Игры, в которые играют лидеры Сегодня меняются устоявшиеся представления о социально-педагогических функциях детских общественных объединениях. Обращение к творческому потенциалу личности, развитие способностей, индивидуальных черт растущего человека, создание условий для выбора и получения информации, отказ от традиционных обязательных массовых мероприятия — вот неполный перечень проблем, решаемых руководителями детских объединений в работе с юными лидерами.
Моделировать и совершенствовать деятельность юных лидеров помогают деловые игры. Это хорошая форма для коллективного познания. Деловые игры отличаются простотой и обширной сферой применяемости. В этих играх руководитель находится вне игры и наблюдает за работой ребят. Нижеперечисленные игры часто используются в детских объединениях при работе с лидерами. " Наш календарь" Цель — обучение коллективному планированию деятельности детского сообщества. Все участники этой игры делятся по микрогруппам, используя старые листы календаря. Первый раз они объединяются по месяцам. Ведущий всем микрогруппам дает первое задание, которое они выполняют в течение 30 минут. Им предстоит выпустить пресс-листок «Хотим сказать спасибо за...». Ребята обсуждают и выбирают одно дело, которое им запомнилось и понравилось в прошедшем учебном году. В своем пресс- Когда через 30 минут все собираются в одном зале, каждая группа творчески защищает выбранное дело. Из пресс-листков оформляется выставка «Вернисаж незабываемых дел». Далее все участники объединяются в микрогруппы, например, по дням недели. Второе задание — «Листок календаря», которое выполняется за то же время, включает в себя разработку проекта будущего дела, которое еще ни разу не проводилось в этом детском сообществе. Ребята вместе разрабатывают проект и решают, кто его будет представлять. Во время представления пресс-центр название каждого проекта пишет на отдельных листках. После защиты проекта каждый участник имеет право поставить свою подпись под названиями тех проектов, участником которых он хотел бы стать. Для выполнения третьего задания участники снова делятся на новые микрогруппы, например, по времени проведения праздников (лето, осень, зима, весна). Их задача придумать рекламу того кружка, который продолжал бы работу в новом году или будет организован. Время для подготовки — 30 минут. Во время выступления микрогрупп пресс-центр на листе ватмана записывает предложения ребят. Результат игры: планирование работы на будущий год. "Выбор" Цель: выявление лидеров в детском сообществе. Все участники делятся на микрогруппы по цветным жетонам. Для успешной работы группы рассаживаются вокруг стола. В центре стола лежат цветные жетоны (3 цвета), фломастеры для каждого, листы чистой бумаги. Выполнение заданий проходит по следующей схеме: • получение задания от ведущего; • обсуждение в группе, во время которого ничего нельзя делать; • выполнение задания по команде ведущего в полной тишине; • представление своей работы, • подведение итогов. После каждого задания в группе решают, кому вручить жетоны: красного цвета — инициаторам предложения, зеленого цвета — исполнителям, желтого цвета — тем, кто во время выполнения руководил работой. Перед каждым новым заданием обладатели красных жетонов переходят в соседнюю группу. 1 задание. «Портрет лидера» Нарисовать портрет современного лидера, отражающий все его качества. 2 задание. «Действующий механизм» Построить любой действующий механизм. Материал выбирают сами (бумага, из членов группы). 3 задание. «Найти выход» Группе задается экстремальная ситуация. Задача группы — найти только один выход из сложившийся ситуации. 4 задание. «Памятник» Каждой группе выдаются старые газеты, скрепки, скотч. Задача — из этих материалов построить памятник любому сказочному герою, который ближе всего данной команде. В финале игры ведущие вместе с ребятами решают, обладатели каких жетонов являются лидерами, т.е. теми людьми, которые ведут за собой (обладатели красных жетонов — явные лидеры, обладатели желтых жетонов — скрытые лидеры). Сталь Анатольевич Шмаков выделял: «... деловые игры способствуют приближению к реальной практике, деятельности с целью научения чему-либо. Она деловая, так как прагматически направлена на кон-кретное дело». Конкурсно-игровая программа «Лидер» адресована ребятам, которые мечтают стать настоящими организаторами интересной жизни, и тем, кто сделал только первые шаги по лидерской тропе. Данная программа может быть стартом школы для юных лидеров, так как участники программы знакомятся с теми качествами, которыми должен обладать современный лидер в детском сообществе. Перед началом игры все участники разбиваются на две команды. Затем каждой команде раздаются геометрические жетоны из цветной бумаги, которые распределяются между участниками (5 квадратиков, 4 треугольника, 3 круга, 2 трапеции, 1 звездочка). Оформление программы На сцене — зашифрованное слово «ЛИДЕР» (все буквы написаны на отдельных листах и сверху прикрыты, как в «Поле чудес»). Перед каждым конкурсом открывается по одной букве, начиная с конца слова. Оборудование Для первого конкурса — карточки с психологическими состояниями (по две на каждое состояние): задумчивость, радость, гнев, печаль, ирония, испуг, удивление, страх, скука, восхищение, подозрение, отвращение. Для второго конкурса — 8 бумажных квадратов (1м х 1м) или 8 листов газеты. Для четвертого конкурса — 2 карандаша, 1 клеящий карандаш, 1 коробок спичек каждому участнику. Сценарный ход программы Первый конкурс В е д у щ и й. Каждый активист должен обладать организаторской проницательностью, способностью сопереживать другому человеку. Такое состояние называется ЭМПАТИЯ. Ведущий приглашает по 5 человек из команд, у которых квадратики. Четырем участникам на спину крепятся карточки, изображающие лица в определенном состоянии, и говорится им на ушко, какое состояние передает рисунок. Их задача — изобразить то состояние, которое получили, без слов. Пятый участник из команды должен угадать состояния, которые изображают его товарищи, и распределить карточки между ними; его карточка с состоянием должна совпадать с карточкой на спине участника. Победитель открывает букву Р. Второй конкурс Для конкурса требуется 4 человека из каждой команды, поэтому на сцену приглашается «ребята с треугольниками». В е д у щ и й. На полу разложены 8 листов ватмана соответственно числу участников конкурса. У каждого активиста должна быть склонность к организаторской работе. Поэтому каждый из вас сейчас, пока играет музыка, соберет на свой лист участников из зала — это будет ваша команда. Задача: организовать какую-либо деятельность в своей команде (например, игровую). Победитель открывает букву Е. Третий конкурс Ведущий говорит о том, что активист должен обладать убеждениями, то есть может убедить кого угодно в чем угодно. На сцену выходят обладатели круглых жетонов. Ребята из одной команды должны придумать рекламу школы «Лидер». Три участники из одной команды готовят свою рекламу, используя одни глаголы, а три участника из другой команды готовят рекламу, используя прилагательные. Победитель открывает букву Д. Четвертый конкурс В е д у щ и й. А теперь поговорим об индивидуальности организатора. Ведь каждый по-своему подходит к делу. Давайте проверим. На сцену приглашаются обладатели трапеций, их задача — придумать и провести конкурс с предметами, которые им выдали (2 карандаша, 1 клеящий карандаш, 1 коробок спичек). Победитель открывает букву Е. Пятый конкурс На сцену выходят по одному представителю команд, обладатели «звезд». В е д у щ и й. Активист понимает, что «один в поле не воин» и чтобы организовать работу, надо в каждом увидеть изюминку и дать ему дело по душе, поэтому ваша задача — собрать что-нибудь с каждого представителя вашей команды и оформить лидерский клад команды, а главное — сделать его презентацию. Победитель открывает букву Л. Подведение итогов. Награждение победителей. Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети |