Внедрение информационных технологий в учебный процесс педучилища

 Начало моей работы в педагогическом училище совпало с первыми шагами реформы общеобразовательной и профессиональной школы 1985—1986 годов. В одном из разделов основных направлений реформы указывалось на необходимость вооружать учащихся знаниями и навыками использования современной вычислительной техники, обеспечить широкое применение компьютеров в учебном процессе. В 1985 году в педагогическом училище появился новый предмет — «Основы информатики и вычислительной техники», который дал возможность создать альтернативную систему обучения более высокого качества. Традиционный метод обучения чаще всего представляет собой урок, где учитель пытается передать одновременно всему классу сумму знаний, определенную программой. За недостатком времени меньше внимания уделяется самостоятельной работе студентов, а тем более индивидуальной работе с каждым обучаемым. В системе образования преобладает консервативная модель обучения, которая носит преимущественно репродуктивный характер. Этот тип обучения мало эффективен в деле развития творческого потенциала человека, его познавательных и личностных возможностей.

Из пассивного изучения предмета по традиционной системе обучение с помощью компьютера превращается в активную, даже бурную деятельность учащегося, где проявляется его личный интерес и личный подход. Опираясь на рабочую программу по информатике для специальности 0312 «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы», сформулировал следующие задачи:

1. Сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию в учебной деятельности.

2. Научить студентов работать с операционными системами, языками программирования, с текстовым редактором, графическим редактором, с электронными таблицами.

В педагогическом училище основной целью является подготовка учителей начальных классов, способных использовать компьютер в своей профессиональной деятельности. Гуманизация учебно-воспитательного процесса позволяет на первое место поставить в своей деятельности личностно-мотивационный подход студентов к изучению данного предмета. Человек развивается только в процессе собственной деятельности. Эта деятельность возникает тогда, когда действия человека целенаправленны и внутренне мотивированны. Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель обучения, поэтому в мотивации следует учитывать «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Я стараюсь так организовать процесс обучения, чтобы он стал активным, по возможности самостоятельным и творческим. Таким образом, учебная деятельность на занятиях приобретает для студента личностный смысл, создает устойчивый интерес к ней и превращает внешне заданные цели во внутренние потребности личности.

Весь учебный процесс состоит из трех учебных курсов. Первый, второй курс являются базовыми, третий — специализированный. Базовый курс предназначен для студентов с неполным средним образованием для получения начальных знаний по информатике. Итогом курса является хорошее владение клавиатурой и навыками самостоятельной работы на компьютере. Спецкурс предназначен для студентов, имеющих базовые знания. Итог — хорошее владение текстовым и графическим редакторами, умение составлять и исполнять задание по любому предмету в начальной школе, умение разрабатывать и реализовывать сценарии уроков с применением компьютера в начальной школе. Для успешной реализации данной концепции я активно сотрудничаю с ведущими методистами учебного заведения. В основу курса положена система обучения работе на компьютере с применением пакета прикладных программ, позволяющих создавать тексты, рисунки, мелодии. При изучении методики применения компьютера в начальной школе использую знания, полученные в курсах изучения педагогики, психологии, математики, русского языка.

Обучение работе на компьютере ориентировано на индивидуализацию работы в условиях коллективной деятельности, в рамках единого учебно-воспитательного процесса. Компьютер выступает как объект изучения и средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность. В процессе обучения приходится учитывать низкий уровень школьной подготовки студентов нового набора и неустойчивый интерес к профессии. Кроме того, практика показывает, что средний уровень знаний по информатике у выпускников общеобразовательных школ крайне низок и практически всем приходится начинать с нуля. Для решения этих задач использую как традиционные средства обучения (учебник, таблицы), так и нетрадиционные (опорные конспекты, различные компьютерные программы). Я стараюсь так структурировать и учебный процесс, и учебный материал, чтобы в ходе изучения каждой темы студенты получали определенные знания и умения, необходимые при работе на компьютере в их профессиональной деятельности. Это прослеживается в рабочей программе. При отборе содержания учебного материала в первую очередь учитываю специфику предмета и использую в своей работе такие виды деятельности: 1) познавательную — в процессе ее студенты получают знания по предмету — устройство современных компьютеров, принципы организации вычислительного процесса, построение алгоритмов и способы программирования на языке Бейсик; 2) эмоционально-творческую, выражающую эмоциональное состояние, помогающую студентам учиться творчески подходить к своей работе. Например, при изучении темы «Текстовой редактор» студенты творчески составляют, набирают на компьютере, отпечатывают методические пособия для начальной школы, в которые входят физминутки, фрагменты уроков, раздаточный материал для устного счета (этот материал в дальнейшем используется на пробных уроках и непрерывной практике). Кроме того, практически все студенты III, IV курсов могут набрать и отпечатать реферат или курсовую работу по предмету; 3) ценностно-ориентационную деятельность. Стараюсь придать каждому занятию определенную цель и ценность. Студенты в конце занятия говорят, что нового они узнали для себя, где и зачем им это пригодится в педагогической деятельности; 4) исследовательскую деятельность — студенты могут набрать собственные программы, проверить их в действии, составить фрагменты уроков с использованием компьютера, сценарии уроков, изготовить карточки для самостоятельных и контрольных работ по математике в начальной школе. Студенты учатся анализировать, сравнивать, обобщать, то есть включаются в активную познавательную деятельность.

Мотивационная сторона в данном случае имеет очень большое значение. Лучшие работы студентов оформляются в кабинете на стендах, используются на пробных уроках, включаются в сборники, которые готовим к выпуску.

Исходя из того, что меня интересует, прежде всего, деятельность студентов, то есть организационная сторона, ведущим принципом организации и проведения учебного процесса считаю:

1. Принцип самодеятельности. Он предполагает формирование у студентов такого качества, как стремление к самовыражению — выполнение творческих работ, обеспечить его мне помогают также деловые игры. Они представляют собой освоение материала в ролевом исполнении, что способствует профессиональной подготовке будущих учителей. Организационные формы игры на первых порах — микрокласс и микроурок. Каждый микрокласс получает карточку с заданием от ассистента, затем в течение определенного времени работает со своим учителем. В конце игры слово предоставляется эксперту. Так как студентам необходимо понять принцип работы, сначала включаю в уроки только элементы деловой игры: подбор материала, разработка вопросов для анализа темы, подготовка упражнений, продумывание методических требований к составлению пособий для начальной школы.

2. Операционно-деятельностная сторона этого процесса определяет принцип самоорганизации. В первую очередь моя задача — помочь студентам освоить умение и навыки рационального программированного обучения, особенно ценным оно становится при индивидуализации обучения в группе. В начале изучения темы ставлю общие цели, намечаю объем самостоятельной и практической работы студентов и знакомлю их с ней. Все это помогает студентам в дальнейшем успешно готовиться к занятиям.

3. Особую роль отвожу принципу развития личности в процессе обучения. Учитывая и типологическую, и индивидуальную линию единого процесса развития, наблюдая за работой студентов, пришел к выводу, что они любят работать в «творческих группах». Особенно нравятся студентам такие формы работы, которые дают им возможность проявить самостоятельность, эрудицию и творчество. Студенты II курса составляют свою собственную программу, состоящую из четырех страниц: первая — титульный лист программы; вторая — подбирают текст стихотворения; третья — рисуют рисунок по тематике стихотворения; четвертая — подбирают музыкальный фон к стихотворению. Наиболее удачные программы включаются в методическую копилку — это способствует повышению внутренней мотивации учения. Учу студентов рассуждать, преодолевать сложные ситуации; стараюсь, чтобы их увлекал сам процесс учения и самостоятельное получение знаний.

4. Особое место занимает формирование ответственного отношения студентов к обучению. Прежде всего интересуюсь личностью студента, его ориентацией на успех в деятельности и, как следствие, ощущаю их готовность сотрудничать.

Мне особенно дороги уроки-смотры знаний по соответствующему алгоритму, который включает и устный ответ студента, и выполнение практической работы; в конце базового курса обучения каждый студент выполняет свою программу; в конце специализированного курса готовят учебно-наглядные пособия для начальной школы. На таких занятиях дается всесторонняя оценка подготовленности студентов к использованию компьютера в своей профессиональной деятельности. Такие занятия повышают уровень ответственности, а также развивают ценностно-ориентационную деятельность. Студенты осознают, где они могут применить свои знания и умения.

Кроме перечисленных форм, использую также в своей работе лекции, конференции, зачеты, собеседования и т.д. Кроме того, на уроках информатики проводим интегрированные уроки по изучению некоторых тем алгебры и геометрии, например: тема «Построение графиков тригонометрических функций».

Существуют различные системы измерения результатов обучения, воспитания и развития личности. Существенную роль играет контроль знаний и умений, который выполняет обучающую, диагностическую, коррекционную, развивающую и воспитывающую функции, а также является средством усиления мотивации. В качестве промежуточного контроля я использую карточки с контрольными и практическими заданиями на различном уровне, тестовые задания, семинары. Итоговый контроль проводится в конце семестра: контрольные работы, зачеты, смотр знаний. Все перечисленные формы, способы, средства, приемы работы не принесут должного успеха, если их использование не вызывает у студентов эмоционального подъема, успеха в учебной деятельности. Следовательно, в первую очередь необходимо обеспечить мотивацию учения и положительного отношения к нему. Естественной потребностью студентов должно стать стремление к творчеству.

Во внеурочное время веду занятие кружка по информатике. Моя задача — дать студентам дополнительные практические навыки работы на компьютере, постараться защитить их в такое трудное время. Я понимаю, что не все из них смогут найти место учителя начальных классов — пусть работают операторами ЭВМ. Одной из серьезных проблем является нехватка современных персональных компьютеров и литературы по предмету в кабинете информатики. В перспективе планируется подключение к информационной сети. В этом вопросе необходимо активное сотрудничество ведущих методистов нашего учебного заведения, а также безусловная поддержка и практическая помощь администрации училища. Ориентируясь на требования Государственного стандарта, практически все студенты третьего курса достигли запланированного уровеня профессионального усвоения знаний, умений и навыков. Студенты могут использовать компьютер и программное обеспечение применительно к профессиональной деятельности.

Мои выпускники работают в школах учителями информатики: в Светлополянской средней школе — Валентина Сергеевна Федорова, в Егоровской средней школе — Любовь Николаевна Голдиленкова, в школе-интернате № 16 — Ольга Леонидовна Тютикова. При кабинете информатики в училище работает специализированный курс подготовки пользователей компьютеров IВМ РС, на котором проходят обучение выпускники общеобразовательных школ района, преподаватели и лаборанты педагогического училища, а также представители государственных учреждений и организаций, что дает им определенные преимущества при дальнейшем трудоустройстве.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети