"Таланты редки, их надо беречь и сохранять. В них настоящая живая сила нации". В.И. Вернадский
Каждый человек — целая вселенная. Его жизнь уникальна, и возможно, поэтому интересна окружающим. Школа — это место, где мы, учителя, наблюдаем, как растут наши дети. Насколько они все разные, неповторимые, индивидуальны. Природа заботится об уникальности любого вида, и каждый ученик в школе по-своему уникален. Каждый человек приходит в этот мир, чтобы создать свою жизнь, найти себя; у кого-то есть способности к музыке, кто-то проявляет интерес к науке, кто-то хорошо рисует и пишет стихи. Сколько детей — столько способностей, но они зависят от анатомо-физиологических особенностей человека, от социума, который окружает его, семьи, школы.
Способность к выдающимся достижениям в любой сфере человеческой деятельности есть одаренность. Признаки одаренности могут проявиться в разные периоды жизни, когда в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а через несколько лет его явное опережение сверстников куда-то исчезает. Здесь не последнюю роль играет учитель. Взяв новый класс, проводишь первичную диагностику с помощью различных опросников, наблюдений, беседуешь с каждым учеником индивидуально. Важным источником информации являются родители; многие хорошо чувствуют необычность своего ребенка, ведь одаренного ребенка отличает от других более быстрое развитие, речь, богатый словарный запас, быстрота и точность выполнения умственных операций, стремление к творчеству, высокая познавательная активность и конечно оригинальность его мышления (гибкость, оригинальность, точность). Одаренный ребенок любознателен, энергичен, все помнит и весьма самостоятелен. Наблюдая за такими детьми, иногда встречаешь, что среди интеллектуалов есть блестящие ученики, есть троечники и даже двоечники по некоторым предметам. Наверное, это зависит от отношения к учению, к школе и даже к учителю.
В нашей школе есть классы развития, в которых учатся и одаренные дети. Вместе с психологом мы определяем интеллектуальный коэффициент ребенка (IQ), когда они выполняют задания, соответствующие его возрасту. Для развития мыслительного процесса на уроках биологии я использую задания для одаренного ученика, которые начинаются со слов: «сформулируйте», «установите», «соотнесите», «покажите взаимосвязь», «объясните смысл», «найдите противоречия», «выскажите свою точку зрения». Часто на уроках провожу конкурсы эрудитов, задаю вопросы на «засыпку» (вопросы повышенной сложности), интеллектуальные марафоны. Развитию одаренности способствует и групповая работа на уроке; она ценна тем, что внутригрупповая проблема, которую решают все члены группы, сближает детей, таким образом учебные дела сменяются человеческими отношениями. В группе создают что-то новое, что выводит их на более высокий уровень саморазвития, дает возможность быть авторами идей, активными творцами, умение ставить перед собой цель и искать способы ее достижения.
Чтобы это реализовать, необходимы системный подход к обучению одаренных детей, современная диагностика их способностей, соответствующее программное обеспечение, новые учебники, а также профессионализм учителя, способного работать с одаренными детьми.
|