Страницы нашей историиОкончание.Начало в №3.4 1999 Востребованность курсов, семинаров, других форм работы с педагогами обусловлена тем, что кафедрами, как правило, руководят квалифицированные специалисты, опытные управленцы, умело организующие деятельность сотрудников. Это д. п. н., профессор Нина Александровна Склянова, к. п. н. Эльвира Петровна Королева, к. п. н. Надежда Ефимовна Буланкина, к. п. н. Тамара Ивановна Горелова, к. б. н. Василя Сахияровна Барсукова, к. б. н. Виктор Игнатьевич Александров, к. м. н. Виктор Иванович Варющенко, к. с. н. Ольга Александровна Добрина, Инна Юрьевна Мельникова. На кафедрах трудится немало опытных профессионалов, имеющих богатый опыт практической работы и успешно обеспечивающих работу кафедр по всем направлениям: к. п. н. Людмила Павловна Маслова, к. и. н. Валентина Михайловна Никифорова, к. ф. н. Юрий Игоревич Сафонов, Надежда Михайловна Ваулина, Надежда Кирилловна Ларионова, Лариса Николаевна Несмелова, Роман Андреевич Алексейцев, Лидия Ивановна Москалева, Галина Ивановна Ивлева, Татьяна Ивановна Шмакова, Нина Павловна Штенцева, Людмила Гавриловна Терещенко, Светлана Павловна Дронова, Светлана Викторовна Павленко, Татьяна Петровна Галикова, Людмила Ивановна Кириллина, Елена Аркадьевна Юдина, Татьяна Николаевна Шубкина, Ольга Николаевна Бутакова, Лилия Юрьевна Мешкова и др. Особое место в структуре института занимает учебно-методический отдел, который создан для обеспечения качественного повышения квалификации педагогических кадров, координации курсовой подготовки различных категорий работников, контроля за качеством и своевременностью оформления отчетной документации подразделений, осуществления связей с отделами и управлениями образования. Работают в отделе квалифицированные специалисты: начальник отдела Светлана Андреевна Романова, опытные методисты Светлана Николаевна Гайлит, Любовь Валентиновна Архипченко. Целенаправленную работу по обобщению передового педагогического опыта ведет методист Людмила Сергеевна Иштыкова, увлеченный и ответственный человек. Именно ее инициатива обеспечивает постоянное пополнение банка педагогической информации, широкую его пропаганду. Сегодня коллектив института работает над повышением технологичности учебного процесса. Совершенствование профессиональности, развитие педагогического мышления, умений самоанализа, формирование субъектной позиции педагога требует разработки адекватного образовательного процесса. В практику работы со слушателями вошли диалоговые лекции, круглые столы с обсуждением интегрированных программ; широко используются групповые формы работы с анализом и моделированием технологических карт и творческие мастерские в учреждениях образования под руководством педагогов высшей категории на базе опытно-экспериментальных площадок. Индивидуализируется процесс обучения, организуется самостоятельная работа слушателей. Это сделало более адресной работу с педагогическими кадрами. Важным направлением деятельности института остается работа с сельскими малочисленными и малокомплектными школами, которые имеют свою специфику и серьезные проблемы. Это совмещение преподавания нескольких предметов одним учителем, разнообразие вариантов совмещения, однопредметных и однотипных уроков в начальных классах и др. В апреле 1995 года Ученый Совет института рассмотрел проблемы и перспективы развития малокомплектной школы, принял решение о ее программно-методическом обеспечении. Однако резкое ухудшение экономической ситуации не позволило в полной мере реализовать намеченное. В декабре 1997 года Совет снова вернулся к проблеме сельской школы и рассмотрел вопрос о кардинальных изменениях в подходах к повышению квалификации сельских учителей Новосибирской области. Приказом УНО от 20.11.1997 г. № 342 были определены 5 зональных центров (Карасук, Куйбышев, Татарск, Искитим, Черепаново) повышения квалификации, введена должность методиста-организатора, что позволило осуществлять работу с кадрами на местах даже в этой сложнейшей финансовой ситуации. Только в 1995—98 годах на базе центров и школ проведено 247 выездных курсов и семинаров, обучено 9 701 человек. За последние три года сотрудники НИПКиПРО приняли участие более чем в 20 симпозиумах, семинарах, в том числе международного уровня. Вот тематика только некоторых из них: «Развитие личности в условиях стандартизации образования», «Научное познание учение», «Гуманитаризация образования», «Дополнительное образование: поиск, опыт, находки» и др. Актуальность этих проблем подтвердил семинар работников образования, который практически был подготовлен НИПКиПРО, по теме «Учитель в меняющемся мире». В нем принял участие Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор. В 1998 г. по решению Ученого Совета кафедры начали разрабатывать концепцию интегративного подхода к повышению квалификации, целевую программу учебной деятельности на интегративной основе. Именно такой подход позволяет формировать у педагогов единую картину современного образования, его методологических и концептуально-социальных основ, устранить дублирование и перегрузку в ходе курсовой подготовки. Разработаны учебные программы, которые включают в себя три образовательные области: гуманитарно-мировоззренческую, психолого-педагогическую, социально-предметную. Появилась реальная возможность от междисциплинарных переходов между ранее разъединенными учебными дисциплинами создавать интегральные программы, обеспечивать приобщение слушателей к системной картине мира. Важным направлением деятельности института стала подготовка и проведение аттестации педагогических кадров. Был создан отдел аттестации, которым руководила сначала Анна Николаевна Ткаченко, заслуженный учитель школы РСФСР, а сегодня его возглавляет Марина Николаевна Прощенко. Вместе с ней трудятся опытные методисты Нина Ивановна Савинкова, Элеонора Михайловна Ильина, Анна Васильевна Селиванова. За эти годы сотрудниками кафедр разработаны квалификационные характеристики и требования к работникам различных специальностей, программы теоретического и практического направления аттестации, рекомендации для квалификационных испытаний, создан банк заданий, тестов, педагогических ситуаций. В процессе многочисленных курсов, спецсеминаров, тренингов исследовались уровни педагогической квалификации, мотивация ее повышения как основы профессионального мастерства. За пятилетие аттестованы 33 627 работников образования г. Новосибирска и области, что составляет 72 % от их общего числа. Из них на высшую категорию аттестовались 2 422 человека, на первую — 14 774 человека. Три года в институте работает отдел организационно-подготовительной работы по лицензированию и аттестации образовательных учреждений (нач. отдела — опытный управленец Тамара Андреевна Галкина, методисты — Людмила Алексеевна Пысина, Наталья Ильинична Бабичева, Елена Евгеньевна Герасимова). За 1999 г. выдано 1 719 лицензий на образовательную деятельность, на платные дополнительные услуги — 108. Специалисты НИПКиПРО являются постоянными участниками ВНИКов, творческих групп по разработке программ, концепций, других документов (д. п. н., профессор Василий Яковлевич Синенко, к. п. н Леонид Иванович Боровиков, к. п. н Эльвира Петровна Королева, к. п. н Людмила Алексеевна Каменщикова, к. п. н. Виктор Иванович Варющенко и др.). Создание информационно-издательского отдела (нач. отдела — Елена Ивановна Дударко) и оборудование его соответствующей техникой позволило обеспечить хороший уровень издательской деятельности. Созданы условия для тиражирования учебно-методических комплексов, пособий, дидактических материалов, оперативного ксерокопирования. Издаваемая продукция проходит через утверждение редакционно-издательским советом, которым руководит проректор по научно-методической работе к. п. н. Леонид Иванович Боровиков. 18 мая 1999 г. отметил свое пятилетие музей истории развития народного образования Новосибирской области, созданный при институте. Музей располагает уникальными экспонатами. Сегодня в экспозициях музея их более двух тысяч, в фондах — более 13 тысяч единиц хранения, в которых довольно полно представлена история развития Новосибирской области, г. Новосибирска и НИПКиПРО. Музей приобрел большую популярность среди работников учреждений образования, ветеранов, студентов, школьников не только содержанием экспозиций, но и нетрадиционными формами массовой работы. У истоков музея стоял ректор НИПКиПРО Николай Григорьевич Ошихмин, директор музея Валентина Алексеевна Орлова, энтузиаст, специалист высокого уровня, отличник народного просвещения РСФСР, методисты Светлана Михайловна Бородуля, Олимпиада Ивановна Сычева, Александр Константинович Орлов. В нашем институте, одном из первых учреждений подобного типа, создана и работает маркетинговая служба (отдел маркетинга), которой руководит Ольга Петровна Щербакова (методисты — Наталья Владимировна Ананко, Марина Гарьевна Орлова, Ольга Александровна Романенко). За последние годы многое сделано для создания нормальных условий работы сотрудников института и слушателей курсов: восстановлена теплотрасса, в институте есть горячая вода, смонтирована линия АТС, проведен ремонт многих аудиторий и кабинетов, отремонтирован актовый зал. Уютно и удобно проживающим в новой гостинице. Работает база отдыха «Учитель» в пос. Новый на берегу Обского водохранилища. Разработана программа развития материально-технической базы НИПКиПРО для приведения ее в соответствие с нормативами и требованиями, установленными для образовательных учреждений данного типа при их лицензировании и аккредитации. Критическая ситуация с финансированием заставила коллектив искать пути решения этой проблемы своими силами. Нужно было учиться самим зарабатывать деньги. И надо признать, что отдельные подразделения успешно начали внебюджетную деятельность. Так, только в 1997/1998 учебном году доход от нее составил 941,9 тыс. рублей (кафедра коррекционной педагогики, отделы аттестации, лицензирования, общежития и др.). Сегодня мы работаем в условиях серьезной конкуренции. Есть немало центров повышения квалификации на базе вузов и других образовательных учреждений. Чтобы выжить, нам надо строить работу с педагогическими кадрами на основе изучения их профессиональных интересов и потребностей в области теории, содержания и технологий образования. В институте сложился творческий коллектив, в котором удачно сочетаются молодые специалисты, начинающие свой путь в науку, опытные ученые и методисты, располагающие богатым опытом работы с педагогами, знанием ситуации в учреждениях образования области. И это вселяет уверенность в то, что институт успешно будет развиваться и действовать. Шестьдесят... Это время, когда опыт, поиск и творчество, соединяясь, открывают новые перспективы в деятельности коллектива. Пожелаем же ему крепкого здоровья, удач и успехов, благополучия и счастья. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |