда в мире, которую мы наблюдаем ежедневно, имеет за собой конкретного виновника, который, между прочим, не старается себя обнаружить явно, так как это заставило бы человека задуматься о своей несвободе, то есть о своем рабстве греху. Поэтому крайне важно, с точки зрения аксиологии, прежде чем мы попытаемся дать оценку тому или иному явлению духовной жизни, принципиально определить, что для нас является критерием истинности, чтобы свободу, данную человеку Богом при творении, употребить во благо. В Евангелии это состояние определяется как особый духовный опыт различения духов, а в народе нашем приверженность человека злому духу метко определялось как состояние «без Царя в голове», под Царем, естественно, понималась правда Божия и вера в Божественный Промысл.

Итак, духовность человека кладет свою печать на все в этой жизни — на политику, экономику, культуру, образование и воспитание. Она проявляется как нравственная позиция человека в каждом конкретном деле. Поэтому говорить о духовной жизни России — это значит коснуться буквально всех сторон жизни. Тема глобальна, но она облегчается тем, что позволяет начать разговор с понятия о совести, знакомого любому человеку. Совесть — показатель духовного здоровья человека. Пока она говорит, кричит, беспокоит человека, можно сказать, что он духовно жив, что он естественным образом ориентирован на вечные ценности, понятие о которых сокровенно живет в сердце каждого человека от рождения. Но человек абсолютно свободен в духовной жизни, а поэтому, приходя в совершенный возраст, каждый делает выбор между правдой Божией — вечной, неизменяемой и отдающей приоритет Духу и земной правдой — временной, конъюнктурной и связанной с материальными благами. Совесть каждого подсказывает порой непростое, но правильное решение. Начинается напряженная духовная брань, о которой прекрасно сказал Достоевский, как о борьбе сатаны с Богом в сердце человека. Этот опыт духовной жизни, пусть малый, но он имеется у каждого. Благо тому, у кого совесть закалится в этой борьбе и станет неподкупной. Но бывает так, что совесть не выдерживает неправды поведения человека и сгорает. Людей с сожженной совестью не так много, но они, к сожалению, есть. Однако констатировать духовную смерть вряд ли возьмется кто-либо из людей самостоятельно. Здесь к нам на помощь приходит Церковь, таинственная, богочеловеческая структура, созданная Христом для нашего вечного спасения. «Создам Церковь Мою — сказал Он — и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Поэтому Церковь, только она, может здесь на земле вынести приговор относительно духовного состояния того или иного человека. Поэтому люди и приходят в Церковь, вручают ей себя в духовное руководство, веруют в ее благодатность, то есть наличие в ней сверхъестественной силы Божией и, как говорит духовный опыт человечества, только в ней обретают внутреннее духовное удовлетворение. Церковь же, призывая постоянно людей к покаянию, то есть изменению образа мыслей и действий, учит о великой любви и милосердии Бога, что позволяет людям надеяться до конца на чудо воскресения грешной души. Спасение, о котором постоянно мечтает верующий человек, является, таким образом, возвращением пораженной грехом души человека к полноценной жизни силой всемогущего Бога. Но при этом Церковь всегда говорит о синергии, то есть слиянии двух воль, желаний и действий — Божественных и человеческих. Только при таком условии совершается наше спасение.

Так в чем же, собственно говоря, проявляет себя прежде всего духовный кризис в нашем обществе? Как нам представляется — в незнании основ духовной жизни человека. То, о чем мы сказали до настоящего момента, с точки зрения Церкви является азбукой духовной жизни. И если вершиной духовной жизни является, по учению Церкви, богопознание, проявляющееся во вне как особо добродетельная, жертвенная, порой не понимаемая и не принимаемая светским миром жизнь человека, то отсутствие элементарного знания о том, что есть подлинная любовь, радость, мир, вера, а это все плоды подлинной духовности, их отсутствие или подмена искаженными понятиями, и является сигналом о духовном кризисе общества.

Человек духовен от рождения. Об этом необходимо говорить с яслей, детских садов и школьной скамьи. Плохо, когда человек познает эту истину путем проб и ошибок. Духовную потребность необходимо удовлетворять с первых дней жизни. Это непросто, так как первым, кто должен сказать ребенку о его вечности и духовности, должна быть любящая его мать. В наше время массовых абортов, а это, по учению Церкви, — детоубийство, о достаточном уровне духовности молодых женщин и их мужей, часто требующих от них этого беззакония, говорить не приходится. Не приходится и потому, что понятия «муж», «жена», «семья», «брак» — уступили место «сексу», «партнерам»- «партнершам», для которых зарождение новой жизни, это вечное чудо, стало досадным последствием, которого можно избежать, применив определенные средства. И это лжезнание сегодня успешно насаждается со школьной скамьи. Поэтому так часто рождение нежелательно, ребенок нелюбим, ибо он — следствие греха, и его будущее благополучие связывается с материальной обеспеченностью, которая достигается, чаще всего, отнюдь не жертвенной любовью. Для обеспечения его «счастья», которое понимается сугубо материалистически, родители часто готовы переступить нравственный закон и таким образом включиться в битву за жизнь.

А по учению Церкви союз мужчины и женщины — брак — таинство, т. е. тайна, следствием которой достигается цель жизни человека на земле — познание своего Творца—Бога и рождение для Него, для Бога, т. е. для вечности, нового человека. Так человек участвует в деле Божием и осознает себя действительно вечным, духовно новым образом и подобием Бога на земле.

Мы не обладаем статистикой в области демографии по нашему региону, но, думаю, она вряд ли сильно отличается от общероссийской. Ситуация неутешительная. Рождаемость в стране падает, смертность возрастает, из каждых трех заключенных браков два скоро распадаются, по абортам наша страна — лидер во всем мире. Постоянно растет число самоубийств, что связано не только с постоянно ухудшающимся экономическим состоянием нашего общества, но, как нам представляется более важным, с отсутствием у людей веры в возможное изменение ситуации к лучшему. Иными словами, налицо углубление духовного кризиса в нашем обществе. И это тем более кажется странным в то время, когда общество постоянно заявляет о приоритете демократических принципов развития, не чуждых проблемам духовной жизни, и о невозможности возвращения к тоталитарному прошлому.

В чем же причина духовной деградации? Ответ прост. В отсутствии веры в Бога. Не просто веры, потому что вера, как таковая, у многих есть, но веры в вечный неизменяемый Идеал — Бога. Люди же по-прежнему в большинстве верят в светлое будущее, которое созидается здесь, на земле, титаническими усилиями человека, который использует все возможные и невозможные средства ради создания земного царства, но только не Царства Небесного, и если даже и обращается к Богу за помощью, что бывает редко, но и то для того, чтобы комфортабельнее устроиться здесь на земле, совершенно забывая о вечности. Парадокс, но даже храмы многие люди сегодня строят не Богу, а ради украшения своего города, села, ради увековечения своего имени здесь, на земле. Бог и Его правда, Его воля, как бы выносятся за скобки. Сначала наша воля, наша земная правда и с ее помощью мы намерены обустроить и саму духовную жизнь, понимая ее опять же по-своему. А это означает, что в нашей жизни, наряду с созидающимися величественными храмами все еще мало покаяния, сострадания, милосердия, истинной веры и подлинной любви. А все больше самомнения, гордости, расчета на свою удачу. О покаянии говорят много, но покаяние — это не слова, а изменение прежде всего образа мышления и, следовательно, поведения. К тому же, о покаянии надо заявлять не от случая к случаю, а оно должно стать неотъемлемой частью постоянной подлинной духовной жизни, критическим самоанализом в свете Божественного закона. Увы, немногие сейчас сверяют свои ежедневные поступки с требованиями слова Божия, которое говорит, что Царство Небесное (т. е. то, к чему должен стремиться человек) — это не пища и питие (т. е. не сфера материальных интересов), а правда, радость и мир, ощущаемые очищенным от греха сердцем. Основой духовной жизни, как мы уже сказали, является Богопознание. Познание Бога, Который, как учит Священное Писание, есть Любовь. Что наше общество сегодня называет любовью, об этом нет желания говорить. Но если мы хотим вырастить духовно здоровое потомство, то в школах надо говорить о любви в ее евангельском понимании. Воспитание, по учению Церкви,— это постепенное возрастание в любви. «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 4—7).

Как далеки мы в своей повседневной жизни от вышеописанного духовного состояния, каждый должен определить сам. Это важно и потому, что духовная жизнь — понятие сугубо личное и спасение каждый человек призван обрести индивидуально.

Но с чего же все-таки следует положить начало духовному совершенствованию? На этот вопрос Церковь две тысячи лет отвечает предельно ясно — с сознания своей духовной нищеты. «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3) — учил Христос своих последователей.

Нищета духовная, проявляемая как смиренное осознание своей духовной несостоятельности и побуждающая возложить всею надежду на Бога — вот состояние, которое привлекает на нас всемогущую силу Божию, именуемую в Церкви благодатью, и позволяющее нам в самые критические минуты оставаться оптимистами.

Поэтому и сегодня, накануне третьего тысячелетия, верующее сердце все происходящее с нашей страной, нашей областью, нашим городом объясняет благим действием Промысла Божия. Мы благодарим Бога за все, что посылается Им для нашего вечного спасения. А то, что Россия не забыта Богом, в этом сегодня не сомневается ни один истинный христианин. Трудности, переживаемые обществом, должны, наконец, привести к сознанию того, что без Бога невозможен успех никакого дела. Процесс духовного прозрения и обращения к Истине постоянно имеет место. Правда, он часто, к сожалению, ограничивается лишь внешними действиями, но, чтобы он затронул глубину человеческого сознания, необходимо, как мы уже сказали, повсеместное научение людей основам духовной жизни. Это задача нашей Церкви, общины верующих в которой постоянно умножаются. Происшедшие в последнее десятилетие благие перемены в отношениях между Церковью и государством дают этому процессу необходимое юридическое основание. Сейчас по всей стране проходит перерегистрация религиозных общин и объединений. Хотя язык цифр не претендует на отражение подлинной духовной реальности, ибо в духовной жизни, как нигде, важно качество, а не количество, однако, дадим и мы в канун Великого Юбилея несколько статистических данных.

В нашей области сегодня 86 православных приходов, более 20 из которых находятся в Новосибирске. Два мужских и два женских монастыря. В нашей епархии сегодня числятся 136 священников и 34 диакона. Кадровые проблемы помогает решать Богословский институт, занятия которого проходят в здании НГТУ. В большинстве приходов работают воскресные школы, где азы духовной жизни могут постичь как дети, так и взрослые. Церковь постоянно расширяет круг социального служения и благотворительности. Действует соглашение о сотрудничестве с вооруженными силами и правоохранительными структурами. Практически во всех колониях и тюрьмах имеются часовни, храмы и духовные библиотеки. В городе действуют две православные гимназии, каждое лето дети имеют возможность отдохнуть в летних оздоровительных лагерях. Благодаря помощи государства, регулярно осуществляется миссионерская работа в отдаленных регионах области. Это уже традиционные рейды корабля-церкви по Оби, это работа миссионерских поездов и автобусов. Следует также назвать работу Центра культурологического и религиоведческого образования при НИПКиПРО и ежегодно проводимые им Рождественские чтения, которые в будущем юбилейном году будут проводиться под рубрикой «Духовный путь России». Большую консультативную и миссионерскую работу проводит антисектантский центр при соборе св. Александра Невского.

Нельзя не упомянуть о ежегодных командировках учащихся кадетского корпуса на поля сражений Великой Отечественной войны, где юные наши граждане отыскивают и предают достойному погребению останки своих дедов и прадедов. Эта «вахта памяти» — прекрасная возможность воспитывать в молодом поколении правильное отношение не только к жизни, но и к смерти.

В ряде больниц города, таких как областная, городская, клиника Мешалкина, ожоговый центр бескорыстно трудятся десятки сестер милосердия.

Несомненно, есть и другие положительные моменты в развитии духовной жизни наших земляков, принадлежащих к иным, пусть не доминирующим в Сибири, но духовно значимым конфессиям. Умолчать об этом было бы несправедливо.

В последние годы в нашу жизнь вошла новая традиция — освящение городских храмов в День города. Проходящий дважды в году по Красному проспекту Крестный ход — также неотъемлемая страница в жизни Новосибирска. Это — хорошие свидетельства соработничества Церкви и государственных структур в деле воссоздания утраченных духовных богатств.

О чем же говорят эти данные? Несомненно, о возрождении духовной жизни в нашем городе и области. Мы благодарим Бога за то, что все это теперь имеет место в нашей повсеместной жизни. Но, одновременно, наблюдая все возрастающее влияние религии в жизни людей, мы остро ощущаем свою человеческую слабость и неподготовленность к глубокому восприятию духовной жизни. За последние годы большинство граждан России приняли святое крещение, но беда в том, что они не стали подлинно церковными людьми. Хорошо, что любой человек сегодня без опасения может зайти в храм для молитвы, но плохо, что масса людей совершенно не имеет представления о том, что такое настоящая молитва и как надо молиться. Как правило, все ограничивается возжжением свечей. Незнание основ духовной жизни приводит и к тому, что люди во множестве улавливаются сектантами и самыми различными лжеучителями. Нами ощущается острая необходимость более активного содействия государственных структур в решении вопросов духовной жизни. Необходимо постоянно искать формы взаимодействия Церкви с образовательными структурами, с культурными и спортивными учреждениями, со СМИ. То, что имеет место сегодня, явно недостаточно, и мы видим, как одновременно с верой возрастает неверие. Благотворительность Церкви и государства блекнет перед фактами роста преступности. Грех виден повсюду, и Церковь, к сожалению, не исключение, хотя ничего в этом противоестественного нет. Церковь создана Христом для спасения грешников, а не праведных, и процесс покаяния является обязательной составляющей духовной жизни. Мы снова возвращаемся к тому, о чем было уже сказано в начале: духовная жизнь — это война двух миров, и каждый человек должен своевременно заявить о своей причастности к свету или тьме, добродетели или греху.

Мы верим, что по милости Божией наш город, как и вся Россия, не остановится в духовном развитии. Верующие люди, а таковых сегодня большинство, через добросовестный труд и самоотверженное служение Церкви и отечеству обретут Отечество Небесное и вечную жизнь с Богом. Будем каждый на своем рабочем месте преумножать духовные дары, благо, что этому создана сегодня благоприятная ситуация, дабы нам достойно встретить Великий Юбилей и войти в третье тысячелетие.

 
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети