Ориентиры лета Современная социокультурная ситуация характеризуется глубокими преобразованиями в разнообразных системах общественной жизни. Основательным изменениям была подвергнута система воспитания подрастающего поколения. Это нашло отражение в ряде законодательных документов, защитивших интересы детей, подростков и молодежи. Именно в соответствии с законодательными актами последних лет осуществляется переустройство всей воспитательно-образовательной системы России. При этом, безусловно, учитывается позитивный прошлый опыт, используется база образовательно-воспитательных учреждений, сумевших определиться в целях и задачах своей деятельности, отвечающих интересам ребенка. Одним из таких учреждений является детский оздоровительный лагерь «Дзержинец». Существенным моментом в его работе явилось определение принципов деятельности в новых условиях, ориентированных на парадигму педагогического взаимодействия, обеспечивающую гуманистический подход. Суть гуманистического подхода заключается в сохранении физического, психического и социального здоровья подрастающего поколения. На это направлены усилия образовательно-воспитательных учреждений, в том числе и летнего детского оздоровительного лагерь «Дзержинец».
Лето у каждого человека ассоциируется прежде всего со словом «отдых». Словосочетание «летний отдых» прочно вошло и в педагогический лексикон. Летний отдых — период интенсивного физического, психического и социального взросления ребенка (это отмечают и педагоги), именно лето дает возможности для личностного роста. Летний период в личностном плане более напряженный, чем зимний. Лето часто рождает проблемы для самого ребенка, поэтому очень важно создать адекватные педагогические условия формирования личности в летний период. Попадая в новые условия, ребенок не испытывает непосредственного влияния школы и школьного сообщества сверстников. Расширяется поле социального взаимодействия ребенка, меняется круг его общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Можно утверждать, что среда ДОЦ и сверстники становятся ведущими факторами развития и условиями формирования личности. Важнейшим средством являются разнообразные формы организации деятельности и общения, которые существенно отличаются от привычных школьных и домашних норм и правил. Детские оздоровительные учреждения призваны укреплять, поддерживать и сохранять здоровье личности . В системе детского оздоровительного центра потенциально заложены условия, обеспечивающие разнообразные виды деятельности и общения. Это создает определенное образовательно-воспитательное пространство, попадая в которое ребенок реально может выбирать то, что его привлекает, интересует, развивает. Разумная организация досуга формирует навыки проведения свободного времени. Именно личное участие в программах ДОЦ способно создать такой ценный значимый опыт, который будет сопровождать человека всю жизнь. Важнейшим моментом деятельности ДОЦ являются взаимоотношения с педагогами, построенными на гуманистических основаниях. Именно они создают ту уникальную неповторимую психологическую атмосферу, которой отличается образовательно-воспитательное пространство каждого ДОЦ. В основе деятельности детского оздоровительного лагеря «Дзержинец» лежат следующие принципы современной педагогики: • принцип креативности (творческого начала) реализуется на основе учета желаний и возможностей каждого ребенка путем создания ситуации выбора вида деятельности, где он может проявить себя; • принцип индивидуального роста каждого ребенка — через игровые позиции и участие в программах разного уровня (микрогруппа, отряд, хобби-центр и т.д.); • принцип культуросообразности — развитие и открытие себя возможно в определенной среде, не противоречащей природе ребенка; • принцип целостности педагогического процесса реализуется через создание единого воспитательно-образовательного пространства, единую систему педагогических требований, совместную деятельность всех служб на идею смены; • принцип игровой позиции педагога — каждому взрослому-участнику смены важно не только помочь ребятам открыть себя, но и самому попробовать свои силы в разных ролях; • принцип коллективности осуществляется на основе создания благоприятного психологического климата как внутри отряда, так и всего лагеря в целом. Реализация этих принципов происходит в предполагаемой игровой практической деятельности. В смене «Академия Чудес» принцип индивидуального роста реализуется путем получения каждым ребенком определенного звания, в зависимости от его участия в программе смены: МАСТЕРОМ может стать тот, кто принимает участие во всех объявленных Академией сюрпризах, участвует в организации и проведении не менее трех сюрпризов на уровне факультета (отряда); ТВОРЦОМ может стать тот, кто принимает активное участие в работе факультета или хобби-центра, является инициатором организации и проведения не менее трех сюрпризов на уровне хобби-центров и между факультетами; МАГИСТРОМ может стать тот, кто активно участвует в программах Академии, является организатором не менее трех сюрпризов на уровне всей Академии, является организатором собственного хобби-центра (не менее трех человек). Присвоение каждого из званий происходит на общем сборе всех слушателей Академии с вручением знаков отличия (квалификационного удостоверения и магистерской шапочки соответствующего цвета). Получение ребенком определенного звания дает ему возможность работать в одном из трех советов: Совет Мастеров (решает вопросы о присвоении соответствующих званий тем ребятам, которые проявили себя), Совет Творцов (совместно с кураторами-вожатыми разрабатывает идеи тематических дней и игровых программ смены), Совет Мастеров (его основная задача — устранять препятствия на пути совершения сюрпризов; этот совет работает совместно с кураторами-вожатыми). Принцип целостности педагогического процесса в смене «Академия Чудес» проявляется в том, что все обслуживающие подразделения ДОЦ участвуют в работе Академии, как соответствующие факультеты, и принимают участие в организации и проведении всех сюрпризов и программ. В условиях смены-путешествия «21 день вокруг света» эти службы участвуют в «кругосветке» как самостоятельные отряды единой экспедиции ДОЦ наряду с детскими отрядами. Игровая позиция педагога меняется в зависимости от логики развития смены: в организационный период важно знать, как ребята реагируют на идею смены, как относятся к хобби-центрам, чем могут порадовать друг друга в отряде, факультете, экспедиции. Поэтому в этот период игровая позиция педагога заключается в создании условий для свободной фантазии и творчества каждого (это могут быть такие формы, как «Я + ТЫ = МЫ», «Творческий автограф»). В основной период очень большое место занимает ежевечерний анализ дня («огонек», костер).Очень важно, чтобы средствами игры в группе были заложены душевные, дружеские отношения. Особое внимание следует уделять тем, кто уже получил звание, помочь им справиться с новой ролью. В это время в каждом отряде (экспедиции, факультете, делегации) появляются свои традиции и праздники. Таким образом, ДОЦ оставляет ребенку реальную возможность проявить свои потенциальные способности, личную инициативу и завоевать уважение к своей индивидуальности, а педагогически направленная организация летнего отдыха детей создает условия для целостного развития и формирования личности ребенка. Очень важно, чтобы пространство было грамотно и педагогически целесообразно инструментировано. Важнейшим средством в условиях ДОЦ у педагогического коллектива может выступить сюжетно-ролевая игра. Обращение к игре не случайно. Игра понятна и близка как взрослому, так и ребенку. Игра дает простор для проявления лучшего, что есть в ребенке. Она содержит в себе тенденции развития. Правила в игре есть правила ребенка для самого себя, правила внутреннего самоограничения и самоопределения. Игра демократизирует общение, создает обстановку психологической защищенности. Интересно и грамотно организованная игра способна создать ситуацию успеха, которая оказывает огромное положительное воздействие на статус ребенка в детском сообществе, формирует его активную, творческую заинтересованную позицию. Таким образом, в игре потенциально заложены условия, обеспечивающие творческий, интеллектуальный, нравственный и личностный рост ребенка через активное включение его в жизнь и деятельность детского центра, а для педагогов она выступает универсальным средством, позволяющим построить с детским сообществом отношения сотрудничества и сотворчества. Одновременно игра «заряжает» детское сообщество значимым для него эмоционально-положительным потенциалом, делает детский оздоровительный центр привлекательным для современных школьников. Важным является и тот момент, что игра создает условия для всех уровней самовыражения личности. Таким образом, творческо-ролевая игра позволяет создать такое единое воспитательно-образовательное пространство, в рамках которого происходит разноплановая реализация интересов и потребностей детей. Создание единого воспитательно-образовательного пространства предполагает: • единство всех служб ДОЦ, выдвижение единых педагогических требований, принятие всеми сотрудниками и детьми целей и задач деятельности, позволяющих личности открыть себя; • формирование единой системы ценностных ориентаций, способствующих развитию личности; • приобретение детьми практических умений и навыков в конкретных видах деятельности (прикладное и техническое творчество, художественно-эстетическое, спортивно-туристическое направления). Самосознание — это знание своего «Я». Соответственно, самооценка, самопринятие, самоуважение — это оценка, принятие и уважение своего «Я». Открытие «Я» — это знание о своем знании своего «Я». Саморазвитие — это сознательное изменение и столь же сознательное стремление сохранить в неизменности свое «Я». Цели, направления и средства этих изменений каждый определяет сам. Мы предполагаем, что это возможно через три последовательные ступени: 1. самовыражение через определение для себя новой позиции, новой роли, нового временного пространства на основе полноценной информации об идее смены, выбор направления деятельности в рамках смены; 2. самовыражение через различные варианты игровых ролей, актуализирующих наиболее значимые свойства личности; 3. самовыражение через создание коллектива, когда детское сообщество создает возможность быть выше самого себя. Эта идея на практике может быть реализована через индивидуальный рост каждого ребенка, который в игровой ситуации выражается в получении определенного звания. Например, «Творец» в смене «Академия Чудес» или «Путешественник», «Первопроходец» и «Открыватель Нового» в смене «21 день вокруг света». Ребенок самостоятельно выбирал тот уровень, на котором он чувствовал себя наиболее комфортно: отряд (делегация, экспедиция, факультет), творческие межотрядные объединения (хобби-центры), единые Советы (совместные творческие группы детей и взрослых по разработке и организации программ смены ). За период с 1996 по 1998 год в детском оздоровительном лагере были организованы и проведены разные творческо-ролевые игры: заочное космическое путешествие «От звезды к звезде», «Город Чудноград», «Путешествие за восьмым чудом света», экономическая смена «Бизнес-Сити», «Экспедиция Великих Открытий», посвященная 300-летию Российского флота, «Радуга Фестивалей», «Академия чудес», «Тайны созвездия Детства» и другие. В разработке этих смен активное участие принимали выпускники Таким образом, сегодня мы можем говорить о создании системы воспитания и образования нового типа, в которой создаются условия для саморазвития личности. На создание такой системы и направлена вся деятельность детского оздоровительного лагеря « Дзержинец». Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |