Уважаемый читатель!

 Этот номер журнала не совсем обычный, не планируемый заранее. Дело в том, что предыдущий номер мы посвятили детям, которые нуждаются в особом внимании педагогов. Как писал во вступительной статье главный редактор журнала, ректор НИПКиПРО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор В.Я. Синенко: «Практика последних лет работы с одаренными детьми в нашей области показывает, что пока традиционные приемы школьного обучения и воспитания далеки от задачи развития творческого потенциала растущей личности. Наблюдения, выборочные эксперименты, проведенные за это время, наглядно иллюстрируют, насколько сложно и хлопотно перестроить систему обучения, изменить отношение учителей к «нестандартным» детям, порой доставляющим школе много трудностей. Постепенно выявляются механизмы, формирующие у одаренного ребенка синдром избегания, маскировки своих возможностей» («Сибирский учитель», № 3. — С. 6.). И далее: «Пока нет комплексной диагностики, позволяющей определить общую и специфическую одаренность, склонность ребенка к тому или иному виду творчества. Одаренность обнаруживается только тогда, когда ей каким-то образом удалось проявиться и закрепиться. Еще не полностью учитывается тот факт, что в силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям. В этой области имеется дефицит знаний об особенностях поведения и мышления одаренных детей, их личностном развитии и воспитании» («Сибирский учитель», № 3. — С. 6.).

Особую роль учителей в специальных школах отмечает Л.А. Сайдакова, заместитель главного редактора, проректор по научно-методической работе НИПКиПРО, доцент, кандидат географических наук: «Учителю коррекционной школы необходимо определенным образом структурировать свою деятельность. Очень важно обладать полной и достоверной информацией об учащихся для определения направлений индивидуального и дифференцированного обучения, коррекционной работы. Педагогический диагноз представляет собой прогноз обучаемости ребенка, и более точным он будет, если педагогу известны причины отклонений в познавательной деятельности» («Сибирский учитель», № 2. — С. 20.).

Научные проблемы, столь четко поставленные, видимо, всколыхнули творческую мысль педагогов, которых эти проблемы касаются ежедневно. В адрес редакции поступило большое количество статей от учителей-практиков о проблемах работы с детьми различного уровня интеллекта. Поэтому редакция решила продолжить разговор о детях XXI века. Не рискуя невольно навязать свое мнение читательской аудитории, редакция журнала воздерживается от дальнейших комментариев и представляет на суд читателей статьи этого номера, которые по сути являются откликом на поднятую журналом тему.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети